Программа «Хоровое пение» 5 лет

Задача хорового пения – пробудить у детей любовь к хоровому пению, сформировать необходимые навыки и выработать потребность в систематическом коллективном музицировании, учитывая, что хоровое пение – наиболее доступный вид подобной деятельности.
На занятиях учащиеся активно используют знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как работа по нотам, а затем и хоровым партитурам помогает учащимся воспринимать музыкальные произведения сознательно, значительно ускоряет процесс разучивания. А пение по нотам сочетают с пением по слуху, так как именно пение по слуху способствует развитию музыкальной памяти.

Краткие пояснительные беседы к отдельным произведениям используются руководителем хорового класса для выявления своеобразия стилей отдельных композиторов, музыкального языка различных эпох. Такие беседы способствуют обогащению музыкального кругозора учащихся, помогают формировать их художественную культуру.

В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости

– текущая и промежуточная.
Методы текущего контроля:

− оценка за работу в классе;
− текущая сдача партий;
− контрольный урок в конце каждой четверти.
Виды промежуточного контроля:
− переводной зачет в следующий класс и по окончании освоения предмета.
Методы текущего контроля:
− сдача партий индивидуально, в дуэтах или трио.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее: − оценка годовой работы ученика;
− оценка на зачете (академическом концерте);
− другие выступления ученика в течение учебного года.
По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе.


Виды внеурочной работы
− выполнение домашнего задания;
− посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
− участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно просветительской деятельности учреждения;
- участие детей в творческих состязаниях разного уровня.

Педагоги

Меренюк Анна Александровна
высшее, НГК им. М.И. Глинки дирижёр высшей квалификации, преподаватель творческих дисциплин в высшей школе
Стаж -   8 лет. Руководитель хора, в 2019 г была аттестована на высшую квалификационную категорию.

Является автором-разработчиком дисциплины "Коллективное музицирование. Хор"  двухгодичной учебной программы "Общая музыкальная подготовка". Также принимала непосредственное участие в написании пятилетней учебной программы по специальности "Коллективное музицирование. Хор".

 

 

Содержание программы

В детской музыкальной школе хоровое пение служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков. Учебный предмет «Хоровое пение» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика.

Предлагаемая программа рассчитана на пятилетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы – от 6,5 до 13 лет. При желании и успешном окончании 5-летней программы, ученик может продолжить обучение еще на один год.
Вокально-хоровая работа в детском хоре проводится в соответствии с психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп, каждая из которых имеет свои отличительные черты в механизме голосообразования. Руководитель должен учитывать эти особенности, придерживаться однородности возрастного состава коллектива. 
Срок реализации учебного предмета
С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному творчеству, обеспечения доступности художественного образования срок реализации программы составляет 5 лет для детей в возрасте от 6,5 до 13 лет включительно.


Форма проведения учебных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.

Учебный план предусматривает следующие предметы (часов в неделю):
Хоровое пение: 1-5 класс (3 часа);
Сольфеджио: 1-5 класс (1,5 часа);
Музыкальная литература: 1-4 класс (1 час); 5 5ласс - (1,5 часа).

Предмет по выбору (музыкальный инструмент) с индивидуальной формой обучения распределяется в пределах средств, имеющихся у учреждения.


Методы обучения

− словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
− наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

− практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
− прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
− индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Цели программы

Целью учебного предмета является:

- развитие устойчивого интереса к классической музыке и занятиям хоровым пением, формирование музыкально-художественного вкуса.


Задачи:

образовательные:

− обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

− формирование умений и навыков хорового исполнительства;

- формирование навыков сольного и коллективного музицирования.

воспитательные:

− воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности;

- воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

развивающие:
− развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

− приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений.

Результат программы

В результате освоения программы учебного предмета "Хоровое пение" дети будут:

знать:

− начальные основы хорового искусства;

-вокально-хоровые особенностей хоровых партитур;

- художественно-исполнительские возможности хорового коллектива;
− профессиональную терминологию;

 

уметь:

− исполнять вокальные партии в составе вокального ансамбля и хорового коллектива;

−  передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

развиты следующие личностные черты:

- трудолюбие;

- усидчивость;

- терпение;

- дисциплина.




Особые условия проведения

1. На данную учебную программу принимаются дети, прошедшие творческое испытание по результатам конкурсного отбора.

2. Дети с ОВЗ зачисляются по результатам творческого прослушивания и при отсутствии медицинских противопоказаний к обучению по выбранной специализации.


В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

В течение учебного года родителям и преподавателям необходимо наблюдать за физическим самочувствием учащихся (исключать лор-заболевания) и при необходимости направлять ребенка к врачу.


Обучающиеся, не имеющие возможности пройти итоговую аттестацию в установленном порядке по состоянию здоровья, при успеваемости по всем предметам, наличии документа учреждения здравоохранения и решения Педагогического совета могут проходить итоговую аттестацию в щадящем режиме.

Материально-техническая база

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Для реализации программы учебного предмета «Хоровое пение» должны быть созданы следующие материально-технические условия:
− наличие концертного зала с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием;
− наличие учебной аудитории для занятий по учебному предмету «Хоровое пение» со специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.


Педагог должен предоставить учащемуся необходимые учебные пособия, методическую литературу, нотный, аудио и видеоматериал, в том числе, и для самостоятельных домашних занятий. Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио- и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видеозаписями. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.