Программа ДО «Вокально-хоровая деятельность»

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата.

 

Актуальность программы:

В условиях современности для обеспечения наиболее качественного образовательного подхода, необходимо делать упор не только на урочной и внеурочной занятости учащихся, но и на осуществлении взаимодействия учебного процесса с дополнительным образованием.

Одной из эффективных форм образовательной деятельности учащихся является работа вокально-хоровой студии. Пение прочно вошло в нашу повседневную жизнь, для одних став профессией, для других увлечением, способом самовыражения и самоутверждения.

Участие в работе вокально-хоровой студии влияет на развитие личности ребёнка, его качеств, умений и навыков, сплачивает учащихся разного возраста, помогает выявить активных, талантливых, увлечённых ребят. Всё это говорит о том, что программа «Вокально-хоровая деятельность» необходима, а данная форма работы является актуальной.

 

Новизна программы:

Многие годы в МБОУ СОШ№ 86 отсутствовал грамотный педагог-вокалист. Уроки музыки проводились классными руководителями. Исполнительские навыки детей не могли быть отточены на профессиональном уровне, а теоретические знания ограничивались школьной программой. С появлением вокально-хорового объединения под руководством профессионального дирижёра-хормейстера, обладающего достаточной квалификацией, дети получили возможность развивать и оттачивать знания, умения и навыки, связанные с музыкой и исполнительством.

 

Благодаря разработанной программе, участниками творческого объединения могут стать дети разных возрастов и с нуля овладеть в полном объёме большинством необходимых компетенций. Программа является новым этапом развития творческой самодеятельности школы и потенциала её воспитанников.

Педагоги

Тусуп Ксения Ивановна - учитель музыки, педагог дополнительного образования.

Образование: Кемеровский музыкальный колледж в 2011 специальность"Дирижирование (Дирижирование академическим хором)", квалификация - дирижер, хормейстер академического хора, руководитель и дирижер детского хора.

Содержание программы

В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и подростков. Именно на это направлена деятельность школьных общеобразовательных учреждений, на базе которых образуются вокально-хоровые студии. Среди таких школ оказалась и МБОУ СОШ№ 86, на базе которой реализуется программа дополнительного образования «Вокально-хоровая деятельность». Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших классов. Одно из ведущих мест в этом процессе принадлежит ансамблевому и сольному пению. Песня – это эффективная форма работы с детьми. Занятия ею пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству,что дает возможность развить музыкальную культуру и художественную самодеятельность школы.

Работа по данной программе проводится в МБОУ СОШ № 86 с 01.09.2020г. и имеет художественно-эстетическую направленность. Она ориентирована на учащихся 7-13 лет, как имеющих, так и не имеющих исполнительского опыта. Программа позволяет удовлетворить потребность в самореализации, самоактуализации, эмоциональном общении, реализовать тягу к творчеству, артистический потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к вокальному искусству.

Программа «Вокально-хоровая деятельность» составлена на основании действующего законодательства, норм ГОСТ и СанПиН, и опирается на программу развития МБОУ СОШ № 86.

Данная программа направлена на развитие творческих способностей ребенка в музыке и сценическом искусстве.

Срок освоения программы – 7лет, с разделением на 4 этапа мастерства:

I этап (1-2 класс) – «До-ми-соль». Начальный этап, подразумевающий ознакомление с теоретическими основами вокальной деятельности, создание коллектива.

II этап (3-4 классы) – «Звонкий голосок». Углубленное изучение теоретических основ с упором на практику.

III этап (5 классы) – «На пути к успеху». Систематизация полученных знаний, умений и навыков и применение их для становления индивидуальной певческой самостоятельности.

IV этап (6-7 классы) – «Мастера своего дела». Воспитание самостоятельного артиста, в полной мере владеющего голосом, способного виртуозно исполнять любую партию, выступать в качестве солиста и в составе певческого коллектива.

Занятия проводятся в очной форме с применением индивидуальных, групповых и коллективных методик работы в теории и практике. Расчасовка:
Всего 70 часов в год (I-II ступени), из них 40 часов теории и 30 практики (1-2 кл.),
35 часов теории и 35 практики (3-4 кл.),
и 105 часов в год(III – IV ступени), из них 35 часов теории и 70 практики (5-е кл.),
20 часов теории и 85 практики (6-7 кл.).


Занятия для каждой ступени проводятся 2-3 раза в неделю по 40 минут. Режим занятий:

Занятия проводятся 2-3 раза в неделю по 40 минут.

