Программа «ЗАДУМКА. ПЕРВЫЕ ШАГИ»

Современный первоклассник часто не умеет ничего по сравнению с его сверстником двадцатилетней давности. Поэтому так важно быстро, но ненавязчиво помочь ему сформировать самые первые, базовые навыки работы руками, настроить этот самый близкий человеку инструмент.

"Ручная работа" – синоним качества, уникальности образца. Чуткие руки помогают человеку преуспеть в учёбе, работе, творчестве, поднимая его на новый уровень развития. Глина, металл, бумага – материалы с характером. Их надо почувствовать, понять и покорить.

Психотерапевтическое воздействие занятий на учеников неоспоримо. Современному ребёнку особенно показан тактильный контакт с материалом. Он настраивает мозг на более объёмное восприятие окружающей действительности, помогает преодолеть себя. Во время работы ребёнок не должен бояться испачкать руки. Он может трогать образцы, изучая их форму и фактуру. Ученик может получать радость от контакта с материалом, послушным его замыслу.

Основой методики преподавания является работа с глиной не столько как с пластичным массивом, сколько как с гибкой тонкой пластиной, схожей с листом бумаги или картона. Глина раскатывается в ровную гладкую или фактурную плоскость, разрезается на куски разной формы. Их можно надрезать, сгибать, сворачивать в трубу, сминать складками, склеивать, добиваясь объёмности и выразительности формы. Традиционно бумажные технологии (оригами, аппликация, папье-маше, вырезанка, квиллинг) прекрасно сочетаются с глиной. Работа бумагой также практикуется и как самостоятельный вид ДПИ, и как подоснова, тренировка, предварительный эскиз, который затем воплощается в глине.

Мелкая скульптурная пластика также выполняется на основе конструирования одной или нескольких тонкостенных полых тел – скорлуп. Тонкостенность – главный принцип формирования навыков лепки у обучающихся. Такой способ вырабатывает особенную аккуратность и тщательность действий, шлифует мелкую моторику, глазомер, чувство пропорции и симметрии.

 Программа расширяет кругозор, углубляет и систематизирует знания в смежных областях деятельности, повышает качество досуга и просто улучшает моторику.

Педагоги

Занятия ведёт Конева Елена Юрьевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. В прошлом - архитектор, в настоящее время - студентка 4 курса заочного отделения НГПК №2 по специальности "учитель начальных классов"

Содержание программы

 

Настоящая программа рассчитана на 1 год. Эта программа является ознакомительной и оптимальной для восприятия младшими школьниками. Дети знакомятся с материалами, получают первичные навыки работы с ними, овладевают простыми приёмами работы, усваивают основные понятия декоративно-прикладного творчества, запоминают инструментарий.

Количество учебных часов за год – 72, при нагрузке 2 часа в неделю.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

  1. Введение в предмет(знакомство с основными понятиями, терминами, инструментом и техникой безопасности) – 2 часа.
  2. Основные приёмы работы с глиной (способы ручной лепки и украшения глиняных изделий) – 10 часов.
  3. Народная глиняная игрушка (знакомство с разнообразием глиняных промыслов нашей страны) – 14 часов.
  4. Приёмы бумагопластики и новогодние украшения из бумаги (знакомство с основными понятиями, терминами, инструментом и техникой безопасности) – 6 часов.
  5. Керамическая посуда (приёмы изготовления и декора глиняных сосудов) – 8 часов.
  6. Скульптурный анимализм (технические и художественные приёмы лепки животных) – 12 часов.
  7. Мозаичный коллаж (приёмы создания плоских панно из кусочков керамической плитки) −4 часа.
  8. Плоскостные изделия – изразцы (приёмы декорирования орнаментальных и сюжетных глиняных пластин) – 8 часов.
  9. Рельефные изображения (приёмы создания скульптурного рельефного панно) – 8 часов.

Дети лепят по образцам, выполняют работы с бумагой по заданным схемам и фантазируют с материалом, выполняют композиционные задания, декор и знакомятся с историей. Во время каникул проходят массовые мероприятия.

Практическая работа составляет основную часть времени каждой темы. Она имеет общественно полезную направленность. При выполнении задания перед учащимися ставится задача помнить о назначении своего изделия. На начальном этапе работы – осваивание способов и технологии – по каждому виду отдельно. Это - небольшие работы , выполняемые по образцу. Все практические работы строятся по принципу от простого к сложному. Они могут быть учебными и творческими. Учебная работа может выполняться по готовому образцу – изделию, или пошаговой инструкции. При её выполнении учащиеся изучают технологические приемы изготовления изделия. При выполнении творческих работ предусматривается развитие индивидуальных способностей каждого ученика в художественном и технологическом исполнении.

Развитие способностей.

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы.

Работа с глиной в сочетании с обязательной росписью игрушек расширяет круг знаний детей не только о пластике материала, о гибкой изменчивой форме, но и позволяет овладеть полезными техническими навыками, чувством пропорций и цветовосприятием, тренирует руку и глаз, способность координировать движение рук, сознательно воспринимать объекты.

