Программа «Шанс» вокальной студии

  • (3)

Музыка – один из прекраснейших видов искусства. Она обладает удивительной силой и властью над людьми. Установлено, что музыка непосредственно воздействует на мировоззрение и мышление, на поведение и художественно – творческое развитие человека. Музыка, как всякое другое искусство, воспитывает любовь к жизни, чувства патриотизма и нравственности.

       

Детская эстрада – это достаточно новое направление детского музыкального творчества. Оно привлекает современных детей и подростков своей яркой выразительностью, «взрослыми» аранжировками, разнообразием жанров и современной стилистикой, насыщенным вокалом и возможностью проявить свои креативные способности.

        

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками эстрадного вокального искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.  

       

Практика показывает, что вокальный ансамбль – это наиболее доступный, мобильный и актуальный вид коллективного творчества, поскольку, являясь социальной структурой, дает возможность участникам коллектива приобрести не только знания и умения в области музыкального искусства и культуры, но и опыт межличностного общения, что так же входит в спектр педагогических задач. Навыки, приобретенные в процессе обучения в вокальном ансамбле, способствуют развитию творческого потенциала учащихся и дают возможность впоследствии реализовать свои возможности в различных творческих коллективах.

       

Основным назначением данной образовательной программы является овладение специфической техникой вокального мастерства, соответствующего современным требованиям эстрадного коллективного исполнительского искусства. Наряду с учебно-воспитательной работой в вокальном коллективе программой предусмотрена и активная концертно-исполнительская деятельность обучающихся в массовых мероприятиях и конкурсах вокального мастерства различных уровней.

          

В программе систематизирован опыт создания детского творческого коллектива на основе многолетней работы по развитию у детей вокальных данных и выработке навыков ансамблевого пения.

            

Данная общеобразовательная общеразвивающая программа по вокальному воспитанию детей школьного возраста имеет художественную направленность и обусловлена поиском оптимальных форм работы с детьми в системе дополнительного образования.

Педагоги

Хидченко Ольга Сергеевна.

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Об­щий тру­довой стаж: 21 год

Стаж ра­боты по спе­ци­аль­нос­ти: 21 год (в гимназии 18 лет)

Кур­со­вая под­го­тов­ка:

2018г., «Преподавание вокала: развитие певческого голоса с использованием современных методик вокального искусства», АНО ДПО «Восточно-Сибирская академия подготовки государственных и муниципальных слушателей», 108 часов;

2020 г., «Оказание первой помощи», ЧОУ ДПО Межрегиональный учебно-консультационный центр профсоюзов, 16 часов.

2020 г., «Современные образовательные технологии: на пути к цифровой школе» 24 часа. "Олимпиум"

Содержание программы

Уровень сложности программы: базовый

Программа рассчитана на 5 года обучения и включает индивидуальные и групповые (вокальный ансамбль) формы работы.

 

Учебный план

 1-й год обучения – стартовый уровень

1. Вводное занятие - 1 час


2. Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве

2.1 Виды вокального искусства - 2 ч.

2.2 Эстрадный вокал - 2 ч.

3.Формирование певческих навыков

3.1 Певческая установка - 3 ч.

3.2 Певческое дыхание - 3 ч.

3.3 Звукообразование 4 ч.

3.4 Артикуляция, дикция - 3 ч.

4. Освоение эстрадного вокального репертуара

4.1 Разучивание произведений -14 ч.
4.2 Строй и ансамбль - 12 ч.
4.3 Работа с микрофоном и фонограммой - 14 ч.
4.4 Сценическое мастерство - 14 ч.

5. Итоговое занятие - 2 ч.
          
Итого - 74 ч.
 

2 год обучения

1. Вводное занятие 1 ч. 

2. Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
 

2.1 Направления современной вокальной музыки - 2ч.

2.2 Авторы и исполнители современных вокальных произведений - 2 ч.

3.1 Певческая установка - 3 ч.

3.2 Певческое дыхание - 3 ч.

3.3 Звукообразование - 4 ч.

3.4 Артикуляция, дикция - 3 ч.

4. Освоение эстрадного вокального репертуара
4.1 Разучивание произведений - 14 ч.

4.2 Строй и ансамбль - 12 ч.
4.3 Работа с микрофоном и фонограммой - 14 ч.


5 Сценическое мастерство
5.1 Сценическая импровизация - 7 ч.
5.2 Сценический образ - 7 ч.

Итоговое занятие - 2 ч.

 Итого - 74 ч.

 
 
  3 год обучения

1. Вводное занятие - 1 ч.
2. Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
2.1 История эстрады и джаза- 2 ч.
2.2 Знаменитые имена - 2 ч.

3. Формирование певческих навыков
3.1 Певческая установка - 2 ч.
3.2 Певческое дыхание - 4 ч.
3.3 Звукообразование - 6 ч.

3.4 Артикуляция, дикция

4.Освоение эстрадного вокального репертуара
4.1 Работа над песней - 30ч.
4.2 Анализ вокальных произведений -10 ч.
4.3 Работа с микрофоном и фонограммой -15 ч.