Понедельник – с 12:05 до 12:45 – 1-2 классы;
                     – c 13:30 до 14:10 – 5-е классы;
                     – c 17:50 до 18:30 – 3-4 классы (2 смена).

Среда – с 12:05 до 12:45 – 1-2 классы;
          – c 13:30 до 14:10 – 6-7 классы.

Четверг – с 12:05 до 12:45 – 3-4 классы;
             – c 13:30 до 14:10 – 6-7 классы;
             – c 17:50 до 18:30 – 3-4 классы (2 смена).

Пятница – с 12:35 до 13:15 – 6-7 классы;
             – c 13:30 до 14:10 – 5-е классы.

Суббота – с 12:05 до 12:45 – 3-4 классы;
             – c 13:30 до 14:10 – 6-7 классы.

 

Цели программы

Цель программы - формирование духовной культуры детей через обучение пению и развитие певческих способностей.

 

Задачи программы:

1.Образовательные:

-освоить вокально-хоровые навыки;
-познакомить детей с образцами художественно-мировой культуры, мастерами хорового и сольного пения.

2.Развивающие:

-развить музыкально-творческие способности детей и психофизические процессы;
-сформировать музыкально-эстетический вкус и исполнительскую культуру;
-развить мотивацию ребенка средствами вокально-хорового искусства к музыкально-песенному творчеству.

3.Личностные:

-воспитать трудолюбие и упорство;
-развить творческую активность и самостоятельность;
-привить чувство долга и ответственность не только за себя,но и за коллектив;
-научить сопереживать и радоваться успехам других.

4.Метапредметные:

-Развитие эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-художественно-творческих способностей учащихся;
-образного и ассоциативного мышления,фантазии, зрительно-образной памяти, вкуса, художественных способностей;

 5.Предметные:

-сформировать навыки певческой установки;
-ознакомить с правилами пения и охраны голоса;
-развить вокально-хоровой слух;
-формировать музыкальную память.
-научить правильно исполнять вокальные произведения.

Результат программы

1) Личностный результат:

- проявляют интерес к творческой деятельности;
- ответственно относятся к порученному делу;
- избавляются от психологических зажимов, комплексов, чувствуют себя уверенно в любой жизненной ситуации.

 

2) Метапредметный результат:

- эмоционально откликаются на любую деятельность, способны генерировать новые идеи, предлагать, обсуждать;
- умеют критически оценивать собственные результаты;
- самостоятельно ставят перед собой цели и задачи, стремятся к их достижению;
- сотрудничают со всеми обучающимися в коллективе.

 

3) Предметный результат:

Планируемые результаты I этапа:

Учащиеся будут знать:
1.основы музыкальной грамоты;
2.основные средства выразительности, используемые в музыкальном искусстве;
2.наиболее употребляемую музыкальную терминологию.

Учащиеся будут уметь:
1.применять основы музыкальной грамоты и основные средства выразительности;
2.правильно использовать дыхательный аппарат;
3.петь хором,выполняя требования художественного исполнения.

 

Планируемые результаты II этапа:

Учащиеся будут знать:
1.музыкальную грамоту в полном объеме;
2.культуру поведения на сцене;
3.музыкальные жанры и основные стилистические направления;

Учащиеся будут уметь:
1.владеть основной громкостной динамикой;
2.владеть правильной дикцией и артикуляцией;
3.анализировать исполнение вокального произведения.

 

Планируемые результаты III этапа:

Учащиеся будут знать:
1.построение сольной партии и основы двухголосия;
2.четкую артикуляцию исполнения;
3.тембральные методы.

 

Учащиеся будут уметь:
1.петь а capella;
2.исполнять длительности и ритмические рисунки;
3.передавать характер песни,исполнять легато.

 

Планируемые результаты IV этапа:

Учащиеся будут знать:
1.для чего нужна опора и как ее использовать в исполнении;
2.сольфеджио и теорию музыки;
3.азы актерского мастерства и сценической речи.

 

Учащиеся будут уметь:
1.петь соло,дуэтом,трио и ансамблем;
2. использовать голосовой аппарат в полном объеме;
3.самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей.

Материально-техническая база

Материально-техническая база:

1. Зал для репетиций.

2. Сцена для репетиций.

3. Аудиоаппаратура.

4. Вокальные микрофоны.

5. Фортепиано.

6. Компьютер.

7. Проектор.