ПРОГРАММА «ИСКУССТВО БИСЕРОПЛЕТЕНИЯ», базовый уровень

Некоторое время назад увлечения различными видами рукоделия пережило свое второе рождение. Сделанная своими руками вещь приносит в дом приятную атмосферу уюта и покоя.

 

Почему вдруг стали так близки и желанны вещи, сделанные бабушками, мирно, по – домашнему, сидящими в креслах со спицами в руках? Почему мы как бы пытаемся увидеть себя на картинах из прошлого?

 

Занятия в объединении «Рукодельница» дает возможность индивидуального развития личности, постоянно обогащает и стимулирует к дальнейшему совершенствованию.

 

Они несут в себе огромное количество факторов, положительно влияющих на внутреннее состояние организма. Ничто так не пробуждает интерес, как процесс творческого созидания. Ничто так не удовлетворяет, как возможность видеть плоды творения рук своих.

 

В программе уделяется большое значение следующим аспектам:

Для каждого ребёнка подбираются такие задания, которые будут ему по силам. Применяются положительные эмоциональные подкрепления.
Если по каким-то причинам учащиеся не справляются с поставленной задачей, подбирается более простой способ выполнить её. Так, как на занятиях постоянно создаётся зона успешности для учащихся, они проходят программу почти не включая в свою деятельность волевой компонент.

Занятия проходят разновозрастной группе, что даёт возможность воспитывать коммуникативные умения: первым заговорить с более взрослым членом объединения, спокойно и вежливо формулировать просьбы друг к другу, отстаивать свои интересы общепринятыми морально-этическими способами. Более старшие с удовольствием выполняют роль помощников-консультантов и оказывают необходимую помощь самым маленьким участникам объединения.

 

Обучение по данной программе развивает эстетическое восприятие, т.к. неразрывно связано с вопросами цветовосприятия, композиции и гармонии. Прикосновение к миру красоты создает у детей положительные эмоции и ощущение радости.

 

Помимо занятий в кабинете, в программу включены выездные воспитательные мероприятия. Они органично вписываются в канву программы. Посещая музеи, выставки, театры, галереи учащиеся пополняют свой зрительный и эмоциональный багаж, что в значительной степени позволяет повышать качество выполняемых работ. Музыка и изобразительное искусство – неотъемлемая воспитательная часть программы.

 

На занятиях дети приучаются обмениваться необходимыми материалами и инструментами, что приучает их быть внимательными к просьбам своих друзей. Работа в творческом объединении «Рукодельница» формирует дружеские взаимоотношения между детьми, приучает оказывать помощь друг другу, доброжелательно оценивать работу товарищей, в корректной форме делать замечания и давать советы.

 

Также можно рассматривать занятия бисероплетением по данной программе как путь преодоления стрессовых состояний и улучшения эмоционального микроклимата группы.


Занятия в объединении «Рукодельница» формируют такие черты, как трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело.

 

Занятия в кружке позволяют детям гармонично развиваться, проявлять фантазию, наблюдательность, внимание и воображение, воспитывать волю, развивать глазомер, цветоощущение.

 

Самое важное при прохождении данной программы – научить ребят переживать чувство радости от самостоятельно выполненного труда, приучить их преодолевать трудности.

Педагоги

Лесовская Наталья Геннадьевна – педагог первой квалификационной категории. Закончила Новосибирский Педагогический Институт, 1987г, факультет начальных классов. В МБУДО ДДТ «Первомайский» работает с 2015 года. Имеет опыт работы с детьми разных возрастов. Педагогический стаж: 27 лет.

 

Достижения педагога:

  • Сертификат общественного эксперта в проведении независимой оценки качества дополнительных общеоьразовательных программ в рамках внедрения целевой модели развития ДОД в Новосибирской области, 2020г.
  • Малая медаль памяти М.Н.Мельникова XVI Регионального этнокультурного конкурса детей и взрослых «Через прошлое к будущему». Номинация «Народные ремесла. Конкурс детских творческих работ «Подмастерье традиционной культуры», 2020г.
  • Диплом 1 степени XI Открытого межрегионального конкурса методических материалов "Секрет успеха", 2020г.
  • Дипломант 1 степени в номинации «Авторская дополнительная общеобразовательная программа в сфере воспитания», 2019г.
  • Благодарственные письма и Почётные грамоты управления образования.

 

Достижения обучающихся:

  • Диплом лауреата 1 степени Всероссийского конкурса-фестиваля талантов «Время перемен», 2019г.
  • Денисова Вероника, Ковалёва дарина, Еркова София, Вейкум Анастасия, Семёнова Полина - Малая медаль памяти М.Н.Мельникова XVI Регионального этнокльтурного конкурса детейи взрослых «Через прошлое к будущему». Номинация «Народные ремесла. Конкурс детских творческих работ «Подмастерье традиционной культуры», 2020г.

Содержание программы

Название разделов (модулей):
1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Воспитательные мероприятия 15 ч.
2. Мониторинг удовлетворённости образовательным процессом (анкетирование) - 8ч.
3. Фурнитура и инструменты - 14ч.
4. Техника плотного плетения - 14.
5. Бисероткачество - 14ч.
6. Ажурное плетение - 14ч.
7. Плетение на проволоке - 10ч.
8. Монастырское плетение - 10ч.
9. Плетение шнура - 12ч.
10. Оплетение кабошона - 33ч.
11. Мозаичное плетение - 12ч.
12. Вышивка бисером - 12ч.
13. Работа над индивидуальным проектам - 12ч.

Всего: 180 часов.

Цели программы

Цель: Создание благоприятных условий для формирования зоны успешности и привития навыков ручного труда, как необходимое условие воспитания адаптивной личности.