5.Сценическое мастерство
5.1 Сценическая импровизация -10 ч.
5.2 Сценический образ - 20 ч.
6. Итоговое занятие - 2 ч.
 
 Итого -111 ч.

 
 4 год обучения

1. Вводное занятие - 1ч.

2. Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве
2.1 Лекции, беседы о проблемах современной популярной музыки - 8 ч.

3. Формирование певческих навыков
3.1 Навыки эстрадного вокала - 10 ч.
3.2 Певческое дыхание - 7 ч.
3.3 Звукообразование - 8 ч.

4. Освоение эстрадного вокального репертуара
4.1 Работа над песней -30 ч.
4.2 Анализ вокальных произведений - 10 ч.
4.3 Работа с микрофоном и фонограммой - 5 ч.

5.Сценическое мастерство
5.1 Совершенствование сценических навыков - 20 ч.

6. Итоговое занятие 2 ч.
 
 Итого - 111 ч.
 
 
 
5 год обучения

1. Вводное занятие - 1 ч.
2. Музыкально-образовательные беседы о вокальном искусстве

2.1 Лекции: «Этно-исторические предпосылки современных му­зыкальных жанров и их стилистические особенности» - 8 ч.
3. Формирование певческих навыков

3.1 Навыки эстрадного вокала -17 ч.
3.2  Певческое дыхание - 14 ч.
3.3 Звукообразование -14 ч.

4. Освоение эстрадного вокального репертуара
4.1 Работа над песней - 36 ч.
4.2 Анализ вокальных произведений -16 ч.

4.3 Работа с микрофоном и фонограммой -20 ч.
5.Сценическое мастерство
5.1 Совершенствование сценических навыков -20 ч.
6. Итоговое занятие- 2 ч.
 
 Итого- 148 ч.

Цели программы

Создание условий для  развития и реализации творческого потенциала и музыкальных способностей детей через искусство эстрадного вокала.

 

Задачи:

Образовательные

Формировать:

- основную базу знаний и представлений о вокальной музыке, еѐ языке, средствах выразительности, жанрах;

певческие навыки;

- навыки сольного и ансамблевого пения;

- умение работать с фонограммой, микрофоном;

- навыки выразительного исполнения эстрадных произведений;

- навыки сценической культуры.

 

Развивающие

Развивать:

- голосовые данные: силу голоса, диапазон, беглость, тембр и регистровые возможности;

- вокальный слух, музыкальную память, чувство ритма, чувство ансамбля;

- творческую фантазию, воображение;

- оценочное музыкальное мышление;

- артистическую смелость, умение держаться на сцене.

 

Воспитательные

Воспитывать:

- интерес к певческой деятельности;

- художественный и музыкальный вкус;

- творческую, духовную и культурно-развитую личность;

- коммуникабельность, взаимопонимание, взаимовыручку, доброжелательность, уважение, доверие, ответственность;

- трудолюбие, целеустремлѐнность;

- самоорганизацию, самоконтроль;

- нормы коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и концертной деятельности;

- способность к самореализации в пространстве культуры.

 

Результат программы

Предметные

- сформированность основ музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой части общей духовной культуры;

- овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку, в том числе вокальные произведения, как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями эстрадного вокального искусства;

- знание характерных особенностей вокальных жанров и основных стилистических направлений;

- владение навыками эстрадного пения;

- умение творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении;

- приобретение умений и навыков ансамблевого исполнительства;

- сформированность навыков сценической культуры исполнения эстрадных вокальных произведений;

- способность реализации собственных творческих замыслов в вокальной импровизации;

- использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).

 Метапредметные

- умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития познавательных мотивов и интересов;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками;

- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной вокально-учебной       деятельности, включая информационно-коммуникационные технологии; стремление к художественному самообразованию.

 Личностные

- способность формулировать собственное мнение и позицию;

- владение основами самоконтроля, самооценки;

- ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре своего и других народов;

- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

- готовность и способность вести диалог и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им;

- компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, осознание и ответственное отношение к собственным поступкам;

- эстетические потребности, ценности и чувства, эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.

 

Особые условия проведения

      В вокальную студию «Шанс»  принимаются дети по результатам предварительного прослушивания с целью проведения диагностики музыкальных способностей и готовности обучения на базовом уровне.

Материально-техническая база

Условия реализации программы.

1. Методическое обеспечение:

- пособия по вокалу,

- литература по работе с детьми,

 

Развитие голоса. Координация и тренинг. В.В. Емельянов.

Основы вокальной методики. Л. Дмитриев.

Музыкальный слух и его развитие. И. Гейнрихс.

Музыкальный словарь в рассказах. Д. Михеева.

Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой.

Музыкальное развитие детей по Карлу Орфу.

 

2. Материально-техническое обеспечение:

- помещение (студия звукозаписи)

- актовый зал

- фортепиано (синтезатор),

- компьютер,

- микрофоны,

- обработка звука,

- пошив и изготовление костюмов.