Программа «Вожатский отряд «Океан улыбок»

Образовательная программа «Курс вожатского мастерства» построена на основе современной теории и методики воспитания, которая считает, что целью воспитания является разностороннее гармоническое развитие самоактуализирующейся личности взрослеющего человека в условиях специально организованных, разнообразных видов коллективной творческой деятельности детей.

 

Основное внимание при решении вопросов развития личности учащихся нацеливается на опосредованное педагогическое воздействие, на взаимодействие и сотрудничество взрослых и старших подростков в различных направлениях деятельности. При этом организуемая педагогом деятельность подростков превращается в САМОдеятельность, в САМОвоспитание, в САМОреализацию юных вожатых.

 

Данная программа дополнительного образования обеспечивает условия, в которых учащиеся школ в возрасте от 14 до 17 лет проходят теоретическую и методологическую подготовку, овладевают необходимыми умениями и навыками для работы с детскими коллективами младшего и среднего школьного возраста в условиях пришкольных лагерей в качестве вожатых, а также в детских оздоровительных учреждениях в качестве помощников вожатых.

 

Направленность программы: программа направлена на теоретическую, методическую и практическую подготовку вожатских кадров, содействие самореализации и раскрытие творческого потенциала вожатых. Занятия предполагают пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому обучение органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в школе, методике организации досуга детей.

 

Сейчас выросло новое поколение детей, для которых такие понятия, как «Вожатый», «Старший вожатый» малознакомы и не привлекательны. А если заглянуть всего на одно десятилетие назад, Вожатый был знаком всему подрастающему поколению. Вожатый – профессия самая творческая из всех педагогических профессий.

 

В сложившейся ситуации особенно важно воспитывать активного подростка, не безразличного ко всему, его окружающему. Тенденция к возвращению вожатства, шефства растет, но пока что нет четких понятий, какого же человека необходимо воспитать. В период возрастания требований к личности подростка, выпускника школы становится особенно важным дать ему как можно больше знаний, умений и навыков в разных областях социальной жизни.

 

Данная программа имеет информационную, познавательную, практическую педагогическую направленность. Подросткам предлагается попробовать себя в различных социальных ролях (участник, зритель, организатор, ответственный за дело, лидер малой группы), самому организовать и провести дело или мероприятие, стать организатором своего мастер – класса.

 

Новизна программы состоит в том, что педагог и ребенок вступают в субъект – субъектные отношения, взаимообогащаются. Достаточно много внимания уделяется индивидуальному подходу к каждому подростку, ведь подростковый возраст наиболее восприимчив к разным сферам влияния. Разнонаправленность программы позволяет наиболее широко и в разных аспектах развить личность подростка.

Педагоги

Балакина Анфиса Николаевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Преподаваемые дисциплины: школа вожатых.

Педагогический стаж: 7 лет.

Образование: высшее, Кемеровский государственный университет культуры и искусств (2006 г.). Новосибирский государственный университет (2010 г.).

Направление подготовки и/или специальности: менеджер социально-культурной деятельности;
психолог.

 

Повышение квалификации: НИПКиПРО, «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования", (14.01.15.-02.02.15 г.).

 

Благодарственное письмо департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска.

Содержание программы

Учебно-тематический план первого года обучения:

  1. Вводное занятие. Знакомство – 2 часа.
  2. Нормативно-правовая основа работы вожатого – 2 часа.
  3. Название пед. отряда, девиз, символ, флаг – 2 часа.
  4. Секреты делопроизводства – 4 часа.
  5. Психологический раздел «Что я могу знать про себя» – 2 часа.
  6. Тренинг общения – 2 часа.
  7. Методика коллективно-творческой деятельности – 10 часов.
  8. Организация самоуправление в школе – 6 часов.
  9. Игровые технологии – 12 часов.
  10. Конкурсы – 12 часов.
  11. Игры по станциям, квесты и кругосветки – 4 часа.
  12. Сценарный ход: сценарии в программах– 6 часа.
  13. Режиссерский план в мероприятиях – 4 часа.
  14. Праздники и массовые мероприятия в лагере –10 часов.
  15. Постановка театрализованных сценок – 4 часа.
  16. Флешмоб- понятие танца – 6 часов.
  17. Ярмарки в лагере – 4 часа.
  18. Графическое творчество детей – 4 часа.
  19. День семьи в лагере – 6 часов.
  20. Имидж отряда – 4 часа.
  21. Мастер классы в лагере – 8 часов.
  22. Песенный практикум: песни орлятского круга – 6 часов.
  23. Всё о детском коллективе – 6 часов.
  24. Оформительский практикум – 4 часа.
  25. Гигиена самосбережения4 часа.
  26. Школа интересных каникул – 4 часа.
  27. Закрепление изученного – 4 часа.
  28. Зачет – 2 часа.

