Программа «Золотые ворота»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Золотые ворота» имеет художественную направленность, так как ориентирована на общекультурное развитие детей, их воспитания и обучения на основе русской традиционной культуры через изучение песен, обрядов, народных праздников, сказок.

 

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам. Программа может послужить решением задач возрождения фольклорного творчества как одной из важных составляющих национальной художественной культуры

 

Работа по данной программе ведется в следующих образовательных областях:
− Словесная – устное народное творчество (скороговорки, считалки, частоговорки, заклички и т.д.).
− Искусство – народное пение, народная хореография, театр.
− Культурная антропология – знакомство с народными и православными традициями, историей быта.
− Духовная антропология – развитие художественных способностей, эстетического вкуса, уважительное отношение к истории своего народа.
− Физическая – народные подвижные игры, забавы.

 

Особенность программы заложена в самом цикле народного календаря, в повторяемости и периодичности народных песен, танцев, закличек и т.д., передаваемых из года в год, из поколения в поколение. Этот принцип, лежащий в основе всей программы, дает возможность детям в течение четырёх лет изучать и проживать одни и те же обряды, праздники, обычаи и соответствующий им устный и музыкальный материал, количество и уровень сложности которого увеличивается с каждым годом. Принцип сквозного воспитания, взятый из жизни, помогает решить задачи не только музыкального, эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное малышам, заботятся о них, дети младшего возраста осваивают всё больше сложный материал, стремясь подражать старшим.

 

Педагогическая целесообразность данной программы обеспечена педагогическими принципами, лежащими в основе образовательного процесса, и подтверждается соответствием выбранных форм работы возрастным и психологическим особенностям учащимися, сопряженностью целей, задач, методов и ожидаемых результатов работы.

Педагоги

Горбунова Елена Александровна – педагог дополнительного образования, первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 22 лет.

Уровень образования: высшее, Новосибирский государственный педагогический университет, 2005 г.

 

Повышение квалификации: ГАПОУ НСО «НОККиИ» «Методика работы с фольклорным коллективом», 72 ч, 2016 г.

Содержание программы

Программа рассчитана на три года обучения.

1-й год обучения – 144 часа,

2-й год обучения – 216 часов,

3-й год обучения – 216 часов,

4-й год обучения – 216 часов.

 

1 год обучения (144 ч.):

Водное занятие. Знакомство с детьми. Инструктаж – 2 ч.
Работа над репертуаром – 22 ч.
Вокально-хоровая работа – 10 ч.
Народные игры – 20 ч.
Русские народные инструменты – 10 ч.
Народная хореография – 10 ч.
Концертные выступления – 10 ч.
Осенины. – 10 ч.
Кузьминки. Свадебные традиции. – 10 ч.
Рождество. – 10 ч.
Масленица. – 10 ч.
Закликание весны. – 10 ч.
Троица. – 10 ч.

 

2 год обучения (216 ч.):

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. – 2 ч.
Работа над репертуаром – 30 ч.
Вокально-хоровая работа – 20 ч.
Народные игры – 14 ч.
Русские народные инструменты – 10 ч.
Народная хореография – 30 ч.
Концертные выступления – 20 ч.
Осенины. Капусткины посиделки. – 20 ч.
Кузьминки. Свадебные традиции. – 10 ч.
Рождество. – 20 ч.
Масленица. – 20 ч.
Закликание весны. – 10 ч.
Троица. – 10 ч.

 

3 год обучения (216 ч.):

Инструктаж. – 2 ч.
Работа над репертуаром – 30 ч.
Вокально-хоровая работа – 20 ч.
Народные игры – 14 ч.
Народная хореография – 30 ч.
Концертные выступления – 25 ч.
Осенины. Капусткины посиделки. – 10 ч.
"Покров землю кроет". Начало посиделок. – 10 ч.
Кузьминки. Свадебные традиции. – 10 ч.
Рождество. – 20 ч.
Масленица. – 20 ч.
Закликание весны. – 10 ч.
Троица. – 10 ч.
Посещение культурных учреждений (музеев, выставок народного искусства, концертов) – 5 ч.

