Программа «Школа вожатого»

Программа предполагает оперативное освоение участниками основных знаний и умений, овладение компетенциями вожатого (помощника вожатого) временного детского коллектива.

Одним из результатов программы является полезный для обучающегося продукт – «методическая копилка» вожатого.

Здесь учатся сотрудничеству с детьми, приемам эффективного общения, организации и координации собственной деятельности и детского коллектива, анализу педагогических ситуаций, оформлению уголков, изготовлению призов, развитию лидерских позиций в условиях лагеря и школы.

Педагоги

Громова Дарья Анатольевна, педагог-организатор

Содержание программы

Вводное занятие (2 часа)

Цели и задачи курса.

Тестирование: коммуникативно-организаторские способности, диагностика эмпатии.

Игры и упражнения на установление, доверительных межличностных контактов, уменьшение напряженности.

Раздел I. Здравствуй, лагерь!

Что такое лагерь? (4 часа)

Теория: Особенности лагеря с дневным пребыванием детей. Особенности организации отдыха в Александровском районе.

Практика: Игра на знакомство «Великолепная Валерия».

Составление карты достопримечательностей.

Каким должен быть вожатый? (2 часа)

Теория: Кодекс поведения вожатого. Характеристика личностных качеств вожатого.

Обязанности вожатого.

Практика: Игра "Мой идеал".

Раздел II. Планирование и организация деятельности вожатого в лагере

Логика развития лагерной смены (4 часа)

Теория: Периоды смены лагеря: организационный, основной, заключительный.

Что такое оргпериод.

Источники планирования.

Календарь лета.

Виды планов.

Планирование деятельности отряда.

Личный план работы вожатого.

Режим дня.

Практика: Конкурс "Ромашка«.

Организационный период смены (8 часа)

Теория: Как понравиться детям?

Как быстро запомнить имена детей?

Бейджики.

Отрядный круг.

Как обращаться к детям?

Знакомство с требованиями (законами), традициями лагеря.

Инструктаж.

Соглашение.

Ожидание.

Игры на выявление интересов (маршрутные игры, игры-испытания).

Как придумать название отряду.

Мозговой штурм.

Знакомство с другими отрядами.

Открытие смены.

Практика: Игра «Снежный ком».

Газета «Здравствуйте».

"Огонек знакомства«.

Основной период смены лагеря (12 часов)

Цели программы

Цель программы – создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации подростков, путем включения их в социально – значимые дела; подготовка кадрового потенциала для работы с детскими и молодежными общественными организациями.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитание личностных качеств: коммуникабельности, культуры общения, толерантности, целеустремлённости;
  • формирование у учащихся активной гражданской позиции;
  • воспитание умения работать в разновозрастной группе, сотрудничать друг с другом;
  • воспитание творческой активности.

Образовательные:

  • Создание условий для формирования знаний о работе вожатого и коллектива;
  • создание условий для развития актёрских навыков, умения выступать перед аудиторией.
  • научить проектировать собственную педагогическую деятельность;
  • способствовать освоению необходимых психолого-педагогических знаний.

Развивающие:

  • создание условий для творческой самореализации личности ребёнка;
  • духовное развитие личности ребёнка посредством участия в разных видах деятельности.
  • Развитие у обучающихся следующих личностных качеств: самоорганизованность, дисциплинированность, ответственность, вежливость, эмоциональная устойчивость, коммуникабельность, инициативность, самостоятельность.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут

знать:

  • Способы работы в разновозрастной группе, механизмы сотрудничества друг с другом;
  • условия работы вожатого и коллектива;
  • основы организаторской деятельности;
  • психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста.

уметь:

  • проектировать собственную педагогическую деятельность;
  • творчески реализовываться.

Будут развиты следующие личностные качества обучающихся:

  • самоорганизованность;
  • дисциплинированность;
  • ответственность;
  • вежливость;
  • эмоциональная устойчивость;
  • коммуникабельность;
  • инициативность;
  • самостоятельность.

Особые условия проведения

Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность занятия-2 час

Материально-техническая база

Реализация программы не требует особых материальных затрат. Для занятий необходим кабинет, оснащенный учебной мебелью. Изучение тем, связанных с оформлением отрядного уголка, проведением КТД требует наличия ватмана, цветной бумаги, маркеров, карандашей, клея.

Некоторые темы предполагают наличие компьютера, проектора, экрана.