Программа «Лидеры в стране РДШ»

 

 В настоящее время в нашей стране всё актуальнее становится проблема активизации детского общественного движения. Стремление к объединению естественная потребность детей и подростков. Дети объединяются в детскую организацию тогда, когда видят перспективу интересной жизни. Здесь происходит их самопознание, саморазвитие и самореализация. Активно участвуя в делах детской организации, дети реализуют свой индивидуальный, творческий и лидерский потенциал в пространстве сегодняшней жизни, приобретают социальный опыт, тем самым формируется их гражданское самосознание, личная жизненная позиция. Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536 была создана общероссийская общественно – государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников» (РДШ). Организация ведёт работу по четырём основным направлениям – личностное развитие, гражданская активность, военно-патриотическое и информационно – медийное направления.

Программа разработана для детей в возрасте от 7 до 17 лет. Такой подход к возрастному составу способствует созданию хорошего микроклимата в коллективе, где каждый ребёнок чувствует себя комфортно. Старшие во всём помогают младшим. В результате постоянной совместной деятельности дети учатся работать и жить в коллективе, радоваться за успехи своих друзей.

Младший школьный возраст охватывает детей в возрасте от 7 до 11 лет (I – IV классы). Это возраст достаточно заметного формирования личности. В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Младшие школьники очень эмоциональны. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, печали, страха, удовольствия или неудовольствия. В-третьих, эмоциональность выражается в их большой эмоциональной неустойчивости, частой смене настроений. С годами всё больше развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Средний школьный возраст охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет (V-VIII классы). 6 Для данного возраста достаточно характерны упрямство, эгоизм, уход в себя, острота переживаний, конфликты с окружающими. В подростковом возрасте происходит интенсивное нравственное и социальное формирование личности. Идёт процесс формирования нравственных идеалов и моральных убеждений. Часто они имеют неустойчивый, противоречивый характер. Дети среднего школьного возраста вполне способны понять аргументацию педагога, родителей, согласиться с разумными доводами. Следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Важно также поощрять самостоятельность мышления, высказывание школьником собственной точки зрения. Хороший эффект даёт периодическая смена видов деятельности. Средний школьный возраст – самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся интересны мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.

Старший школьный возраст охватывает детей в возрасте от 15 до 17 лет (IX–XI классы). Старший школьный возраст – период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования нравственных качеств гражданина и патриота. Требовательность к окружающим людям и строгая самооценка свидетельствуют о высоком уровне самосознания старшего школьника, а это, в свою очередь, приводит старшего школьника к самовоспитанию. В отличие от подростков у старшеклассников отчётливо проявляется новая особенность – самокритичность, которая помогает им более строго и объективно контролировать своё поведение. Дети стремятся глубоко разобраться в своём характере, в чувствах, действиях и поступках, правильно оценить свои особенности и выработать в себе лучшие качества личности, наиболее 7 важные и ценные с общественной точки зрения. В этом возрасте появляются такие качества, как самостоятельность, ответственность, организованность, стремление к самостоятельной творческой деятельности, уравновешенность и самоконтроль. В период старшего школьного возраста чрезвычайно значимо общение со сверстниками. Но, если раньше оно носило поверхностный характер, то теперь общение становиться более интересным и глубинным.

Педагоги

Корчагин Максим Александрович - учитель географии и ОБЖ, председатель первичного отделения РДШ МБОУ СОШ №90 ХЭЦ

Стаж работы 4,5 лет. Курсы повышения квалификации: апрель 2020 г. Новосибирский открытый колледж: "Цифровизация образовательного процесса: Методики, технологии, инструменты"; 72 часа, НГПУ 2019 г.;

Победитель полуфинала всероссийского конкурса "Учитель будущего", победитель первого чемпионата компетенций вожатых Сибирского федерального округа.

