Программа «Живое слово»

Программа относится к базовому уровню, она нацеливает детей на обучение осознанному чтению, на познание ими художественной детской литературы вне школьной программы, на выработку навыков, связанных с произносительной культурой речи.

 

 

Отличительные особенности данной программы от уже существующих заключаются в сочетании обучения выразительному чтению с обучением письменно выражать свои мысли, развивая дар слова. Новизна программы заключается в создании условий для развития читательской компетенции через формирование навыков выразительного чтения, развитие речевой и сценической культуры.

 

 

Чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. В связи с этим данная программа чрезвычайно актуальна, так как обучает детей правильному, осмысленному и эмоциональному чтению художественного произведения, которое значительно повышает качество усвоения литературного произведения и содействует пониманию, осмыслению текстового материала.

 

 

Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных речевых способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке в школе; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; развитию у детей интереса к ораторскому искусству.

Педагоги

Русалимова Галина Ивановна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Стаж педагогической деятельности - 35 лет.

Расписание

Занятие проводится 1 раз в неделю по 2 часа.

Содержание программы

Учебный план:

 

1. Вводное занятие (1 час).

2. Речевые паузы в речи. Этюдная работа над образом (4 часа).

3. Логические ударения (4 часа).

4. Интонация (3 часа).

5. Темп речи (4 часа).

6. Гражданская и пейзажная лирика (4 часа).

7. Орфоэпия (2 часа)

8. Пластическая выразительность. Мимика и жесты (6 часов).

9. Мелодика голоса (2 часа).

10. Голосовая атака (1 час).

11. Тембр голоса (2 часа).

12. Басня. Мораль, сюжет. Басни И.Крылова, Ф.Кривина (5 часов).

13. Проза в детской литературе (5 часов).

14. Инсценирование как важный фактор развития выразительности речи (6 часов)

15. Тон голоса. Ритм речи (2 часа)

16. Изобразительно-выразительные средства (2 часа).

17. Рифмы (3 часа).

18. Читаем А.С.Пушкина (9 часов).

19. Творческие работы (5 часов).

20. «Открытый микрофон» – ораторские выступления (1 час).

21. Итоговое занятие (1 час).

Цели программы

Цель: создание условий для последовательного и целенаправленного совершенствования речевой деятельности обучающихся во всех её разновидностях через овладение грамотным говорением, слушанием, чтением, творческим письмом.

 

 

Задачи:

 

 

Предметные:

 

• развивать речевые навыки, связанные с процессами восприятия (слушания, чтения вслух и про себя), интерпретации (выразительное чтение, устное и письменное высказывание по поводу текста), собственного творчества (устное и письменное высказывание на заданную и свободную тему);

• воспитывать культуру восприятия художественной литературы, эмоционально – ценностное отношение к русскому языку и чтению, интерес и позитивное отношение к другим языкам;

• мотивировать детей к чтению художественных произведений, пополнению словарного запаса.

 

Метапредметные:

 

• способствовать формированию грамотной речи, навыков ораторского искусства;

• развивать умение осознанно использовать образно-выразительные средства для решения творческой задачи; стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

 

Личностные

 

• формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира и внутреннему миру человека, человеческих отношений, нравственных и эстетических ценностей;

• развивать умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности.

 

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

 

- значение понятий: речевая пауза, логическое ударение, интонация, орфоэпия, темп речи, тембр голоса, ритм речи;

- определение изобразительно-выразительных средств: эпитет, сравнение, метафора;

- особенности литературных жанров: басня, проза, сказка, стихотворение;

- разновидности рифм: кольцевая, перекрестная, парная;

- разновидности жестов: произвольные, ритмические, иллюстративные, подтекстовые;

- произведения творчества детских писателей: К.Чуковского, Я. Акима, С.Маршака и др.;

- творчество поэтов Новосибирской области;

- поэтическое наследие А.С.Пушкина.

 

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

 

- выразительно читать поэтические произведения;

- выразительно читать по ролям;

- рифмовать существительные и глаголы;

- находить в поэтических произведениях изобразительно-выразительные средства: эпитеты, сравнения, олицетворения и др.;

- определять мораль басни, выразительно читать басню наизусть;

- уметь писать мини-сочинения на заданную тему.

 

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

 

• проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов;

• проявление интереса к культуре и истории своего народа и родной страны;

• различение основных нравственно-этических понятий, умение делать нравственный выбор;

• осознание смысла учения и понимания личной ответственности за будущий результат;

• проявление способности к волевому усилию;

• овладение развитой рефлексией;

• сформированная учебная мотивация;

• адекватная реакция на трудности и отсутствие боязни делать ошибку.

Особые условия проведения

Принимаются все желающие без специального отбора.

Материально-техническая база

 Оборудование учебного класса:

  • учебные столы – 6 шт.,
  • стулья – 14 шт.,
  • учительский стол – 1 шт.,
  • книжные шкафы – 3 шт.,
  • стол-тумба – 2 шт.,
  • доска – 1 шт.,
  • экран – 1 шт.

 

Оборудование для проведения занятий:

  • учебные столы – 6 шт.,
  • стулья – 14 шт,
  • учительский стол – 1 шт,
  • доска – 1 шт,
  • экран – 1 шт.

 

Технические средства обучения:

  • ноутбук,
  • проектор.

 

Учебный комплект для обучающегося:

  • тетрадь, ручка, тексты произведений в соответствии с учебным планом.

 

 Информационное обеспечение

  • CD-диски,
  • DVD-диски с текстами литературных произведений в исполнении артистов,
  • видеофрагменты из литературных произведений,
  • аудиозаписи музыкальных произведений.

Стоимость

Обучение бесплатное.