 Обучение направлено на то, чтобы ребёнок захотел развиваться дальше в области ДПИ самостоятельно, или с помощью учителя.

Цели программы

Цель программы – создание условий для моторного развития детей, повышения их интеллектуального потенциала, проявления способностей к творчеству, настройки саморегуляции посредством обучения лепке из глины и конструированию из бумаги.

 

Задачи программы. Программа реализует три блока задач.

 

Образовательные:

1. формировать первичные технические навыки лепки из глины;

2. формировать первичные технические навыки бумагопластики;

3. познакомить с разнообразием видов обработки бумаги, народных глиняных промыслов, форм глиняной посуды и способов её создания, основными признаками мелкой скульптурной пластики, коллажных панно, рельефных изображений;

4. формировать навыки подбора методов работы и инструмента.

 

Развивающие:

1. развивать мелкую моторику и координацию движений рук;

2. формировать способность к самоорганизации деятельности с учётом установленных правил и в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

3. формировать способность адекватно воспринимать критику и корректировать свои действия;

4. формировать способность к логическим операциям при изучении материала (сравнение, анализ, синтеза, обобщение, сериация).

5. формировать способность строить рассуждения об объектах в устной речи;

6. формировать способность адекватно использовать средства речи для решения коммуникативных задач и организации собственной деятельности и сотрудничества.

 

Воспитательные:

1. воспитывать мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

2. воспитывать познавательный интерес и эстетические чувства на основе занятий лепкой и бумагопластикой;

3. воспитывать способность оценивать свои достижения.

реализация всех этих задач способствует формированию у детей универсальных учебных действий, необходимых в любой ситуации.

Результат программы

К концу обучения по программе дети должны:

- Различать виды декоративно-прикладного искусства;

- Знать правила безопасности труда и личной гигиены при лепке;

- Знать принципы организации рабочего места;

- Знать инструменты и приспособления;

- Понимать основные технические термины;

- Знать основные этапы изготовления изделий;

- Знать свойства глин и разных типов бумаги;

- Иметь представление о разнообразии народных промыслов России;

- Знать главные признаки лепных игрушек Дымковского, Филимоновского, Каргапольского народных промыслов;

- Иметь представление об особенностях рельефных изображений;

- Различать и вычленять геометрические формы: шара, конуса, цилиндра, куба;

- Организовать рабочее место с учётом задачи занятия;

- Осознанно выбирать инструменты для работы

- Убирать своё рабочее место;

- Аккуратно соединять части фигуры;

- Учитывать при работе свойства материала;

- Придавать заготовкам разные геометрические формы;

- Владеть навыком лепки вытягиванием из целого куска глины с передачей основных пропорций;

- Владеть навыком моделирования полых тел из глины;

- Владеть навыком формования из пластин по шаблону;

- Владеть навыками лепного декорирования изделия из глины;

- Владеть основными навыками аппликации, конструирования из бумаги;

- Изображать изделие с учётом основных пропорций.

- Испытывать потребность в получении новых знаний, в открытии для себя новых способов деятельности.

 

За время обучения возможно формирование навыка  различных универсальных учебных действий

Личностные

1. Познавательный интерес к занятиям лепкой и бумагопластикой.

2. Мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

3. Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

4. Способность к самооценке на основе критериев успешности деятельности.

Регулятивные

1. Способность к саморегуляции.

2. Умение принимать основную цель и определять пути ее достижения.

3. Умение планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

4. Умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

5. Умение адекватно воспринимать предложения и оценку.

Познавательные

1. Умение строить сообщения в устной форме.

2. Умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

3. Умение осуществлять синтез как составление целого из частей.

4. Умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям.

5. Умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Коммуникативные

1. Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

2. Способность адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 

Особые условия проведения

Набор детей свободный.

Важно учитывать не только способности, но и желание ребёнка заниматься в нашем творческом объединении.

Гендерная разница не имеет значения, нет противопоказаний и для детей с ОВЗ.

При  записи  детей в группы  никакого тестирования способностей не предусмотрено.

Материально-техническая база

Творческое объединение расположено на базе МОУ СОШ № 122 города Новосибирска.

Учебное помещение рассчитано на 8 обучающихся, оборудовано водопроводными кранами, индивидуальной подсветкой рабочих мест и оснащено всем необходимым:

  • столы, стулья, стеллажи для сушки и хранения работ, шкафы для инструментов и материалов, стеллажи для книг и пособий;
  • дощечки, шаблоны, линейки, рейки, стеки, проколы, штампы, ткань, кисти;
  • ёмкости для воды, ёмкости для хранения готовых работ;
  • наглядные пособия, образцы поделок;
  • линейки, шаблоны, резаки, карандаши, ножницы;
  • фотокамера, копировальная техника, компьютер с выходом в Интернет;
  • технологические описания, руководства и методические пособия;
  • специальные учебные издания

В работе с учащимися и их родителями используются возможности социальных сетей и мессенджер (WhatsApp). У нас работает группа Вконтакте «ЗАДУМКА».