Всего: 144 часа; практика: 111 часов; теория: 33 часа.

 

Учебно-тематический план второго года обучения:

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности вожатого – 2 часа.
  3. Программное обеспечение деятельности детской организации – 6 часов.
  4. Детское и молодежное общественное движение – 6 часов.
  5. Лидерство. Работа с детским активом – 6 часов.
  6. Информационно-оформительская деятельность – 4 часа.
  7. Общение. Искусство публичных выступлений – 8 часов.
  8. Толерантность и разрешение конфликтов – 4 часа.
  9. Формы работы с детьми – 8 часов.
  10. «Огонек» как одна из форм работы с детьми – 6 часов.
  11. Взаимодействие вожатого и ребенка в детском оздоровительном лагере – 8 часов.
  12. Игровая деятельность. Методика составление деловых игр – 8 часов.
  13. Самоорганизационные игры как активная форма коммуникативного взаимодействия детей – 8 часов.
  14. Алгоритм разработки игры – 6 часов.
  15. Командообразование. Основные этапы – 6 часов.
  16. Целеполагание. Логика развития лагерной смены. Разработка отрядных дел – 8 часов.
  17. Инновационные технологии летних смен – 8 часов.
  18. Портфолио – 6 часов.
  19. Праздники и массовые мероприятия в школе – 8 часов.
  20. Планирование работы старшего вожатого – 6 часов.
  21. Аналитическая деятельность старшего вожатого – 4 часа.
  22. ИКТ в деятельности старшего вожатого– 4 часа.
  23. Школа интересных каникул – 6 часов.
  24. Повторение изученного – 4 часа.
  25. Зачет– 2 часа. 

Всего:144 часа; теория: 44 часа; практика: 100 часов.

 

Учебно – тематический план обучения актива:

  1. Вводное занятие. «Океан улыбок», районный вожатский отряд – 2 часа.
  2. «Океан улыбок» символ, девиз, логотип, форма – 2 часа.
  3. Проведение линеек– 2 часа.
  4. Зарядки с залом – 2 часа.
  5. Игротека – 14 часов.
  6. План сетка: правила составления – 2 часа.
  7. Педагогический дневник вожатого: правила заполнения– 2 часа.
  8. Конкурсно- игровые программы – 12 часов.
  9. Агитбригады – 4 часа.
  10. Танцевально-игровые программы – 8 часов.
  11. Кругосветки, квесты, игры по станциям – 10 часов.
  12. Разработка песен, песни орлятского круга – 2 часа.
  13. Игры на основе ТВ шоу – 6 часов.
  14. Спортивные мероприятия – 2 часа.
  15. Основы актерского мастерства – 2 часа.
  16. Работа на сцене – 2 часа.
  17. Разработка профильной смены – 4 часа.
  18. Зачет – 2 часа.

Всего: 72 часа, теория: 11, 5 часа; практика: 60,5 часов.

Цели программы

Цель программы – создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации подростков, путем включения их в социально – значимые дела; воспитание социально-активной молодежи; подготовка кадрового потенциала для работы с детскими и молодежными общественными организациями.

 

Задачи.

Воспитательные:

  • личностный рост подростков – то есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в современной России: Человек, Семья, Отечество, Земля, Мир, Знания, Труд, Культура;
  • воспитание личностных качеств: коммуникабельности, культуры общения, толерантности, целеустремлённости;
  • формирование у учащихся активной гражданской позиции;
  • воспитание умения работать в разновозрастной группе, сотрудничать друг с другом;
  • воспитание творческой активности. 

Развивающие:

  • создание условий для творческой самореализации личности ребёнка;
  • духовное развитие личности ребёнка посредством участия в разных видах деятельности.

