Программа «Учись доброму, худое на ум не пойдет»

  • (3)

Начало XXI века едва ли не везде знаменуется небывалым подъемом интереса к истории, к культуре ушедших эпох, в том числе к национальному фольклору. Это вызвано многими причинами. В масштабах всего мира усиливаются обезличивание, одинаковость, идентичность массовой культуры, быта, вызванные небывалым научно-техническим прогрессом. Однако в противовес ему возникает другое движение: чем стремительнее человеческое общество становится единообразным, тем сильнее и серьезнее обращение к сугубо национальному, к истокам, к традициям, ведь именно древние фольклорные культуры отличались уникальностью, ярко выраженной самобытностью.

 

Так, приоритетной задачей, согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

 

Сейчас утверждается мнение, что нельзя ни отдельно взятому человеку, ни народу, ни стране существовать и строить будущее без знания своих корней, традиций, без тех духовных ценностей, которые были накоплены и завещаны предшествующими поколениями, поэтому столь актуальным является обращение молодого поколения страны к вековой народной мудрости, к непреходящим ценностям российской культуры. Самая большая опасность в развитии народной культуры – прерывание тра­диции. Искусственное воскрешение «умершей» традиции невозможно, если не сохранились нити преемственности, с одной стороны, в мастерстве, с другой, – в потребности в «продуктах жизнедеятельности» традиции. Поэтому так важно заботиться о преемственности в этнокультурном и этнохудожественном образовании, о сохранении единства эстетических критериев творцов и «потребителей» народного искусства, о сохранении традиции в сознании народа, в его эстетических потребностях.

 

И важно не только сохранить традиционную культуру в музеях, архивах; не просто изучить ее как исключительное явление, но дать ей возможность жить в современных социокультурных условиях. Все элементы традиционной культуры несут в себе огромный педагогический потенциал и должны использоваться "по назначению".

 

Актуальность и новизна программы в первую очередь определяется запросом со стороны родителей на комплексное освоение детьми основ русской традиционной культуры в условиях воссозданной этнографически аутентичной социализирующей образовательно-воспитательной среды.

 

Представляемая нами Новосибирская область богата на аутентичные пространства народной культуры. Погружение в культуру региона на основе аутентичного этнографического материала очень важно для знакомства детей со своей корневой культурой.

 

Влияние занятий на развитие ребенка.

Нельзя не оценить важность пространства, в котором находятся и живут наши дети, его влияние на нравственное воспитание. На детей с их еще не окрепшими душами сегодня обрушивается целый шквал негативной информации. Поэтому вопрос о нравственном воспитании детей в наше время стоит очень остро. В жизни наших детей должно быть что-то особенное, что поможет им, даст нужные ориентиры – это может быть и должна быть народная культура.

 

В современной педагогике на первый план выходит сам ребенок. Личностно-ориентированная модель образования предполагает новые подходы к пониманию периода школьного детства как наиболее значимого, ценного в становлении личности индивида. Одной из главных задач образования является воспитание самостоятельного, инициативного, активного гражданина с четко выраженной гражданской позицией, способного к постоянному самосовершенствованию.

 

В качестве одной из составляющих данного процесса принято считать нравственное воспитание школьников. Обобщение опыта современных педагогов и методистов свидетельствует, что нравственное воспитание должно быть направлено на эмоциональное развитие, на осознание детьми явлений социальной жизни, на формирование стремления сопереживать чужому горю, проявление радости и гордости за успехи других, формирование эталонных, правильных представлений о зле и добре и соответствующих моделей поведения – доверия и уважения к старшим.

 

Приобщая к образам русской традиционной культуры через народно-поэтическое, декоративно-прикладное, хореографическое творчество, обрядовое действо и пр., мы пробуждаем генетическую память и исподволь, ненавязчиво и естественно (на бессознательном уровне) воспитываем любовь к Родине, формируем нравственно-этические представления о добре и зле, чести и долге, семье и др. присущие нашей культуре.

Педагоги

Афанасьева Юлия Юрьевна- педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Образование высшее НГПУ – специальность «Народное художественное творчество», НГУ – специальность "Этнография, этнология, культурная антропология".

Диплом второй степени во всероссийском конкурсе "Воспитать человека 2013".

