Программа «Шахматы»

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

 

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

 

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.

Педагоги

Баратова Наталья Федоровна, учитель начальных классов первой категории.

Содержание программы

1.Шахматная доска и фигуры (4 часа)

2.Ходы и взятия фигур (12 ч)

3.Цель и результат шахматной партии. Шах, мат и пат (9 ч)

4.Запись шахматных ходов (3 ч)

5.Ценность шахматных фигур. Нападение и защита, размен (2 часа)

6.Общие принципы разыгрывания дебюта (4 ч)

 

ИТОГО: 34 часа.

Цели программы

Цель программы:

создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

 

Задачи программы:

-познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным кодексом;

-научить ориентироваться на шахматной доске;

-научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами;

-научить правилам игры;

-сформировать умение записывать шахматную партию;

-сформировать умение проводить различные комбинации;

-развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением;

-научить предвидеть последствия предполагаемых действий;

-формировать универсальные способы мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции).

Результат программы

К концу обучения по программе дети

Знают:

-шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
-названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
-правила хода и взятия каждой фигурой – ходы, в том числе шах и рокировку; нападения и взятия, в том числе и взятие на проходе;
-названия и порядок следования 8 первых букв латинского алфавита;
-цель игры: мат, пат, ничья;
-шахматную нотацию;
-абсолютную и относительную ценность фигур;
-приёмы и способы матования одинокого короля;
-историю возникновения шахматной игры;
-правила игры.


Умеют:

-записывать шахматную партию;
-проводить комбинации;
-владеть техникой матования одинокого короля;
-решать простейшие задачи;
-записывать партию до 10-го хода;
-приобретут теоретические знания и практические навыки в шахматной игре;
-повысят уровень развития абстрактно-логического и творческого мышления, памяти, внимания, воображения, интеллектуальных способностей, спортивной работоспособности;

-сформируют умения -производить логические операции;
-сформируют личностные качества – трудолюбие, дисциплинированность, сознательность, активность и -потребность ведения здорового образа жизни.

Материально-техническая база

- Учебное помещение

- Учебники, тетради

-Доски, фигуры, часы