Развитие:

  • познавательных способностей;
  • системы личностных отношений;
  • способностей к самонаблюдению и самооценке;
  • эмоционального, чувственного отношения к миру. 

Образовательные:

  • формировать знания о работе вожатого и коллектива;
  • проводить дискуссии на интересующие темы;
  • стимулировать учащихся к созданию собственных песен;
  • развивать актёрские навыки, навыки умения выступать перед аудиторией.

Результат программы

Предметные результаты:

Первый год обучения.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • основные качества и типологию лидеров;
  • структуру органов школьного самоуправления;
  • структуру и содержание портфолио школьника;
  • стадии развития коллектива;
  • этапы КТД;
  • основы организаторской деятельности.

 

Второй год обучения.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • командные роли и основы формирования команды;
  • качества конкурентоспособной личности;
  • основы толерантных отношений;
  • этапы социального проектирования;
  • составляющие здорового образа жизни;
  • права и обязанности учащихся;
  • формы организации массовых мероприятий в школе.

 

Метапредметные результаты:

Первый год обучения.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • свободно общаться, не испытывая стеснения;
  • свободно участвовать в играх, тренингах;
  • высказывать свое мнение;
  • организовать простейшие КТД;
  • составлять портфолио.

 

Второй год обучения.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определенном социуме;
  • грамотно руководить органами школьного самоуправления;
  • работать в команде;
  • разработать и реализовать социальный проект;
  • избегать конфликтов или разрешать их;
  • организовать и провести массовое мероприятие;
  • сплотить вокруг себя единомышленников;
  • ставить и достигать цели;
  • активно участвовать в дискуссиях, отстаивать свое мнение.

 

Обучающиеся приобретут навыки:

  1. аналитические (умение мыслить критически, анализировать и оценивать идеи, информацию, суждения, отбирать наиболее продуктивные, делать собственные выводы и заключения);
  2. проектировочные (умение планировать деятельность: собственную, коллективную; осуществлять выбор целей и механизмов их достижения);
  3. коммуникативные (умение работать в команде, организовывать деловое и эмоциональное взаимодействие, решать коммуникативные проблемы);
  4. рефлексивные (умение осуществлять «самонаблюдение», выстраивать процессы самокоррекции, саморазвития);
  5. исследовательские (умение видеть проблему, пути и механизмы ее решения, генерировать идеи и др.).

 

Личностные результаты первого и второго годов обучения:

  • Личностный рост обучающихся, выражающийся патриотизме, гражданственности, уважении семейных традиций, любви к природе, неприятии насилия, трудолюбии, интеллигентности, любознательности,стремлении к творчеству.
  • После прохождения обучения по программе воспитанники готовы к самостоятельной жизни в социуме.

Материально-техническая база

Для успешной реализации программы необходимы материально техническое обеспечение и учебное помещение:

  1. Кабинет для занятий, отвечающий требованиям СанПиН, оборудованный столами, стульями, школьной доской, шкафом для хранения методической литературы; актовый зал для проведения массовых мероприятий.
  2. Техническое оснащение – мультимедийная установка, музыкальная аппаратура, микрофоны, интерактивная доска, ксерокс.
  3. Доступ в Интернет для административной работы, создания собственного сайта, страничек в контакте и для осуществления образовательного процесса.
  4. Реквизит – карнавальные костюмы, форма вожатых, символика, флаг.
  5. Оформительские атрибуты – канцелярские товары, ватман, краски, бэйджи.
  6. Для выездных мероприятий – специально оборудованный автобус.
  7. Библиотека, методическая литература, периодика.

 

Педагогические технологии:

  • КТД,
  • Метод проектов.

 

Формы проведения занятий:

  1. Лекции.
  2. Психологические тренинги.
  3. Деловые игры, дискуссии.
  4. Эксперимент через игровую деятельность.
  5. Мастер классы.
  6. Спектакли, выпуск газет, походы, ритуалы, участие в подготовке и проведении массовых дел, туристических, спортивных соревнований.
  7. Диагностику лидерского и творческого потенциала членов коллектива.

 

Информационное обеспечение:

  • Используется специальная учебная литература, интернет-источники, видео-, аудио- и фотоматериалы по темам программы.

Видео