Золотая медаль Всероссийского конкурса «Патриот России» за проект «Учись доброму, так худое на ум не пойдет». Эмоционально-личностное и духовно-нравственное развитие детей раннего и дошкольного возраста средствами этнопедагогики и др.

Повышение квалификации: 2018 г. "разработка и реализация проектов в системе дополнительного образования детей".

Содержание программы

Первый год обучения:

Раздел I. Введение в предмет – 2 часа.

Тема 1.1. Вводное занятие – 2 часа.

Раздел II. Народные игры – 26 часов.

Тема 2.1. Игры на знакомство – 4 часа.

Тема 2.2. Подвижные игры – 22 часа.

Раздел III. Осенняя обрядность – 26 часов.

Тема 3.1. Традиционные праздники периода – 12 часов.

Тема 3.2. Репетиционная работа по разделу – 14 часов.

Раздел IV. Зимняя обрядность – 22 часа.

Тема 4.1. Традиционные праздники периода – 10 часов.

Тема 4.2. Репетиционная работа по разделу – 12 часов.

Раздел V. Весенне-летняя обрядность – 30 часов.

Тема 5.1. Традиционные праздники периода – 14 часов.

Тема 5.2. Репетиционная работа по разделу – 16 часов.

Раздел VI. Устное народное творчество – 12 часов.

Тема 6.1. Сказки – 2 часа.

Тема 6.2. Частушки – 6 часов.

Тема 6.3. Приметы – 2 часа

Тема 6.4. Пословицы и поговорки – 2 часа

Раздел VII. Народные музыкальные инструменты – 4 часа.

Тема 7.1. Шумовые музыкальные инструменты – 4 часа.

Раздел VIII. Народный костюм – 8 часов.

Тема 8.1. Мужской и женский традиционный костюм – 4 часа.

Тема 8.2. Традиционные украшения – 4 часа.

Раздел IX. Традиционный быт – 4 часа.

Тема 9.1. Русская изба – 4 часа.

Раздел X. Генеалогическое древо – 6 часов.

Тема 10.1. Что такое генеалогическое древо – 2 часа.

Тема 10.2. Правила составления родословной – 4 часа

Раздел XI. Подведение итогов – 4 часа.

Тема 11.1. Промежуточная аттестация за первое полугодие – 2 часа.

Тема 11.2. Промежуточная аттестация в конце года – 2 часа.

второй год обучения:

Раздел I. Введение в предмет – 2 часа.

Тема 1.1. Вводное занятие – 2 часа.

Раздел II. Народные игры – 26 часов.

Тема 2.1. Игры на смекалку – 8 часов.

Тема 2.2. Игры с развернутым сюжетом – 10 часов

Тема 2.3. Игры, приуроченные к традиционным праздникам – 8 часов.

Раздел III. Осенняя обрядность – 28 часов.

Тема 3.1. Традиционные праздники периода – 12 часов

Тема 3.2. Репетиционная работа по разделу – 16 часов.

Раздел IV. Зимняя обрядность – 22 часа.

Тема 4.1. Традиционные праздники периода – 10 часов.

Тема 4.2. Репетиционная работа по разделу – 12 часов.

Раздел V. Весенне-летняя обрядность – 28 часов.

Тема 5.1. Традиционные праздники периода – 12 часов.

Тема 5.2. Репетиционная работа по разделу – 16 часов.

Раздел VI. Устное народное творчество – 12 часов.

Тема 6.1. Сказки и сказители – 6 часов.

Тема 6.2. Частушки – 6 часов.

Раздел VII. Народные музыкальные инструменты – 4 часа.

Тема 7.1. Духовые музыкальные инструменты – 4 часа.

Раздел VIII. Традиционный быт – 6 часов.

Тема 8.1. Русское подворье – 6 часов.

Раздел IX. Народный костюм – 12 часов.

Тема 9.1. Орнамент в мужском и женском традиционном костюме – 6 часов.

Тема 9.2. Виды вышивки в русском костюме – 6 часов.

Раздел X. Подведение итогов – 4 часа.

Тема 10.1. Промежуточная аттестация за первое полугодие – 2 часа.

Тема 10.2. Промежуточная аттестация в конце года – 2 часа.

третий год обучения:

Раздел I. Введение в предмет – 2 часа.

