Программа вокально – хорового творчества «Соколята»

  • (8)

Среди различных форм музыкального воздействия на человека, особенно на детей, наиболее эффективной является хоровое пение. Здесь в качестве музыкального инструмента выступает человеческий голос, пользоваться которым могут практически все дети. Воспитательные возможности хорового пения огромны. Они определяются воздействием на человека единством слова и музыки, самой природы певческого звучания.

 

Совместное исполнительство не только развивает музыкальные способности детей, их художественный вкус, но и содействует развитию определенных положительных черт характера. Общение детей в вокальном коллективе – сильное орудие их воспитания, формирования мировоззрения и характера. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма.

 

В процессе пения: сольного и хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, положение тела во время пения (певческая установка) способствует формированию хорошей осанки. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья, а также развивает у детей внимание, наблюдательность, дисциплинировать, ускоряет рост клеток, отвечающих за интеллект человека, повышает умственную активность мозга.

 

Занимаясь в вокальном объединении, учащиеся получают не только вокальную подготовку, но и знакомятся с шедеврами современной и классической музыки, знакомятся с музыкальной грамотой, приобретают навыки выступления перед зрителями, развивают умственные и физические центры организма в целом.

Педагоги

Соколова Лариса Владимировна, педагог высшей квалификационной категории. 

Стаж педагогической работы – 36 лет.

Профессиональное образование:

Новосибирское музыкальное училище, специальность фортепиано, квалификация: преподаватель ДМШ, концертмейстер.

 

Профессиональная переподготовка:

НИПКиПРО «Программно-методическое обеспечение деятельности ПДО в условиях реализации ФГОС».

 2020 - НИПКиПРО:«Современные технологии в системе дополнительного образования детей в контексте Федерального проекта «Успех каждого ребенка», 72 часа.

Расписание

Учебный год длится с сентября по май.

Режим занятий по группам:

  • 1, 2 год обучения –  занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу;
  • 3 и 4 года обучения –  занятия 3 раза в неделю по 1 часу;
  • 5 год обучения – занятия 2 раза в неделю по 2 часа.

Индивидуальные занятия по вокалу проходят 2 раза в неделю по 1 часу.

Содержание программы

Образовательная программа является разноуровневой, включает 3 этапа\уровня обучения 

1. Стартовый (1-2 год обучения) включает приобщение детей к музыкальному творчеству, к слуховому восприятию музыкального материала, эмоциональной отзывчивости. Развитие музыкального слуха, ритма, голоса. Знакомство с понятием певческая установка.

 

2. Базовый  (3-4 год обучения) входит:

  • воспитание навыков понимания дирижерского жеста, работа над развитием певческого голоса, выработка певческого диафрагмального  дыхания, навыки пения сидя и стоя;
  • формирование правильного звукообразования, звуковедения legato, четкая единообразная артикуляция;
  • устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе, фрагментарное двухголосие, ритмическая устойчивость в умеренных темпах;
  • музыкально-художественная выразительность исполнения произведения.

 

3. Углубленный (5 год обучения) включает закрепление вокально – хоровых навыков, полученных ранее, умение использовать на практике. Продолжается работа: с микрофоном, с фонограммой; создание цельного органичного сценического образа: артистичность, пластика, эмоциональность.

 

Основные разделы учебного плана (1, 2, 3, 4,5 год обучения) 72\72\108\108\144 часа в год.

  • Вводное занятие – 1\1\1\1\1 час.
  • Формирование вокальной установки – 17\17\20\20\23 – часа.
  • Развитие певческого голоса – 9\9\12\12\18 - часов.
  • Формирование вокальных навыков – 14\14\20\20\22 - часа.    
  • Вокальная работа над произведением – 12\12\24\24\34 - часа.
  • Работа над репертуаром – 12\12\20\20\24 - часа.
  • Слушание музыкальных произведений – 2\2\3\3\6 - часов.
  • Театрально-игровая деятельность – 2\2\6\6\8 - часов
  • Сценический этикет - 2\2\4\4\6 - часов.
  • Контрольные и итоговые занятия – 1\1\1\2\2 часа.