 

4 год обучения (216 ч.):

Инструктаж - 2 ч.
Работа над репертуаром - 30 ч.
Вокально-хоровая работа - 20 ч.
Народные игры - 14 ч.
Народная хореография - 20 ч.
Концертные выступления - 25 ч.
Осенины.Капусткины посиделки. - 10 ч.
"Покров землю кроет". Начало посиделок. - 10 ч.
Кузьминки – первое зазимье. - 20 ч.
Рождество. Святки. - 20 ч.
Масленица – праздник проводов зимы. - 20 ч.
Троица – "зелёные святки". - 10 ч.
Проектная деятельность - 10 ч.

Цели программы

Цель: создание условий для выявления и развития творческих способностей ребенка через занятия фольклором и изучение народной культуры.

 

Задачи:

Образовательные:
1. Ознакомление детей с начальным представлением о фольклоре, традиционным народным поэтическим и музыкально-поэтическим творчеством.
2. Привлечение детей к важнейшим обрядам, обычаям, связанным с традиционным календарем.
3. Формирование навыков вокально-хорового пения, исполнения бытовых танцев Новосибирской области, игры на русских народных шумовых инструментах.


Воспитательные:
1. Привитие бережного отношения к народным традициям.
2. Формирование любви к родной земле, уважения к людям труда.
3. Воспитание уважительного отношение к другим детям и взрослым, правильного понимания роли семьи, своего места в семье.

 

Развивающие:
1. Развитие специальных музыкальных способностей (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления).
2. Формирование на фольклорной основе исполнительско-творческих навыков и умений каждого ребенка.
3. Развитие самостоятельности, инициативы и импровизационных способностей у детей.

Результат программы

Планируемы результаты
По окончании первого года обучения обучающиеся приобретут результаты:

  • получат первые сведения о музыкальном и игровом фольклоре;
  • будут иметь представление о календарных праздниках: Осенины, Рождество, Масленица, Кузьминки;
  • получат начальные вокально-хоровые и танцевальные навыки;
  • будут уметь исполнять одноголосные песни с элементарными притопами;
  • освоят простые виды шагов (простой с притопом, боковой шаг, переменный, шаркающий);
  • будут знать и исполнять танец "Во саду ли в огороде«;
  • будут свободно общаться в группе.

 

По окончанию второго года обучения обучающиеся приобретут следующие результаты:

  • расширят и закрепят полученные знания праздников зимнего и весеннего календаря;
  • будут принимать участие в проводимых календарных праздниках;
  • научатся применять на практике простые виды народного пения;
  • научатся выполнять фигуры орнаментальных хороводов;
  • разучат народные бытовые танцы: «Краковяк с хлопками», "Акулинка-немка".

 

По окончании третьего года обучения обучающиеся приобретут результаты:

  • будут закреплять вокально-хоровые навыки и умения;
  • будут исполнять двухголосие, свободно двигаться в пространстве, хорошо владеть дикцией, артикуляцией;
  • участвовать в концертной деятельности;
  • будут углублять знания по изученным темам "Народного творчества«;
  • будут уметь исполнять дроби («трилистник», «тройная», "простая").

 

По окончанию четвёртого года обучения обучающиеся:

  • будут исполнять двухголосие с элементами трёхголосия;
  • достаточно хорошо общаться в коллективе;
  • хорошо владеть и объяснять разделы программы;
  • активно принимать участие в проводимых календарных праздниках, концертах.

 

По окончании курса обучения по программе обучающиеся приобретут:

Предметные результаты:

  • Ознакомятся с начальным представлением о фольклоре, традиционным народным поэтическим и музыкально-поэтическим творчеством.
  • Будут иметь возможность проживать важнейшие обряды, обычаи, связанным с традиционным календарем.
  • Будут сформированы навыки вокально-хорового пения, исполнения бытовых танцев Новосибирской области, игры на шумовых инструментах.

Личностные результаты:

  • Будут проявлять бережное отношение к народным традициям.
  • Будут бережно относится к родной земле, и проявлять уважения к людям труда.
  • Будут проявлять уважительное отношение к другим детям и взрослым, правильное понимание роли семьи, своего места в семье.

Метапредметные результаты:

  • Будут сформированы специальные музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления);
  • Будут сформированы на фольклорной основе исполнительско – творческие навыки и умения каждого ребенка.
  • Будут сформированы умения проявлять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности.

Особые условия проведения

В творческое объединение принимаются все желающие, независимо от базового уровня подготовленности.

Материально-техническая база

  • специально оборудованные кабинеты для занятий с детьми;
  • музыкальные инструменты;
  • технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоаппаратура;
  • зал для проведения праздников;
  • народные костюмы.

Видео

[ "" ]