Программа «Школа народного искусства «Лель»

  • (9)

Ценность программы заключается в целостностном подходе к изучению народной культуры и возможности применения ее элементов в современной жизни.

 

Комплексное, синкретичное воздействие на ребенка через погружение в этнохудожественное пространство – основная особенность данной программы. Народное искусство – синкретическое искусство, т.е. включает в себя компоненты разных искусств. Поэтому в ШНИ каждый учащийся – участник коллективного действа, выполняющий свою, особую роль в нем.

 

Принципиальным отличием является изучение не только русской культуры, а лучших народных образцов. Учащиеся должны усвоить, что у каждого народа существует своя система ценностей, свои особенности, которые нельзя не учитывать при общении с людьми той или иной национальности. Каждый народ является носителем своей национальной культуры. Пока существует культура, существует и сам носитель – народ. Поэтому в основу репертуара входят песни и обряды Новосибирской области.

 

Традиционные правила народной педагогики удивительно точно соответствуют законам психофизиологического развития детей. Приемы и средства народной педагогики прошли многовековую проверку и всегда были направлены на воспитание подрастающего поколения.

Программа рассчитана на 5 лет обучения.

 

Основу учебного процесса составляют групповые занятия (состав группы 8-16 человек) в сочетании с индивидуальными и ансамблевыми формами работы.

 

Программа включает в себя следующие разделы: народное пение (соло и ансамбль), традиционный танец, народоведение, общее фортепиано, сольфеджио.

 

Для того, чтобы осуществить передачу традиций, главным условием является особым образом организованное общение людей. При этом работа нашей школы строится как на общении внутри школы – создание певческого коллектива, так и вне ее с носителями традиций и общением через концерты, фестивали, средства массовой информации.

Педагоги

Дубограева Ирина Владиславовна – педагог высшей квалификационной категории, вокал (сольное и хоровое народное пение), сольфеджио, традиционный танец, народоведение).

 

Педагогический стаж: 37 лет.

Образование: высшее, НГПУ 2002 г.

Направление подготовки и/или специальности: руководитель этнокультурного центра, преподаватель народного художественного творчества.

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО, «Профессиональная компетентность РСП УДОД» (15.10.12 г. – 06.12.12 г.).
  • НИПКиПРО, «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования», (14.01.15.- 02.02.15 г.).

Обладатель Почетной грамоты Министерства образования и науки РФ.

 

Мирошникова Ольга Игоревна – педагог первой квалификационной категории, преподаватель музыкального отделения (ансамбль, постановка голоса).

 

Педагогический стаж: 14 лет.

Образование: высшее, НГПУ, 2009 г.
Направление подготовки и/или специальности: руководитель этнокультурного центра.

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО, «Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования в условиях реализации стратегии воспитания в РФ» (108 часов), март 2017 г.

Благодарность Департамента образования мэрии города Новосибирска.

 

Новоселова Татьяна Александровна - педагог высшей квалификационной категории, преподаватель музыкального отделения (общее фортепиано).

Педагогический стаж: 28 лет.

 

Образование: средне-специальное, Братское музыкальное училище, 1975 г.
Направление подготовки и/или специальности: преподаватель детской музыкальной школы, концертмейстер.

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО, «Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования в условиях реализации стратегии воспитания в РФ» (108 ч.), март 2017 г.

 

Бутрин Владимир Алексеевич – концертмейстер высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 33 года.

Образование: высшее, Алтайский государственный институт культуры, 1983 г.
Направление подготовки и/или специальности: культпросветработник, руководитель оркестра.

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО, курсы «Подготовка будущего учителя музыки средствами учебной дисциплины «Дополнительный инструмент» в условиях реализации ФГОС среднего проф. образования» (стажировка), (108 часов).

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. вокальный ансамбль – 2 часа;
  2. традиционный народный танец и игра – 1 час;
  3. народоведение – 1 час;
  4. сольфеджио – 1 час.

Второй год обучения:

  1. вокальный ансамбль – 3 часа;
  2. традиционный народный танец и игра – 1 час;
  3. народоведение – 1 час;
  4. сольфеджио – 1 час;
  5. постановка голоса – 1 час;
  6. общее фортепиано – 1 час;
  7. общий народный инструмент (баян, балалайка) – 1 час.

