Программа «Юный математик»

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у учащихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умения работать в условиях поиска.

Педагоги

Евдокимова Ирина Николаевна, учитель начальных классов высшей категории

Содержание программы

3 класс (34 часа)


Раздел 1 «Общие понятия» 
1. Решаем уравнения с увлечением. Задачи повышенной сложности.
2. Решаем уравнения с увлечением. Задачи повышенной сложности.
3."Магические квадраты". 
4. Задачи повышенной сложности.
5. Решение задач повышенной сложности. Затейные задачи.

Раздел 2 «Элементы истории математики» (5 часов)
6. Архимед – самый гениальный учёный Древней Греции.
7. Старинные задачи.
8. Как ценили математику наши предки. Старинные задачи.
9. Как ценили математику наши предки. Старинные задачи.
10. Как ценили математику наши предки. Старинные задачи.

Раздел 3 «Числа и операции над ними» (11 часов)
11. Сложение и вычитание многозначных чисел столбиком. Примеры «с дырками».
12. Сложение и вычитание многозначных чисел столбиком. Зашифрованные примеры. Задания с историческими датами.
13. Решение нестандартных задач.
14. Задачи со сказочным сюжетом. Задачи повышенной сложности.
15. Задачи со сказочным сюжетом. Задачи повышенной сложности.
16. Решение задач на движение. Решение нестандартных задач.
17. Решение задач на движение. Старинные задачи. Познавательные задачи.
18. Умножение на двузначное число. Примеры «с дырками». Игра «Быстрый счёт».
19. Умножение на двузначное число. Сказки и старинные истории.
20. Игры «Угадывание чисел», "Познавательные математические цепочки".
21. Игры «Познавательные математические цепочки», "Хитрые кубики".

Раздел 4 «Занимательность» (8 часов)
22. В мире математических задач. Решение задач разными способами.
23. В мире математических задач. Решение задач разными способами. Некоторые приёмы быстрого счёта.
24. В мире математических задач. Оригинальные задачи. Познавательные задачи.
25. Решение задач повышенной сложности.
26. Решение логических задач.
27. Решение логических задач.
28. Клуб весёлых математиков (КВМ).
29. Интеллектуальный марафон.

Раздел 5 «Геометрические фигуры и величины» (5 часов)
30. Построение симметричных фигур-узоров. Осевая симметрия.
31. Построение симметричных фигур-узоров. Поворотная симметрия.
32. Время. Меры времени. Аристотель – самые древние «часы» – Солнце. Откуда появились дни, недели и месяцы. Как появился календарь. Первые механические часы. Первый календарь – камень.
33. Равенство и неравенство. Занимательные математические задачи. Изготовление наглядного математического материала.
34. Театрализованная викторина по геометрии.


Цели программы

Цель: формирование умения решать нестандартные математические задачи, путём использования различных жизненных ситуаций.

Задачи:

· создание условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы;

· развитие математического кругозора, логического и творческого мышления, исследовательских умений учащихся;

· формирование навыков самостоятельной работы, имеющий последовательный характер.

 

Результат программы

Личностные результаты: формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий; развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека; воспитание чувства справедливости, ответственности; овладение способами исследовательской деятельности; развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления

Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели занятия; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные УУД:

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения; читать, извлекая нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Предметные результаты

Использование приобретённых математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления,
пространственного воображения и математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, диаграммы), записи и выполнения алгоритмов.

Приобретение опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.

Особые условия проведения

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Действовать в соответствии с заданными правилами.

Материально-техническая база

Интерактивные программы и издания на электронных носителях (DVD, CD), компьютер, проектор