Программа «Школа народного искусства «Лель» (базовый уровень)

  • (11)

Ценность программы заключается в целостностном подходе к изучению народной культуры и возможности применения ее элементов в современной жизни.

 

Комплексное, синкретичное воздействие на ребенка через погружение в этно-художественное пространство – основная особенность данной программы.

 

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Школы народного искусства «Лель» заключается в целостном подходе к изучению народной культуры, в сохранении и развитии певческого потенциала ребенка, способствующего формированию навыков народного песенного исполнительства, а также в адаптации детей с ОВЗ.

 

Принципиальным отличием является изучение не только русской культуры, но и лучших образцов культуры других народов. Учащиеся должны усвоить, что у каждого народа существует своя система ценностей, свои особенности, которые нельзя не учитывать при общении с людьми той или иной национальности.

Программа даёт возможность учащимся получить основы начального этно-музыкального образования.

 

Программа направлена на поэтапное формирование интереса школьников к этно-музыкальной культуре и формирование первоначальных навыков народного песенного исполнительства.

В рамках предмета «Народное пение» ведётся работа с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и слабослышащими и глухими.

 

В условиях учреждения дополнительного образования для таких детей, без сомнения определяется приоритетное направление ‒ это формирование и развитие музыкального слуха, речи, коммуникативных навыков, в условиях погружения в этно-художественное пространство.

 

И только сейчас мы приходим к осознанию того, что всестороннее развитие ребенка–инвалида, существенно облегчает и украшает жизнь не только его самого, но и окружающих. Среди таких детей много по–настоящему способных и даже талантливых, так как они с большим воодушевлением и усердием относятся к обучению, открыты для всего нового, радуются каждому полученному умению.

Программа предназначена для детей в возрасте 7-15 лет

Программа рассчитана на 3 года обучения обучения.

 

Основу учебного процесса составляют групповые занятия (состав группы 4-16 человек) в сочетании с индивидуальными и ансамблевыми формами работы.

 

Программа включает в себя следующие разделы: народное пение (соло и ансамбль), традиционный танец, народоведение, общее фортепиано, сольфеджио.

 

Для того, чтобы осуществить передачу традиций, главным условием является особым образом организованное общение людей. При этом работа нашей школы строится как на общении внутри школы – создание певческого коллектива, так и вне ее с носителями традиций и общением через концерты, фестивали, средства массовой информации.

Педагоги

Дубограева Ирина Владиславовна – педагог высшей квалификационной категории, вокал (сольное и хоровое народное пение), сольфеджио, традиционный танец, народоведение).

Педагогический стаж: 37 лет.

Образование: высшее, НГПУ 2002 г.

Направление подготовки и/или специальности: руководитель этнокультурного центра, преподаватель народного художественного творчества.

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО, «Профессиональная компетентность РСП УДОД» (15.10.12 г. – 06.12.12 г.).
  • НИПКиПРО, «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования», (14.01.15.- 02.02.15 г.).

Обладатель Почетной грамоты Министерства образования и науки РФ.

 

Расписание

Расписание составлено в соответствии с нормами СанПиНа (от 04.07.2014г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей").

Расписание составляется с учетом занятий в общеобразовательной школе.

Занятия проводится 2 раза в неделю по 2 и 3 академических часа с перерывами 15 минут

Содержание программы

 

1 год обучения:

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество часов в неделю-4;

народное пение (ансамбль) – 2 раза  в неделю по 1 часу,

народоведение – 1 час,

сольфеджио – 1 час,

Традиционный народный танец и игра – 1 час

Общее количество часов в год- 144

2 год обучения:

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество часов в неделю -5:

народное пение (ансамбль) – 1 и 2 часа (с перерывом 15 минут)

народоведение – 1час

сольфеджио – 1 час

Традиционный народный танец и игра – 1час

общее количество часов в год -180

3 год обучения:

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Общее количество часов в неделю-6

народное пение (ансамбль) 2 часа с перерывом 15 минут,

сольфеджио –  1 час,

Традиционный народный танец и игра –  1 час

Общее количество часов в год -216

Цели программы

Обеспечить начальное музыкальное образование через комплексное изучение народной культуры, сформировать вокально-исполнительские навыки.

 

Задачи:

Личностные:

- формировать и развивать устойчивый интерес к народному искусству,

- формировать положительные качества личности;

- формировать культуру общения и поведения в социуме, эмоциональную отзывчивость на доброе и прекрасное в искусстве и в жизни;

- развивать художественный вкус;

- формировать навыки межкультурного взаимодействия.

Предметные:

- развивать первоначальные вокальные навыки и музыкальную память;

- развивать умение петь в ансамбле и сольно;

- обучать основам нотной грамоты;

- познакомить с элементами традиционной народной культуры.

Метапредметные:

- развивать у учащихся общий культурный и музыкальный уровень;

- развивать коммуникативные способности;

- формировать образное мышление;

- развивать двигательные навыки;

- прививать навыки сознательного освоения художественного содержания исполняемого произведения.

Результат программы

в области исполнительской подготовки:

В результате реализации программы учащиеся будут знать:

· будут сформированы знания музыкальной терминологии.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

· исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при пении в ансамбле;

· художественный образ при исполнении музыкального произведения.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

· будет сформировано умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;

· будут сформированы исполнительские вокальные умения и навыки на основе лучших произведений народной песенной традиции и песен своего региона;

будут сформированы индивидуальные исполнительские качества, певческие и актерские способности,

· будет сформирован навык самостоятельности в распевании и настраивании голоса;

· будут сформированы вокальные умения и навыки средствами ансамбля (дыхание, звуковедение, строй, дикция и пр.), усложнение задач, расширение диапазона певческих возможностей учащихся;

· будет сформирован навык публичных выступлений.

 

В области теоретической подготовки:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

· будет сформированы знания музыкальной грамоты;

· будут сформированы устойчивые знания в области музыкального народного творчества;

· будут сформированы навыки ладового чувства.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

· будут сформированы навыки вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

· будут сформированы навыки восприятия музыкальных произведений различных жанров;

· будут сформированы навыки записи музыкального текста по слуху;

. будут сформированы навыки расшифровки народных песен с аудионосителя.

Особые условия проведения

Дети должны иметь устойчивый интерес к изучению народной культуры. 

Материально-техническая база

Основные занятия проводятся в актовом зале с использованием аудиоаппаратуры, народных музыкальных  инструментов (баян, балалайка), шумовые инструменты из  предметов  народного быта.

 

Наглядные пособия - экспедиционный фольклорный  материал, расположенный на стендах и шкафах - народная одежда, обувь, игрушки, инструменты.

Видео

[ "", "" ]