Расписание

Занятия проходят 2 раза в неделю:

вторник 13:30-14:30

пятница 13:30-14:30

Содержание программы

Что такое детское движение.
История зарождения, становления и развития детского движения.Скаутское движение.
История скаутского движения. Кто такие скауты. Структура, формы и содержание деятельности скаутского движения. Законы и заповеди скаутов. Символы, атрибуты, девиз, эмблема. Традиции, обещание скаута.Пионерское движение.
Всесоюзная пионерская организация. История организации. Кто такие пионеры. Порядок приёма в пионеры. Структура, маршруты деятельности. Пионерские атрибуты, символы и ритуалы. Девиз, законы, торжественное обещание. Пионерская форма. Известные пионерские лагеря «Артек», «Орлёнок», «Океан». Пионерские издания. Известные газеты и журналы – «Пионерская правда», «Пионер», «Весёлые картинки», «Юный техник», "Юный натуралист".Международный Союз пионерских организаций Федерация детских организаций (СПО-ФДО)
Федерация детских организаций (СПО – ФДО). История создания СПО – ФДО. Структура организации. Девиз, атрибуты. Эмблема организации. Гимн и песни СПО – ФДО.Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация "Российское движение школьников«.
История создания. Структура организации. Устав РДШ. Девиз, эмблема, атрибуты. Песни организации «Мы – это ты, страна!», "Нас не удержать«.Личностное развитие.
Содержание деятельности направления: творческое развитие, популяризация здорового образа жизни, популяризация профессий.Гражданская активность
Содержание деятельности направления: волонтёрская деятельность, изучение истории России, краеведение, экология.

Военно-патриотическое направление

Содержание деятельности направления. Практика. Просмотр слайдовой презентации и видеороликов. Подготовка и проведение мероприятий по направлению на выбор. Информационный час «Читаем книгу о героях вместе», беседа "Что я знаю о войне«Информационно-медийное направление
Просмотр слайдовой презентации и видеороликов. Подготовка и проведение мероприятий по направлению на выбор. Информационный час «Значимость СМИ в современном мире», мастер-классы «Как правильно писать и оформлять посты», "Основы создания презентаций".Подготовка к участию в мероприятия х по направлениям РДШ. Кто такой лидер РДШ. Типы и качества лидера.
Современное понимание лидерства. Лидерство в детском коллективе. Типы и качества лидера. Способы и приёмы развития в себе лидерских качеств. Имидж лидера РДШ. Личностный рост лидера.
Личностный рост лидера. Стили работы лидера. Практика. Творческое задание " Мой имидж«. Деловая игра «Хочу стать лидером». Дискуссия «Хорошо ли быть лидером». Тренинги на развитие лидерских качеств «Какой ты лидер», «Найди в себе лидера», "Я лидер«.

Умение лидера общаться. Умения и навыки общения.

Общение. Общительность. Культура и этика общения. Умения и навыки общения. Формы общения и их особенности. Общение в группе. Вербальные и невербальные средства общения. Роль мимики и жестов в общении. Практика. Игра «Я рад общаться с тобой». Деловая игра «Моя проблема в общении». Практические упражнения «Передать одним словом», «Всеобщее внимание». Деловая игра «Мастерская общения» Культура речи лидера. Основные качества речи.
Что такое культура речи. Основные качества речи – чистота, точность, ясность, правильность, выразительность, интонация, внятность. Виды речи – монологическая, диалогическая, устная, письменная. Практика. Практические упражнения «Учимся говорить чисто и выразительно», «Разговор монологом», «Разговор диалогом», "Монолог и диалог«

Сценическое общение. Сценическое движение.

Умения и навыки сценического общения. Сценическое движение. Умения и навыки сценического движения. Правила поведения на сцене. Общение с залом. Практика. Практические упражнения «Аплодисменты», «Вовлечение», «Сто способов открыть дверь», «Поймай хлопок», «Апельсин», «Улыбка», "Удивление«

Коллективное творческое дело.

Что такое коллективное творческое дело. КТД по И.Иванову. Методика организации и проведения КТД: предварительная работа, коллективное планирование, коллективная подготовка дела, проведение дела, коллективное подведение итогов, последействие. Виды КТД: организаторские, общественно-значимые, познавательные, трудовые, художественные, спортивные, досуговые. Практика. Просмотр слайдовой презентации. Итоговое занятие.

Разработка и проведение коллективных творческих дел по каждому виду

Организаторские КТД. Общественно значимые КТД. Практика. Подготовка и проведение КТД на выбор. Выпуск информационных и тематических листовок и газет к датам и праздникам, час общения «Организатор ли я?». Информационный час «Знаешь ли ты Конституцию», поэтический час "О детях и о детстве«

Познавательные КТД. Художественные КТД. Практика. Подготовка и проведение КТД на выбор. Час почемучек, познавательная викторина «Что? Где? Когда?», День подарков и сюрпризов, День песни

Спортивные КТД. Досуговые КТД. Практика. Подготовка и проведение КТД на выбор. Весёлая эстафета, «Оранжевое настроение».

