Программа «Здравствуй, музей»

Программа ориентирована на воспитание у подрастающего поколения патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия – великая многонациональная страна с героическим прошлым.

 

Проблема патриотического воспитания дошкольников становится одной из актуальных. Чем меньше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Обучение по программе «Здравствуй, музей» поможет дошкольникам в постижении ценностей и культуры своей Родины и нации.

 

Новизна программы заключается в создании особой образовательной среды, где можно организовать активность обучающегося и осуществить принцип «знание через руки». Занятия по программе «Здравствуй, музей» проходят в мини-музее «Русская изба» и «Музее боевой славы» МКДОУ – детского сада № 12, где создана особая предметно-пространственная среда, позволяющая детям через музейный предмет познать окружающий мир, приобщить к национальной культуре, общечеловеческим ценностям, обеспечить эмоциональное благополучие ребёнка. Мини-музеи детского сада помогают оживить образовательный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества. В программе интегрированы следующие направления: «Путешествие в прошлое», «Наша малая Родина», «Наша Родина – Россия», «Великая Отечественная война», «Москва – столица России», «Защитники Отечества», которые адаптированы для дошкольников и преподаются в игровой форме.

Педагоги

Плавская Наталья Валерьевна, воспитатель МКДОУ д/с № 12

Уровень образования:высшее, ГОУ ВПО НГПУ


Квалификация по диплому:Русский язык и литература.


Направление подготовки и/или специальность :Учитель русского языка и литературы.


Повышение квалификации:Московский центр дистанционного образования ООО «Бакалавр-Магистр», Речевое развитие и развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста с учетом ФГОС, 144ч., 2017г.
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», Формирование у детей навыков безопасного участия в дорожном движении для преподавателей и педагогических работников дошкольных образовательных организаций, 72ч., 2018г.


Профессиональная переподготовка:ГАОУ СПО НСО «Татарский педагогический колледж», Дошкольное образование.

Содержание программы

Содержание программы:

1. Вводное занятие

1. Вводное занятие "Здравствуй, музей!«

II. Входная диагностика

2. Диагностика уровня познавательных способностей детей на начало года

III. Путешествие в прошлое

3. Что мы знаем о России

4. Как жили славяне

5. Секреты мастеров (жилище)

6. Откуда хлеб пришел

7. «Выступает словно Пава» (народный костюм)

8. Путешествие в прошлое предметов

9. Рабочие руки не знают скуки (народные промыслы)

IV. Наша малая Родина

10. Наша малая Родина. История Татарска и слово "Татарск"

11. Путешествие по улицам родного города (виртуальная экскурсия)

12. Главные достопримечательности малой Родины

13. Их именами названы улицы нашего города

14. Знаменитые люди малой Родины

15. Красная книга Новосибирской области

16. Малая Родина. За что мы любим свой город

V. Наша Родина – Россия

17. Многонациональная Родина

18. День народного единства

19. Богатыри земли русской

20. Государственный символ России – герб

21. Государственный символ России – флаг

22. Государственный символ России – гимн

23. "Если бы я был президентом...«

VI. Великая Отечественная война

24. Великая Отечественная война. Почему война называется Великой Отечественной?

25. Дети и война

26. Дети – герои Великой Отечественной войны

27. О подвигах и мужестве воинов в великую Отечественную войну

28. Они сделали Победу Великой!

29. А.Матросов и его подвиг

30. Самоотверженный труд советских людей в тылу

32. Песни фронтовые

33. Ордена и медали

34. Георгиевская лента – символ Дня Победы

35. Города – герои

36. Город – герой – Сталинград

37. Город – герой – Брест

38. Город – герой – Москва

39. Город – герой – Ленинград

40. Кусочек блокадного хлеба

41. Дети блокадного Ленинграда

VII. Москва – столица России

42. Москва – мать городов русских

43. Путешествие по Москве

 

