Программа «Волшебный карандашик»

Программа детского объединения рисования и ручного художественного труда является модифицированной и многие темы программы перекликаются с темами школьной общеобразовательной программы для начальной школы по труду и рисованию. Продолжительность обучения в несколько лет связана с постепенным развитием у детей технических навыков выполнения работ, а также с развитием их психики: произвольного внимания, терпения, овладение такими приёмами логического мышления как анализ и синтез. Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности в различных видах деятельности.

 

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детского возраста, когда ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.

 

Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельности, поэтому в программу включены рисование и художественный труд, которые вместе способствуют более успешному формированию художественного сознания в процессе развития эстетического восприятия (видения) окружающей действительности и искусства, композиционного, пространственного, колористического мышления. Кроме того, занятие изобразительной деятельностью развивают мелкую мускулатуру кистей рук. Реализация программы «Рисование и художественный труд» в итоге показывает детям, что искусство-это духовная культура, где человек выражает своё отношение к окружающим природе, обществу и самому себе.

Педагоги

Трушенкова Ольга Владимировна – педагог дополнительного образования высшей категории.

Педагогический стаж: 19 лет.

Образование: Новосибирский педагогический колледж № 3.

 

Повышение квалификации:
НИПКиПРО «Развитие художественной одаренности в условиях дополнительного образования», 13.09.2017 г.- 29.11.2017 г.

Содержание программы

Первый год обучения:

  • Ознакомление с изобразительными возможностями детей. Рисуем солнышко, тучки, дождь, радугу и траву с цветами-определяем знание цветов. Лепим «себя-солнышко».
  • Рисование по памяти и впечатлению.
  • Аппликация летний луг. Приёмы изображения деревьев.
  • Рисование с элементами аппликации.
  • Рисование по показу учителя «мишка бурый», «мишка белый».
  • Знакомство с понятием «пейзаж». Рисование по представлению.
  • Лепим грибы. Приемы рисования осенних пейзажей.
  • Рисование с натуры листьев.
  • Лепим листики.
  • Знакомство с составными цветами. Приемы рисования овощей, фруктов.
  • Лепим овощи и фрукты.
  • Рисование с натуры «Цветы». Приемы рисования.
  • Лепим цветы.
  • Рисуем по показу учителя кита или дельфина.
  • Рисование « жучка» с показом учителя. Понятие симметрии. Аппликация «жучки, бабочки».
  • Лепка животных.
  • Холодные и теплые цвета. Изучение, рисование в теплых и холодных гаммах.
  • «Сказочные цветы».
  • Развитие воображения, цветовосприятия.
  • Выполнение упражнения «Дуги».
  • Упражнение «Айсберги».
  • Тиснение.
  • Знакомство с техникой тиснение.
  • Знакомство с особенностями пейзажа в пасмурную погоду.
  • «Сказочные цветы».
  • Развитие воображения, цветовосприятия.
  • Знакомство с особенностями пейзажа в солнечную погоду. Способы изображения солнечного пейзажа. Матрешки – мама с дочкой. Декоративное рисование.
  • Рисование по показу учителя «Кошечка».
  • «Первый снег».
  • Рисование по показу учителя «Черепашка».
  • Лепка черепашки. Узор в круге, квадрате.
  • Узоры росписи Гжель.
  • «Мои любимые снежинки»
  • Упражняемся в рисование концом кисти.
  • Снежинки из полосок бумаги.
  • Упражнения «Облака». Композиция «Замок Снежной Королевы».
  • Знакомство со зданиями, в архитектурном решении которых преобладают остроугольные формы.
  • Елочные украшения. Рисуем новогоднюю ёлку.
  • Знакомство с понятием архитектура.
  • «Сами делаем краску».
  • «Мой двор зимой».
  • «Ночь» -черно-белый граттаж.
  • Знакомство с техникой.
  • Композиция «Вечерний город».
  • Дымковская игрушка.
  • Композиция «Небоскребы».
  • Роспись чайного сервиза-декоративное рисование.
  • Транспорт.
  • Рисуем по памяти и представлению.
  • Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве. «Сказка про лису».
  • Открытка для папы.
  • Портрет.
  • «Замок феи цветов».
  • Птицы волшебного сада – городецкая роспись.
  • Открытка к 8 марта.
  • Рисуем человека.
  • Знакомство с пропорциями человеческого тела.
  • Рисуем по показу учителя «петуха, цыпленка».
  • «Сказка про зайку». Лепка животных.
  • «Аквариум».
  • Совмещение техник восковых мелков и акварели, отпечатков.
  • Рисование с натуры игрушек.
  • «Звездное небо». Знакомство с техникой «набрызг».
  • Рисование с натуры игрушек.
  • Рисуем по показу учителя «Собачку».
  • Рисование с натуры игрушек.
  • «Подснежники для мамы».
  • Рисование на свободную тему.
  • Праздник 9 мая. Салют.
  • Рисование на свободную тему.
  • «Сказка про волка».
  • Рисование с натуры «веточки с листочками»
  • «Сказка про медведя».
  • «Весна».
  • «Лето».
  • Сезан «Берега Марны».
  • «Одуванчики».
  • Рисование на свободную тему.

