Программа «Тропинками открытий»

Программа «Тропинками открытий» естественнонаучной направленности. Программа представляет собой одногодичный курс обучения и ориентирована на работу с детьми младшего школьного возраста в системе дополнительного образования в области экологического воспитания.

Работа с детьми по данной образовательной программе направлена на изучение природных явлений, формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук. Программа учитывает возрастные особенности развития личности ребенка. 

Отличительной особенностью программы «Тропинками открытий» является интегративный характер, что позволяет учитывать специфику восприятия младшими школьниками окружающего мира, развивать эрудицию культуру, творческие способности.

Программа разработана на основе интеграции различных областей знаний («окружающий мир» обогащается материалом из математики, литературы, искусства и т.д.). Готовые научные знания преобразованы в такую форму передачи, при которой, ребенок овладевает различными способами взаимодействия с окружающим миром, разными видами деятельности.

С помощью педагога ребенок идет по «Тропинкам открытий» природы, познавая смысл этого слова через окружающие его объекты. В качестве основных содержательных линий можно назвать: 1) сведения о красоте и многообразии объектов окружающего мира; 2) об изменчивости и закономерностях окружающего мира; 3) взаимосвязях и взаимозависимостях в окружающем мире.

Новизна данной программы выражена в том, что обучающийся получает возможность творческой самореализации и постигает азы компьютерной грамотности. Дети младшего школьного возраста получают опыт публичных выступлений, пользуясь презентационной техникой

Педагоги

Дудникова Мария Геннадьевна, педагог дополнительного образования, педагогический стаж 12 лет

Расписание

Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа (1 час – теоретическая часть и 1 час – практическая работа, создание проектных работ посредством программы Microsoft PowerPoint).

Общее количество часов в неделю – 2 часа.

Продолжительность одного академического часа – 30 минут. Перерыв между учебными занятиями 10 минут.

Содержание программы

1.Введение.(2 ч.)

2.Мир, в котором мы живем (5 ч.)

  • Науки о мире природы
  • Дом в доме

3. Открытие себя, как части мира (9 ч.)

  • Кто я ?
  • Что я люблю и что не люблю?
  • Моя семья
  • Мой класс, моя школа

4. Открытие мира эмоций и чувств (9 ч.)

  • Что такое чувства и эмоции
  • Как мы чувствуем
  • В гостях у сказки

5. Открытие мира природы (39 ч.)

  • Природа живая и неживая
  • Ритмы природы.
  • Природа в доме
  • Сказки, рассказанные природой
  • Удивительные обитатели сказочной планеты

6. Каникулярные и массовые мероприятия (5 ч.)

7. Аттестация (3 ч.)

ИТОГО 72 часа

Цели программы

Цель программы:Формирование у обучающихся представления о себе, как неотделимой части природы

Задачи:

Личностные:

  1. содействовать развитию у обучающихся устойчивого интереса к изучению природы, эмоционально-чувственного и гуманного отношения к животному миру;
  2. формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в коллективе.

Метапредметные:

  1. стимулировать познавательную активность обучающихся посредством включения их в различные виды творческой и проектной деятельности;
  2. способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся.

Предметные:

  1. формировать представления о Земле, как о доме для всех, живущих на ней, о многообразии жизни на планете;
  2. познакомить с отличительными признаками живых организмов и неживой природы;
  3. формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе.

Результат программы

К концу года ребенок будет:

  • активно проявлять интерес к познанию природы;
  • уметь понимать и сопереживать чувствам других людей, проявлять навыки учебного сотрудничества;
  • иметь навыки творческой и проектной деятельности;
  • уметь чувствовать красоту природы и бережно относится к её объектам;
  • иметь представление о Земле как о Доме для всех, живущих на ней, о природе и её объектах;
  • иметь представление о многообразии жизни на Земле и широком распространении живых организмов;
  • знать отличительные признаки живых организмов и неживой природы;
  • знать типы взаимоотношений живых организмов между собой;
  • иметь представления о различных типах взаимоотношений человека с природой;

Материально-техническая база

Для эффективной реализации программы необходимы следующие условия:

  •  оборудованная классная аудитория с организованным пространством в виде «круглого стола» на 12 посадочных мест;
  •  интерактивная доска, проектор, компьютер, сканер, фотоаппарат;
  •  компьютерный класс на 12 посадочных мест с подключением к интернету;
  •  «Живой уголок» (коллекция теплокровных и холоднокровных животных).

 

Информационное обеспечение программы включает в себя:

  • библиотечный фонд (энциклопедии и справочники);
  • презентации;
  • алгоритмы и шаблоны для выполнения творческих работ;
  • наличие разнообразных средств обучения: подборки игр, викторин, дидактические карточки, плакаты.