44. История Московского Кремля

VIII. Защитники Отечества

45. Что экспонат музея расскажет нам о себе

46. Наша Армия

47. Защитникам Родины славу поем

48. Кем бы я хотел служить в Армии

49. Художественные произведения о защитниках Отечества. Конкурс чтецов

50. Женщины – труженицы тыла

51. Девчонки в солдатских шинелях

52. Военные профессии

53. Русские народные праздники

54. Природа. Люблю березку русскую

55. В каждой избушке свои игрушки. Русские народные игрушки

56. История книги

57. Устное народное творчество. Сказки

58. Загадки космоса

59. Покорение космоса

60. Учимся радоваться природе

61. Чем богат наш край

62. Зеленая служба Айболита

63. Викторина "Знаток родного края"

Х. Великое слово – Победа!

64. Бессмертный полк

65. Тот первый день и первый шаг к Победе

66. Праздник Победы

67. Вечный огонь. Минута молчания

68. Пусть войны не будет никогда!

69. Мы – патриоты

XI. Итоговая диагностика

70. Диагностика уровня познавательных способностей детей на конец года

71. "Я – экскурсовод«

XII. Творческий отчет

72. До свидания, музей!

 

Итого:72 часа, из них теории – 34 часа, практики – 38 часов.

 

 

 

Цели программы

Цель программы: формирование интереса к изучению истории родного края и Отечества посредством организации музейной – педагогической деятельности с использованием интерактивных методик и современных информационных технологий.

Задачи:

Личностные:

  • формирование интереса к истории и культуре русского народа;
  • воспитание патриотических чувств на основе исторических, культурных и природных особенностей родного края;
  • формирование интереса к культуре русского народа через знакомство с народными промыслами, обычаями, обрядами, праздниками, традициями, устным народным творчеством, искусством;

Метапредметные:

  • расширение представлений детей о героическом прошлом большой и малой Родины через знакомство с подвигами защитников Отечества;
  • Предметные:
  • развитие творческих и познавательных способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

Предметные:

  • развитие творческих и познавательных способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных психологических особенностей.

 

Результат программы

Планируемые результаты реализации программы:

Обучающиеся дошкольного возраста по итогам освоения содержания программы продемонстрируют следующие умения и личностные качества:

Личностное развитие:

  • ощущают гордость за свою страну, её достижения;
  • позитивно относятся к окружающему миру;
  • умеют общаться со сверстниками и взрослыми: доброжелательность, уважение, сочувствие, умение изложить свою мысль, обратиться за помощью, сформулировать вопрос, умение сотрудничать, умение слышать, понимать собеседника;
  • принимают участие в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно-полезной деятельности;
  • сформирована эстетическая потребность в творческом самовыражении;
  • сформирована самооценка и самоуважение.

Метапредметные умения:

  • принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно планирует действия, осуществляют итоговый и пошаговый контроль, вносят коррективы в действия, адекватно воспринимают оценку;
  • проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям и поступкам людей; склоны наблюдать, экспериментировать;
  • способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты;
  • проявляют творческие способности и способности к самоорганизации;
  • владеют методом самоконтроля и взаимоконтроля.

Предметные знания и умения:

  • сформированы первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, своих правах и обязанностях в семье;
  • сформировано представление о музее как об особом источнике культурно-исторического опыта человечества (могут дать определение, что такое музей, музейный предмет, коллекция, памятник; назвать основные типы музеев, правила поведения в музее, музейные профессии);
  • имеют положительную мотивацию к посещению музеев;
  • сформировано бережное отношение к музейному предмету как к части материальной и духовной культуры;
  • сформированы элементарные знания по истории малой и большой Родины.

 

 

 

Материально-техническая база

Материально – техническое обеспечение программы.

Для проведения занятий имеется: помещение мини – музея «Русская изба» и помещение «Музея боевой славы»; выставочные экспонаты, раздаточный и дидактический материал по темам, аптечка для оказания первой медицинской помощи, ноутбук с доступом к сети Интернет, принтер, мультимедийный экран, проектор, музыкальное оборудование.