Тема 1.1. Вводное занятие – 2 часа.

Раздел II. Народные игры – 8 часов.

Тема 2.1. Подвижные игры – 4 часа.

Тема 2.2. Игры с развернутым сюжетом – 4 часа.

Раздел III. Осенняя обрядность – 10 часов.

Тема 3.1. Традиционные праздники периода – 4 часа.

Тема 3.2. Репетиционная работа по разделу – 6 часов.

Раздел IV. Зимняя обрядность – 10 часов.

Тема 4.1. Традиционные праздники периода – 4 часа.

Тема 4.2. Репетиционная работа по разделу – 6 часов.

Раздел V. Весенне-летняя обрядность – 10 часов.

Тема 5.1. Традиционные праздники периода – 4 часа.

Тема 5.2. Репетиционная работа по разделу – 6 часов.

Раздел VI. Традиционный быт – 10 часов.

Тема 6.1. Народные промыслы и ремесла – 2 часа.

Раздел VII. Устное народное творчество – 4 часа.

Тема 7.1. Частушки девушек и парней – 4 часа.

Раздел VIII. Народные музыкальные инструменты – 4 часа.

Тема 8.1. Струнные музыкальные инструменты – 4 часа.

Раздел IX. Традиционная хореография – 12 часов.

Тема 9.1. Правила поведения в танце – 2 часа.

Тема 9.2. Бытовые и кадрильные танцы Новосибирской области ­– 10часов.

Раздел X. Народный костюм – 6 часов.

Тема 10.1. Региональные особенности традиционной русской одежды – 2 часа.

Раздел XI. Подведение итогов – 4 часа.

Тема 11.1. Промежуточная аттестация за первое полугодие – 2 часа.

Тема 11.2. Итоговая аттестация – 2 часа.

Цели программы

Воспитание добродетелей у детей младшего и среднего школьного возраста посредством эмоционально-содержательного погружения в русскую традиционную культуру.

 

Задачи:

Воспитательные:

· создание условий для приобретения детьми навыков добродетельного поведения;

· расширение ценностно-смысловых представлений ребенка на основе «проживания» этнокультурных традиций;

· формирование основ нравственно-этического иммунитета посредством приобщения детей к ценностям традиционной русской культуры;

· активизация творческого потенциала детей посредством включения в народно-поэтическое, декоративно-прикладное, хореографическое творчество, обрядовое действо;

· воспитание эстетического вкуса, способности отличить подлинное искусство от ложного.

 

Образовательные (предметные):

· создание условий для раскрытия потенциальных творческих способностей и художественного вкуса младших школьников через организацию деятельности ШРТК;

· расширение кругозора школьников в области традиционной культуры. Овладение ими основными терминами и понятиями различных фольклорных жанров;

· знакомство с обычаями и обрядами старожилов родного края, их песнями, сказками;

· создание условий для приобретения навыков анализа и осмысления текстов народной поэзии и прозы;

· обучение основам народной манеры пения, освоение обучающимися основных навыков исполнения музыкальных произведений "открытым голосом";

· знакомство с культурой быта и декоративно-прикладным творчеством русских переселенцев, в том числе старожилов Новосибирской области.

 

Развивающие:

· поддержка и развитие у детей интереса к познанию, самостоятельной работе и творчеству;

· формирование эмоционального восприятия окружающего мира и искусства;

· развитие творческой активности, эмоциональной раскрепощенности;

· развитие основных психических функций – внимания, памяти, речи, восприятия, воображения и ассоциативного мышления;

· формирование у обучающихся коммуникативных способностей, желания и умения вступать в контакт.

 

Личностные:

· воспитание таких качеств личности, как отзывчивость, эмпатия, ответственность, любовь к Родине и др.;

· формирование у обучающихся коммуникативных способностей;

· воспитание ценностного отношения к своему труду, труду других людей.

Результат программы

Личностные результаты освоения программы представлены через воспитанность качеств личности обучающихся:

· отзывчивость;

· эмпатия;

· общительность;

· уважение к старшим;

· любовь к Родине;

· трудолюбие;

· ответственность;

· милосердие.

 

Предметные результаты освоения программы представлены через обученность обучающихся по годам обучения.

