Программа «Шахматы»

  • (1)

Умение играть в шахматы всегда считалось одним из главных элементов воспитания умного, грамотного, образованного и культурного человека. Шахматы учат усидчивости и концентрации внимания, умению оценивать ситуацию и найти за короткое время единственно правильное решение, развивают самостоятельность, спокойствие, память, логическое мышление, логику, волю к победе, целеустремленность, помогают общению и взаимопониманию, доставляют радость и удовольствие человеку.

 

 

В процессе освоения программы раскрываются индивидуальные способности ребёнка не только в сфере шахмат, но и в творческом подходе к любому виду деятельности, развиваются интеллектуальные и творческие способности. Одновременно обучение игре в шахматы открывает уникальную возможность для реализации у детей личностно-ориентированного, развивающего направления обучения, развивается способность ребенка к самоформированию, самовыражению и самореализации.

 

 

 Учащиеся приобретают такие компетентности, которые непременно им пригодятся и помогут адаптироваться в непростых условиях сегодняшней жизни.

Педагоги

Лялин Сергей Викторович, педагог дополнительного образования, педагогический стаж 7 лет. Профессиональные навыки- шахматы. 

Расписание

Расписание составлено с учетом учебной нагрузки детей в МКОУ Северное средней школе, поэтому время выбрано с учетом требований детей и их родителей.

Режим занятий: 3 раза в неделю по 2 часа.

Содержание программы

Занятия проводятся в разновозрастной группе. Состав группы постоянный.

При работе используются следующие формы работы:

 

– индивидуальная (используется при подготовке к соревнованиям, при возникновении трудностей);

– парная (используется на практических занятиях).

 

Педагогическая нагрузка 6 часов в неделю, 216 часов в год:

 

  • теоретические занятия – 95 часов;
  • практические занятия − 121 час;
  • история шахмат, шахматный кодекс – 8 часов;
  • ходы и возможности фигур – 16 часов;
  • матование одинокого короля – 20 часов;
  • элементарные пешечные окончания – 20 часов ;
  • изучение простейших комбинаций – 20 часов;
  • решение позиций, мат в 1 ход - 20 часов;
  • участие в соревнованиях – 20 часов;
  • шахматный кодекс – 8 часов;
  • матование одинокого короля – 16 часов;
  • пешечные окончания – 10 часов;
  • изучение простейших комбинаций – 10 часов ;
  • изучение дебютов – 10 часов;
  • решение позиций, мат в 2 хода – 10 часов;
  • сеанс одновременной игры – 8 часов;
  • участие в соревнованиях – 20 часов.

 

Начиная с первого года обучения учащиеся имеют возможность получения международного рейтинга шахматистов России, а также разрядов по шахматам, участвуя в турнирах и соревнованиях по шахматам разного уровня.

Цели программы

Цель: создать условия для развития личности ребёнка, способной к логическому и аналитическому мышлению, а также обладающей такими качествами как целеустремлённость и настойчивость в достижении цели, через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры.

 

 

Задачи:

 

 

Образовательные:

 

  • формирование универсальных учебных действий;
  • овладение учащимися знаниями теории и практики шахматной игры;
  • формирование и развитие у учащихся на основе теоретических и практических занятий навыков ведения шахматной борьбы при помощи коллективного обсуждения шахматной стратегии и тактики;
  • подготовка к успешным выступлениям на различных соревнованиях;
  • выявление способных и талантливых спортсменов для дальнейшего совершенствования спортивного мастерства;
  • использование новейших электронных и компьютерных технологий для изучения и получения учащимися шахматного опыта.

 

 

Развивающие:

 

  • развитие у учеников инициативы, логики, памяти, внимания, пространственного мышления, индивидуальности, самообладания, самостоятельности, эстетического вкуса и понимания красоты шахматных этюдов и комбинаций;
  • развитие мотивации личности к познанию и творчеству;
  • развитие личностного потенциала;
  • развитие коммуникативных навыков и качеств личности;
  • формирование навыков здорового образа жизни;
  • развитие качеств «сильной личности», уверенности в себе.

 

 

Воспитательные:

 

  • воспитание общекультурной компетенции: умение применять на практике полученные шахматные знания, применять теорию на соревнованиях, грамотно вести шахматную борьбу за доской;
  • воспитание и развитие интереса учащихся к шахматам, к самостоятельной работе и творчеству;
  • формирование социально-нравственных и культурных ценностей человека;
  • формирование устойчивой мотивации к занятиям шахматами и на участие в различных шахматных турнирах, соревнованиях района и области;
  • пропаганда шахматного спорта;
  • формирование навыка дисциплины, чувства коллективизма, ответственности.

 

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

 

· шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;

· названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;

· правила хода и взятия каждой фигуры;

· обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;

· ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

 

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

 

· ориентироваться на шахматной доске;

· играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;

· правильно помещать шахматную доску между партнерами;

· правильно расставлять фигуры перед игрой;

· различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

· рокировать;

· объявлять шах;

· ставить мат;

· решать элементарные задачи на мат в один ход;

· записывать шахматную партию;

· матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;

· проводить элементарные комбинации.

 

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

 

- практическими навыками по пройденной программе;

- навыками самостоятельной работы;

- сформированной потребностью к деятельности, к самосовершенствованию;

- способностью к самоопределению и самореализации;

- компетентностью в области истории и теории шахмат, в общекультурной и коммуникативной сферах;

- активной личностной позицией;

- развитыми волевыми качествами;

- способностью формировать и достигать цели;

- психологической устойчивостью по отношению к неблагоприятным жизненным обстоятельствам;

- выдержкой, реалистическим мышлением;

- адекватным ситуациям;

- развитым логическим;

- стратегическим и творческим мышлением;

- опытом и навыками участия и организации культурного досуга средствами шахматной игры.

Особые условия проведения

Учебная нагрузка выдается равномерно с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Обучающиеся допускаются на тренировочные занятия при наличии медицинской справки о состоянии здоровья, не имеющих медицинских противопоказаний (допуск лечащего врача).

Материально-техническая база

Занятия проходят в просторном, светлом помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим нормам. Все шахматное оборудование в кабинете является безопасным и здоровьесберегающим.

 

Учебное оборудование включает комплект мебели:

 

- шахматная демонстрационная доска;

- комплекты шахмат - 25 шт.;

- шахматные часы - 25 шт.;

- литература, необходимые для организации и проведения занятий по шахматам;

- компьютер с доступом в интернет и компьютер с шахматными программами.

Стоимость

Обучение бесплатное