Программа «НАРОДНОЕ ХОРОВОЕ ПЕНИЕ»

Хоровое исполнение музыки – исторически сложившаяся форма музицирования русского народа. Пение сопровождало рус­ских людей в течение всей их жизни. Н.В.Гоголь справедливо заме­чал, что «под песни баб пеленается, женится и хоронится русский человек». Правомерно говорить о хоровом пении как российской национальной традиции. В ее поддержании и развитии исключи­тельно велика роль общеобразовательной школы. Крылатая фраза «запоет школа – запоет народ» очень точно передает суть вопроса.

 

Правильно поставленное школьное хоровое пение – одно из самых доступных и эффективных средств приобщения детей к му­зыке. Будучи по своей сути искусством активным, оно очень близ­ко природе детей, особенно младших школьников, стремящихся активно действовать, творить. Благодаря эмоциональной увлека­тельности совместного музицирования, хоровое пение способству­ет воспитанию у школьников интереса к музыке, потребности в ней.

 

При грамотной хоровой работе у детей с наибольшей силой происходит развитие музыкальных способностей, певческого голо­са, творческих качеств. Совместное хоровое музицирование созда­ет прекрасные возможности для нравственного и эстетического воспитания школьников, развития у них трудолюбия, ответствен­ности за общее дело, чувства правды, красоты.

 

Актуальность программы – приобщение детей к вокальной и музыкальной культуре. В настоящее время уровень певческого развития детей неуклонно снижается, поэтому необходимо обучение детей хоровому пению с ранних лет жизни, и, в особенности, в младшем школьном возрасте.

 

В основу настоящей программы положены методические материалы по организации занятий хоровым пением в общеобразовательных школах под редакцией Адищева В.И.

Педагоги

Франтенко Светлана Анатольевна, высшее образование. Восточно-Сибирская Государственная Академия Культуры и Искусств. 1 место и звание «Лучший по профессии» на конкурсе профессионального мастерства работников культуры «Творцы души» 2014 г.., участие в многочисленных творческих и музыкальных конкурсах.


Курсы:
1. «Работа с одаренными детьми. Развитие и совершенствование системы работа в условиях реализации ФГОС», г. Москва 2018г, 72 часа.
2. Курсы Фоксфорд.
3. Участие в Регионально методическом семинаре «Уроки творчества: чувствовать, мыслить и действовать» г. Новосибирск 2018, 6 часов.
4. Участие в семинаре «Современные подходы к организации и проведению уроков искусства (музыка, МХК) в условиях реализации ФГОС» г. Новосибирск 2018, 8 часов.

Содержание программы

1. Введение (1 ч)

Цель и задачи . Режим работы. План занятий. Выбор материала.

2. «Приметы и календарь» (12ч)

Народный календарь: теоретические сведения о народном земледельческом календаре, о новом и старом летоисчислении, названия месяцев в обычном и народном календарях.

Устныйи музыкальный фольклор: приметы, пословицы, загадки, частушки, небылицы

3. «Осень, осень, в гости просим» (16ч)

Музыкально- фольклорные игры: «Похороны мух и тараканов»

 Музыкальный праздник «У медведя во бору»

4. «Хрустальный звон зимы» (42 ч)

Музыкально- фольклорные игры: «Уж как шла коляда», зимние посиделки, игры со снегом.

Музыкально-театрализованное представление «Рождественский лужок».

5. «Февраль - вьюговей» (26ч)

 Музыкально- фольклорные игры: «Утка и селезень», «А мы Масленицу повстречали», «Лапти», «Ванюшка», «Кулик-кулик», «Ручеек».

Музыкально – кукольный спектакль - сказка «Рукодельница да ленивица».

6. «Весна  - всему году ключ» (24ч)

Музыкально- фольклорные игры: «Как на улице воробышек гуляет», «Вербохлест», «Катание яиц».