К концу первого года обучения учащиеся будут:

Знать:

· основные праздники народного календаря и примерные сроки их проведения (Рождество, Масленица, Пасха);

· 5-6 народных инструментов, относящихся к шумовым, приемы игры на них;

· особенности мужского и женского традиционного костюма;

· правила составления родословной (до 3 колена).

Уметь:

· включаться в народную игру;

· объяснять правила игры;

· исполнять 2-3 обрядовых песни;

· составлять родословную до 3 колена.

 

К концу второго года обучения учащиеся будут:

Знать:

· основные традиционные праздники, период и особенности их празднования;

· основные особенности быта русского крестьянина;

· основные виды духовых народных инструментов;

· 14-16 частушек.

Уметь:

· заводить (выступать организатором) народные игры;

· исполнять 5-6 обрядовых песен;

· исполнять частушки под разные наигрыши (барыня, подгорная).

 

К концу третьего года обучения учащиеся будут:

Знать:

· традиционные праздники трех основных календарных периодов, особенности их празднования;

· основные ремесла и промыслы русского народа и своего региона;

· правила поведения в пляске.

Уметь:

· петь в группе 5-6 человек в унисон;

· плясать сольно и в паре.

 Метапредметные результаты:

Регулятивные:

· способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную), направленную на познание закономерностей социальной действительности.

Познавательные:

· умение осуществлять поиск информации с использованием различных источников для выполнения учебных задач;

· развитие умения логично, доказательно выстраивать суждения, умозаключения на основе аутентичного этнографического материала, устанавливать причинно-следственные связи;

· способность использовать историко-литературные источники художественного наследия и предметы народных промыслов для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории, литературе.

Коммуникативные:

· освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

· приобретение навыков культуры общения.

Материально-техническая база

Учебные помещения, соответствующие требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41:

· этнографический кабинет в ЦДО "Алые паруса";

· интерактивный этнографический музей ЦДО "Алые паруса".

 

Кабинеты оборудованы столами и стульями. При организации учебных занятий соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности.

Перечень мебели, необходимой для занятий в рамках блока "Декоративно-прикладное творчество и народные ремесла":

· наглядные пособия;

· парты, стулья – 10 шт.;

· шкафы для хранения материалов – 2 шт.;

· стол офисный – 1 шт.;

· стул офисный – 1 шт.;

· шкафы для сушки готовых изделий – 2 шт.

 

Перечень мебели, необходимой для занятий в рамках блока "Традиционная культура":

· учебные столы – 10 шт.;

· стулья ученические – 20 шт.;

· шкаф руководителя – 1 шт.;

· стеллажи для хранения творческих работ;

· стол офисный – 1 шт.;

· стул офисный – 1 шт.

 

Техническое оборудование:

· ТСО (ноутбук, проектор, экран).

Дидактические материалы для занятий:

· предметы, ранее используемые в крестьянском быту (прялка, ухват, коромысло, чугунок и т.д.), которые могут выступать в качестве экспоната, реквизита для театрализованных игр;

· комплекс русских народных игр;

· оригинальные и адаптированные для детей народные музыкальные инструменты (балалайка, гармонь, свистульки, трещотки, бубны, ложки, коробочки, маракасы, дудочки, бубенчики);

· игрушки и куклы для создания игровой ситуации и обозначения сюжетной линии: кукольный театр (перчаточный, пальчиковый, настольный), традиционные куклы (тряпичные, соломенные, деревянные, глиняные) и пр.;

· детская художественная литература – русские народные сказки с качественными иллюстрациями (В. М. Васнецов, И. Билибин и др.).

 

Перечень оборудования и инструментов для блока "Декоративно-прикладное творчество и народные ремесла":

· 15 ножниц;

· х/б ткань (белая, цветная);

· шерстяные нитки (цветные);

· бисер (цветной);

· бусины (разного цвета);

· самоклеящиеся бусины

· мука;

· соль;

· клей-карандаш;

· стеки;

· кухонные губки;

· гуашь;

· цветная гофрированная бумага;

· цветная бумага;

· плотная бумага;

· цветной картон;

· цветные карандаши;

· карандаши простые;

· голубая глина;

· деревянные заготовки;

· темперная краска;

· кисти белка № 1, 2, 3, 4;

· лак.