Формы занятий - групповые и индивидуальные.

Цели программы

Приобщение ребёнка к вокальному искусству, развитие мотивации к творчеству; формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения средствами вокального искусства.

 

Задачи.

ПРндметные:

  • формировать навыки певческой установки обучающихся;
  • научить использовать при пении мягкую атаку;
  • формировать вокальную артикуляцию, музыкальную память;
  • формировать вокально-хоровые навыки: пение без сопровождения, многоголосного пения, петь в ансамбле слитно, согласованно;
  • обучать приёмам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля;
  • формировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса.

 

Развивающие:

  • развивать гармонический и мелодический слух;
  • совершенствовать речевой аппарат;
  • развивать вокальный слух;
  • развивать гибкость и подвижность мягкого нёба;
  • расширять диапазон голоса;
  • развивать певческое дыхание;
  • развивать преодоление мышечных зажимов;
  • развивать артистическую смелость и непосредственность ребёнка, его самостоятельность;
  • развивать умение держаться на сцене.

 

Личностного развития

формировать:

  • эстетический вкус обучающихся, умения разбираться и ориентироваться в большом потоке музыкальной информации;
  • интерес к певческой деятельности и к музыке в целом;
  • навыки организации рабочего\учебного и свободного времени, самообразования.

 Воспитывать:

  • чувство коллективизма;
  • настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленность, нравственные качества, гражданскую позицию; 
  • способствовать формированию воли, дисциплинированности, взаимодействию с партнёрами; 

 

Метапредметные:

  • развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками во время урочной, репетиционной и концертной деятельности, умения работать в коллективе;
  • развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки;
  • формировать мотивацию к использованию полученных предметных компетенций на практике, жизненном опыте, прививать чувство любви к музыке у своих близких;
  • формировать навыки самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся освоят предметные навыки:

  • вокально-хоровые, концентрации слуха, внимания;
  • восприятия музыки и умения анализировать ее средствами музыкальной выразительности;
  • пения по нотам (сольфеджирования);
  • интонирования, правильного звукообразования;
  • работы над выразительностью исполнения;
  • сольного и ансамблевого пения;
  • певческого дыхания, вокальной артикуляции;
  • концертной деятельности.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • основы музыкальной грамоты, предметную терминологию;
  • получат представление об основных вокальных жанрах, средствах музыкальной выразительности.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • чувство музыкальной отзывчивости;
  • навык сценической воли, артистичность;
  • уважительное отношение к национальным традициям и культурным ценностям;
  • умение вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • сформирована активная жизненная позиция.

 

Метапредметные результаты. Обучающиеся получат:

  • опыт творческой деятельности;
  • радость общения с музыкальным искусством и единомышленниками;
  • возможность для воплощения собственных творческих интересов и идей;
  • включение обучающихся в систему социальных отношений, где происходит становление ребёнка как члена общества, разделяющего общечеловеческие ценности добра, уважения к человеку, к его труду.
  • умение слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке или музыкальном (культурном) явлении;
  • готовность вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
  • наличие широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания; стремления к творческой самореализации.

Материально-техническая база

Учебное помещение\кабинет, соответствует  санитарно-гигиеническим и техническим требованиям.

Наличие репетиционного зала (сцена). Костюмы.

Оборудование:

  • стол учительский, стулья,
  • фортепиано, синтезатор,
  • доска настенная,
  • шкаф для хранения нотной литературы и методических пособий,
  • шкаф для музыкальных инструментов младшей группы, зеркало.

 

Технические средства обучения:

  • магнитофон и компьютер.
  • микрофоны, усилительная аппаратура.
  • Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
  • Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
  • Записи выступлений, концертов.

 

Информационное обеспечение:

  • видеозаписи, аудиоматериал, иллюстрации и фотографии.
  • нотная литература и песенный материал, подборка сборников музыкальных игр и упражнений;
  • наглядные методические пособия с иллюстрациями.
  • иллюстрации и фотографии.