 

Задачи:

Образовательные:

- научить детей более сложным приёмам работы с бисером, соответствующим базовому уровню обучения;

- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов в соответствие с содержанием программы 2-го года обучения (базовый уровень);

- научить применять в своих работах новые материалы (кабошоны из природного камня, ракушки, проволоку и т.д.);

- формировать у детей умения и навыки практической работы с бисером на основе теории цветоведения и композиции;

- продолжать знакомить с современными тенденциями развития искусства бисероплетения; с миром художественно-ориентированного труда взрослых.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательное отношение к людям, к самому себе, умению радоваться успеху других;

- воспитывать трудолюбие, настойчивость, терпение и аккуратность;

- организовать коллективную творческую деятельность детей, направленную на решение единой творческой задачи (общего проекта);

- создать условия для эмоционального благополучия учащихся, уверенности в своих силах;

· формировать уважительное отношение к истории и культуре народов России и других стран Мира, уважение к наследию предков;

- воспитывать культуру межличностных взаимоотношений с детьми и взрослыми и эмоционально-ценностное отношения к окружающему миру.

Развивающие:

- формировать и развивать нравственные, трудовые, эстетические и другие социально-значимые качества личности ребенка;

- развить умение у участников программы организовывать свой культурно-развивающий досуг;

- развивать наблюдательность и стимулировать творческое воображение;

- развивать способности к самовыражению в творческой проектной деятельности;

- развивать у учащихся творческие и интеллектуальные способности;

- формировать эстетическое восприятие окружающего мира;

- развивать художественный вкус, мышление, память, воображение, умение "отличать красивое от некрасивого".

Мотивационные:

- показать практическую значимость достижения результатов работы в объединении (возможное профессиональное самоопределение в будущем);

- максимально раскрыть возможности данного вида рукоделия на современном этапе (подарки собственными руками, украшения, сувениры и предметы дизайна и интерьера);

- поощрять желание творить, участвуя в конкурсах и смотрах художественного ремесла.

Оздоровительные:

- научить здоровье-сберегающему и здоровье-формирующему режиму работы с бисером и бусами;

- значительно понизить уровень тревожности учащихся.

Общеучебные задачи (УУД результаты):

- научить активно пользоваться различными видами информации, используя как печатные источники, так и Интернет-ресурсы (сайты, видео-уроки, мастер-классы);

- обучить приёмам неконфликтного и продуктивного общения;

- научить работать в команде;

- научить планировать и эффективно использовать своё время (учебное занятие, рабочий день, учебную четверть, год, дальнейшую жизнь).

 

Результат программы

По итогу обучения по данной программе учащиеся будут знать:

- и уверенно пользоваться основной терминологией процесса бисероплетения;

- название и предназначение основной фурнитуры для бисероплетения;

- как самостоятельно составить схему простейшего способа плетения;

- основные технологические приёмы бисероплетения, соответствующими 2-му году обучения (базовый уровень);

- знать основные принципы и законы цветоведению и композиции.

Учащиеся будут уметь:

- с помощью педагога (и частично самостоятельно) составлять эскизный набросок собственного творческого замысла;

- с помощью учителя составить схему бисерной работы;

- подобрать необходимый для работы материал;

- выполнять основные виды техник бисерного рукоделия.

У учащихся будут развиты и сформированные следующие компетенции:

Личностные результаты:

- осознанное выполнение норм и правил поведения в объединении;

- понимание и соблюдение основных традиций объединения;

- осознанное и постоянное выполнение основных правил техники безопасности на занятиях;

- соблюдение правила правильной посадки во время занятий и смены режима труда и отдыха;

- выполнения части работ не только для себя, но и для членов семьи, друзей и т.д.;

- соблюдение принципа «не нарушения» личного пространства друг друга, не прикосновения к чужим вещам;

- оказание помощи друг другу при выполнении сложных заданий и помощи в исправлении ошибок;

- активное участие в массовых мероприятиях Дома творчества и в благотворительных ярмарках в качестве участников и помощников организаторов;

- умение делать самостоятельный выбор вида творческого задания с умением аргументировать и обосновать свой выбор.

Регулятивные:

- с помощью педагога приобретено умение обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- может составлять план выполнения творческой задачи, умеет решать проблемы творческого характера;

- может самостоятельно оценить правильность выполнения работы, провести самооценку и принять дальнейшее решение.

Познавательные:

- умеет отбирать, классифицировать полученную информацию;

- устанавливать аналогии и причинно-следственные связи;

- с помощью педагога может осуществлять поиск и выделение необходимой информации с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Коммуникативные навыки:

- умеют выстраивать дружественные отношения в группе между детьми различных национальностей;

- умеют прогнозировать последствия коллективно принимаемых решений;

- умеют оформлять свои мысли в устной речи в соответствие с ситуацией.

Особые условия проведения

Занятия проводятся на базе Дома детского творчества "Первомайский"

Материально-техническая база

- хорошо освещённый кабинет на 16 посадочных мест (с возможностью дополнительного освещения);

- шкафы для хранения материалов и приспособлений;

- столы для занятий с возможностью перестановки (исходя из целей занятия);

- необходимый для работы на занятиях набор инструментов (карандаши, фломастеры, цветные ручки, линейки, ластики, ножницы, кусачки, круглогубцы и т.д.);

- необходимый набор материалов и приспособлений (наборы бисера, бус, стразов, пялец, станков для бисероплетения, ниток, игл, тканей, фетра и т.д.);

- органайзеры, папки, короба, коробки для хранения материалов и инструментов;

- стационарный компьютер с возможностью выхода в Интернет;

- раздаточные материалы (схемы плетения, эскизы работ, шаблоны);

- литература и иллюстративный материал соответствующей направленности.