Цели программы

Цель:

Развитие лидерских качеств, организаторских способностей, коммуникативных умений и навыков, формирование активной гражданской позиции у детей в русле основных направлений деятельности Российского движения школьников.

Задачи:

 

Образовательные

-Познакомить учащихся с деятельностью Российского движения школьников.

- Дать основные понятия о направлениях деятельности Российского движения школьников.

-Познакомить с содержанием и мероприятиями основных направлений работы РДШ, возможностями реализации личностных и коллективных интересов и целей в его деятельности.

- Познакомить с разными видами и формами проведения коллективнотворческих дел (КТД).

-Обучать детей основам организаторской деятельности по разным направлениям, умениям и навыкам общения, работы в коллективе.

Развивающие

-Развивать личную активность детей, их творческий потенциал, умения самостоятельной деятельности.

-Развивать эмоциональную и интеллектуальную сферу детей.

-Развивать творческое и образное мышление.

Воспитательные

-Воспитывать ответственность за порученное дело, умение доводить начатое дело до конца.

-Воспитывать общечеловеческие ценности и социальные качества личности: чувство коллективизма, уважительное отношение к окружающим, уважение друг к другу, любовь к Родине, патриотизм и гражданскую активность.

Социально педагогические

-Создавать условия для приобретения детьми социально-значимых отношений.

-Формировать общественную активность личности, способную реализовать себя в социуме.

-Способствовать реализации личностных способностей детей, их жизненных целей и стремлений.

-Формировать навыки командной работы, творческого и социального взаимодействия.

Результат программы

Личностные результаты

-Проявление ответственности, самостоятельности, усидчивости, трудолюбия, умения работать в группе.

- Принятие лидерской позиции, общечеловеческих ценностей и общественно – значимой деятельности.

- Проявление нравственных качеств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

-Проявление способности к саморазвитию, самоконтролю и рефлексии. -Проявление уверенности в своих силах.

-Умение высказывать своё мнение.

-Умение публично выступать.

-Умение общаться и сотрудничать со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

-Стремление к конечному результату своей деятельности.

Метапредметные результаты

- Проявление лидерских качеств, организаторских способностей, коммуникативных умений и навыков учащихся, формирование у них личностных качеств, необходимых для продуктивной работы.

- Проявление мотивации к самообразованию, самопознанию и самосовершенствованию, самооценке, самоконтролю, самоанализу своей деятельности.

-Сформированная мотивация к занятиям по направлениям деятельности российского движения школьников.

-Умение успешно выполнять задания.

-Умение адекватно вести себя в различных социальных ситуациях.

-Умение работать со справочными материалами и Интернет-ресурсами.

-Активное участие в мероприятиях.

-Умение слушать собеседника и вести диалог.

-Умение договориться в конфликтной ситуации.

Познавательные УУД:

· Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

· Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

· Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

· Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

· Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

· Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

· Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

 

Коммуникативные УУД:

· Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

· Слушать и понимать речь других.

· Читать и пересказывать текст.

· Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

· Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

предметные результаты:
– издавать (выпускать) и реализовывать книжную, аудио, видео и иную полиграфическую продукцию;

– осуществлять информационную, рекламную, издательскую и полиграфическую деятельность в целях сохранения, пропаганды и распространения знаний в области воспитания подрастающего поколения и формирования личности с учетом современных информационных и инновационных технологий;

– создавать проекты;

– организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование и иные публичные мероприятия;

– осуществлять издательскую деятельность.

 

А также:

- Укрепление дружбы и сотрудничества между различными детскими организациями района и страны;

- Привитие детям новых знаний, умений и навыков;

- Осознание детьми необходимости стремления к духовности, патриотизму, активной гражданской позиции;

Особые условия проведения

Способы подведения итогов реализации программы.

Для отслеживания результатов предусматривается участие в следующих

мероприятиях:

· Встречи, беседы, наблюдение за творческим, игровым процессом учащегося;

· Аудиторный опрос;

· Диагностические материалы по оценке результатов освоения обучающимися

· содержания программы: анкетирование, тестирование учащихся

· Выполнение учащимся групповых проектных работ различных типов:

· творческого, практико-ориентированного, игрового, социального;

· Участие в школьных, районных, региональных, всероссийских мероприятий по 4 направлениям деятельности.

· Формирование портфолио достижений.

· Отчет.

Материально-техническая база

Символика: Плакаты, флаги, футболки, значки, банер

Технические средства: Смарт доска, ноутбук, принтер, сканер, цветной принтер, 3Д принтер, проектор.