Третий год обучения:

  1. вокальный ансамбль – 3 час;
  2. традиционный народный танец и игра – 1 час;
  3. народоведение – 1 час;
  4. сольфеджио – 1 час;
  5. постановка голоса – 1 час;
  6. предметы по выбору:
  • общее фортепиано – 1 час;
  • общий народный инструмент (баян, балалайка) – 1 час.

Четвёртый год обучения:

  1. вокальный ансамбль – 4 час;
  2. традиционный народный танец и игра – 1 час;
  3. народоведение – 1 час;
  4. сольфеджио – 1 час;
  5. постановка голоса – 1 час;
  6. предметы по выбору: общее фортепиано – 1 час;
  7. общий народный инструмент (баян, балалайка) – 1 час.

Пятый год обучения:

  1. вокальный ансамбль – 3 часа;
  2. традиционный народный танец и игра – 1 час;
  3. народоведение – 1 час;
  4. сольфеджио – 1 час;
  5. постановка голоса – 1 час;
  6. предметы по выбору: общее фортепиано – 1 час;
  7. общий народный инструмент (баян, балалайка) – 1 час. 

Пятый и более год обучения:

подготовка в СУЗ – Народное пение (соло и ансамбль), сольфеджио, общее фортепиано, общий народный инструмент.

Цели программы

Цель программы – создание условий для духовно-нравственного и художественно-эстетического образования личности ребенка через комплексное и синкретичное изучение народной традиционной культуры.

 

Задачи:

Воспитательные:

  • способствовать развитию самостоятельности, ответственности, аккуратности;
  • формировать навыки межкультурного, межэтнического взаимодействия;
  • воспитание художественного вкуса.

Развивающие:

  • формировать потребность в саморазвитии;
  • развить устойчивую мотивацию к изучению народного наследия, художественного творчества;
  • развить интерес к восприятию навыков народного пения, народной хореографии, народных инструментов, народных промыслов.

Образовательные:

  • познакомить учащихся с календарными традициями и праздниками;
  • изучить основы теории музыки и сольфеджио;
  • освоить навыки игры на музыкальных инструментах.

Результат программы

В результате реализации программы учащиеся будут знать:

Метапредметные:

  • Правила поведения на сцене.
  • Дополнительные источники знаний для дальнейшего самообразования.

Предметные:

  • Знание основ традиционной славянской культуры, календарных праздников и музыкально- певческого и танцевального наследия.
  • Знание основ элементарной теории музыки и сольфеджио.

Личностные:

  • Основы гигиены и здоровьесбережения.
  • Правила поведения в помещении для занятий; в опасных ситуациях (во время пожара, на дороге, на зимнем льду).

В результате реализации программы учащиеся будут уметь:

Метапредметные:

  • Умение контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Умения определять основную цель и пути ее достижения.

Предметные:

  • Чтение партитуры.
  • Петь в ансамбле.
  • Владение – баян, балалайка, фортепиано (общее).

Личностные:

  • Согласовывать и координировать свою деятельность с другими её участниками.
  • Уметь вступать в диалог.
  • Слушать и слышать педагога и других учащихся.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • Коммуникативные способности.
  • Гармонический слух.
  • Эмоционально положительное восприятие системы своих отношений со сверстниками и взрослыми представителями разных национальных и социальных групп.

После прохождения всего курса обучения выпускник получает сертификат с рекомендацией для поступления в СУЗ.

Особые условия проведения

Дети должны иметь устойчивый интерес к изучению народной культуры. Ограничений по состоянию здоровья нет.

Материально-техническая база

Основные занятия проводятся в актовом зале с использованием аудиоаппаратуры, народных музыкальных  инструментов (баян, балалайка), шумовые инструменты из  предметов  народного быта.

 

Наглядные пособия - экспедиционный фольклорный  материал, расположенный на стендах и шкафах - народная одежда, обувь, игрушки, инструменты.

Видео

[ "", "" ]