 

 

Второй год обучения:

  • Составление теплых цветов – аппликация.
  • Выполнение рисунков осенних листьев, цветов, деревьев.
  • ИЗО и природный материал.
  • Изобразительные упражнения.«Радость», «Печаль».
  • Лепим пластилином, солёное тесто, глина.
  • Исследование свойств бумаги. Урок – опыт
  • Вырезание, обрывание – аппликация.
  • Моделирование – сгибание, складывание, вырезание.
  • Художественное конструирование из бумаги. Композиция в бумажной пластике.
  • Композиция «Любимое животное».
  • Орнамент. Линейный орнамент (бордюр). Понятие стилизации.
  • Орнаментированное изображение отдельного предмета. Коробочка, поднос.
  • Дымковская игрушка. Стилизация и символизм росписи народной игрушки.
  • Ткань. Аппликация из ткани.
  • Декоративная композиция из ткани – коллаж.
  • Готовимся к Новому году. Открытка. Ёлочные украшения. Снегурочка. Дед Мороз.
  • Рисуем природу в различных состояниях.
  • Рисуем животных.
  • Иллюстрация сказок и былин.
  • Батик «Весна». Весенние цветыэ
  • Образ здания. Образ зданий и окружающей жизни.
  • Моделирование или эскизное изображение инопланетных городов ( дети сами выбирают материал и технику исполнения).
  • Моделирование или эскизное изображения города мечты и города будущего ( дети сами выбирают материал и технику исполнения).
  • Составление палитры холодных цветов для салфеточки «ЗИМА».
  • «Птицы» прилетели.
  • Открытка ветеранам к 9 мая.
  • Иллюстрируем книги про ВОВ.
  • Папье-маше.
  • «Паутинка».
  • Средства выразительности изобразительного искусства.
  • Теоретические занятия:виды изобразительного искусства.
  • Рисование на свободную тему.

Всего: 144 часа в год.

 

Третий год обучения:

  • Вводный урок. «Осень».
  • «Слово – образ – движение».
  • Работа художника по декорации окружающего пространства.
  • Композиция из природных материалов.
  • Игрушки в народном стиле.
  • Выполнение декоративной тематической композиции для украшения квартиры.
  • Мозаика (из различных материалов).
  • «Мы дизайнеры интерьеров».
  • Знакомство с техникой декупаж.
  • «Мы оформляем книжки».
  • «Мы архитекторы».
  • «Мы ландшафтные дизайнеры».
  • «Мы скульпторы».
  • «Моделируем транспорт».
  • Праздничное оформление интерьера и города.
  • Изготовление масок с использованием различных техник.
  • Изготовление кукольного театра.
  • Портрет. Портреты сказочных героев.
  • Рисование пластилином.
  • Объемная композиция из пластилина.
  • Торцевая бумага-пластина.
  • Бумажная композиция – творческое задание.
  • Мягкая игрушка.
  • «Весеннее настроение». Весенние краски.
  • «Наши любимые животные» (рисование).
  • Портрет как произведение искусств.
  • Рисование с натуры.
  • «Праздник». Цветовая палитра.
  • «Лето» (цветовая палитра, ассоциации).
  • Рисование на свободную тему.

Всего: 144 часа в год.

 

Четвёртый год обучения:

  • Вводный урок. Повторение пройденного.
  • Пейзаж. Виды пейзажа.
  • «Силуэт-форма-условность цвета»
  • Исполнение монотипии (осенний, зимний парк).
  • Составление композиций из природного материала.
  • Наброски фигуры человека, птиц, фруктов, овощей.
  • Выполнение натюрморта с натуры.
  • Подчинение расположения элементов выбранному формату.
  • Сопоставление – контрасты – настроение.
  • Сказочные терема в русско-народном стиле.
  • Композиция из геометрических фигур.
  • Стилизация – понятие.
  • «Силуэт и формат» (творческое задание).
  • Рисуем русские народные сказки.
  • Дед Мороз, Снегурочка. Изображение персонажей.
  • Тема «Новый год».
  • Рисование на свободную тему.
  • Культурные особенности Японии, Китая, Индии.
  • Культурные особенности народов степей, пустынь, гор, севера.
  • Коллективная композиция (города будущего, инопланетные города, коллекция одежды космополита, коллекция одежды человека будущего).
  • Иллюстрируем сказки народов мира.
  • Иллюстрируем мифы народов мира.
  • Вечные темы в искусстве (красота земли родной, «родители», «доброта», «сопережевание»).
  • Герои.
  • Великая Отечественная война.
  • Рисуем мечту.
  • «Лето». Летнее настроение.

Всего: 144 часа в год.

Цели программы

Цель программы – формирование у учащихся начальных классов художественной культуры как неотъемлемой части духовной культуры.

 

Задачи программы

Воспитательные:

  • Воспитание уважительного отношения к окружающим, способности
  • адекватного восприятия людей.
  • Воспитание творческой активности.
  • Воспитание ответственности по отношению к окружающему миру.

Развивающие:

  • Развитие тонкой моторики через освоение различных техник художественного искусства.
  • Формирование и развитие художественного вкуса и эстетического восприятия окружающего мира.
  • Развитие самостоятельности, способности к художественному экспериментированию в творчестве.
  • Развитие наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости на прекрасное.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • представление о специфике изобразительного искусства,
  • первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
  • овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности:графике,живописи,скульптуре,архитектуре,художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;


В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
  • научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач;
  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
  • смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практичкских задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.


У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • начнут развиваться: образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, -любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
  • появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
  • установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Особые условия проведения

Программа доступна всем детям.

Материально-техническая база

Класс специально оборудованный, принадлежности для рисования и художественного труда.