Музыкальный  праздник «Веселые потешки»

7. «Май – лошадку запрягай» (14ч)

Обряд «Завивание березки»

8. Итоговое занятие (1 ч)

Цели программы

Цель: воспитание у детей первоначальных основ музыкально-певческой культуры, развитие личности школьников средствами хорового искусства и на этой основе создание условий для формирования и развития интеллектуальных, творческих способностей, гражданских и коммуникативных компетенций учащихся с учетом индивидуально-дифференцированного подхода в обучении и воспитании.

Задачи:

Развивающие:

  • пробуждение и развитие у учащихся интереса к пению, музыке, хоровым занятиям;
  • развитие у детей певческого голоса, музыкальных способностей, творческих качеств;

Образовательные:

  • формирование у школьников первоначальных исполнительских умений и навыков, развитие у них способности чувствовать, понимать образное содержание музыки и эмоционально, выразительно передавать его в собственном исполнении;

Воспитательные:

решение вопросов воспитания личности школьников, их нравственно-эстетического развития, патриотического воспитания, обучение общению в неоднородном коллективе.

Результат программы

Личностные:

1.Сформулированность эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии:

размышление об истоках возникновения музыкального искусства; наблюдение за музыкой в жизни человека и звучанием природы; расширение музыкального кругозора и общие представления о музыкальной жизни современного социума.

2.Развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реали­зация творческого потенциала в процессе коллективного (индивиду­ального) музицирования:

участие в коллективном пении, умение вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; участие в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи.

 

Предметные:

 1. Сформированность основ музыкальной культуры на материале музыкальной культуры родного края:

способность ориентироваться в музыкально- поэтическом творчестве родного края, сопоставлять различные образцы музыки; понимание истоков музыки и ее взаимосвязи с жизнью; осмысленно владеть способами певческой деятельности: пропевание мелодии, проникнуться чувством сопричастности к природе, добрым отношением к ней.

реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально – исполнительские замыслы в различных видах деятельности.

2.Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности:

накопление музыкально-слуховых представлений и воспитания художественного вкуса; понимание терминологии: мелодия и аккомпанемент, мелодия – главная мысль музыкального произведения; обогащение индивидуального музыкального опыта; воплощение собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов.

3.Умение воспринимать музыку и выражать своё отношение к музыкальному произведению:

умение внимательно слушать музыкальные фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших литературных фрагментах; определять смысл понятий «композитор-исполнитель-слушатель»; узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным музыкальным сочинениям, явлениям; способность определять и сравнивать характер, настроение в музыкальных произведениях; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление.

4.Использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, в импровизации:

умение определять характер, настроение, жанровую основу песен-попевок; принимать участие в элементарной импровизации и исполнительской деятельности; участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук; выразительно исполнять песню и составлять исполнительский план вокального сочинения исходя из сюжетной линии стихотворного текста, находить нужный характер звучания, импровизировать «музыкальные разговоры» различного характера; умение передавать настроение музыки в пении; откликаться на характер музыки пластикой рук, ритмическими хлопками. исполнять, инсценировать песни; передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки.

Метапредметные:

1. Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач:

умение использовать музыкальную речь, как способ общения между людьми и передачи информации, выраженной в звуках; выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; приобретать (моделировать) опыт музыкально-творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; выделять отдельные признаки предмета и объединять по общему признаку; выражать собственные мысли, настроения и чувства с помощью музыкальной речи в пении, движении, игре на инструментах; приобретать (моделировать) опыт музыкально- творческой деятельности через сочинение, исполнение, слушание; найти нужную речевую интонацию для передачи характера и настроения песни; владеть элементами алгоритма сочинения мелодии.

2.Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов, распределения функций и ролей:

умение самостоятельно выполнять упражнения; участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;видеть взаимосвязь всех школьных уроков друг с другом и роль музыки в отражениях различных явлениях жизни; участвовать в коллективном пении, вовремя начинать и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты; оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий.

Материально-техническая база

Учебное помещение: кабинет №213 2 блок, 2 этаж,  сцена.

Материально-техническое обеспечение: звуковые устройства (микрофоны), фортепиано, русские народные ударные инструменты.

Информационное обеспечение: компьютер.