Программа ДО «Волонтёрское движение»

Задача социального становления личности ребенка сегодня является важной и актуальной. От того, какие ценности будут сформированы у детей сегодня, от того насколько они будут готовы к новому типу социальных отношений, зависит путь развития нашего общества и в настоящее время, и в будущем. В связи с этим важную социально-значимую роль приобретает организация деятельности по созданию условий для социального становления подростков, развития их социальной активности.

Активное осуществление общественно значимой деятельности способствует удовлетворению потребности в общении со сверстниками и взрослыми, признанию у старших, самостоятельности, самоутверждению и самоуважению, согласно выбранному идеалу. Участие в общественно направленной деятельности, социально признаваемой и одобряемой, позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в себе и своей значимости для других, формирует у подростка общественно направленную мотивацию.

Программа «Волонтерское движение» предполагает включение детей в социально-значимую деятельность, что способствует формированию их лидерской позиции, развитию инициативы и общественной активности, помогает обрести жизненный опыт.

Педагоги

Бадаш Наталья Николаевна, педагог-организатор

Содержание программы

Содержание программы разделено на три блока. У каждого блока своя тематика, которая привязана к календарю памятных и знаменательных дат. Это позволяет ребенку отслеживать и осмысливать все изменения в окружающей жизни, почувствовать себя сопричастным к происходящему, а значит и неравнодушным к миру вокруг.Раздел 1. Волонтерское движение.

Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.

Раздел 1. Волонтерское движение (7 ч.)

Учащиеся узнают о волонтерском движении в России, знакомятся с правами и обязанностями волонтеров. Анкетирование поможет обучающимся осмыслить требования, предъявляемые к личным качествам волонтера. Участие в тренингах поможет обучающимся осознать свою готовность к участию в волонтерской деятельности, подготовиться к её осуществлению.

Раздел 2. Участие в благотворительных акциях, практических делах (20 ч.)

Обучающиеся определяют круг людей, нуждающихся в заботе и внимании – это дети с ограниченными возможностями, близкие, пожилые люди. Волонтёры оказывают им адресную помощь, на практике реализуют знания, полученные ими в период подготовки.

Раздел 3. Работа волонтеров по пропаганде ЗОЖ (7 ч.)

Беседа с учащимися о влияние алкоголя на организм, какие существуют виды зависимостей (химическая – алкоголизм, наркомания, табакокурение; нехимическая – эмоциональная, и др.). Алкоголь и закон (употребление алкоголя как незаконное действие). Ответственность за употребление алкоголя, физиологическая и моральная зависимость.

Беседа с волонтёрами о влиянии курения на организм человека. Проведение акции «Скажи, нет сигарете!» (создание листовок и плакатов) Возможные способы отказа от курения, негативное влияние курения на организм человека. Разработка и проведение тренинг – игры по профилактике алкогольной и никотиновой зависимостей. Влияние наркотиков на судьбу человека. Проведение выставки рисунков и плакатов "Нет наркотикам!".

Цели программы

 

Цель:

Формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.

Задачи :

- Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.).

- Способствовать формированию сплоченной деятельности коллектива волонтеров.

- Развитие у обучающихся доброты, чуткости души.

- Установление дружеских доброжелательных отношений с одногруппниками.

- Оказание внимания пожилым людям.

- Организация различных дел для детей из малообеспеченных и неблагополучных семей.

- Оказание внимания детям - инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья.

Результат программы

На этапе окончания программных мероприятий учащиеся должны знать:

· историю развития волонтерского движения;

· структуру и правила оформления делового письма;

· понятие, виды, алгоритм проведения социальной акции;

· правила составления информационного буклета;

· методику организации и проведения конкурсной программы, познавательной игры, КТД;

· возрастные психологические особенности людей пожилого возраста, детей младшего школьного возраста;

· правила выхода из конфликтной ситуации;

· влияние психоактивных веществ на организм человека;

· способы отказа от употребления психоактивных веществ.

Учащиеся должны уметь:

· владеть навыками планирования и самоанализа;

· уметь составлять информационный буклет средствами Microsoft Office;

· разрабатывать социальные проекты;

· выступать в роли организатора различных дел социальной направленности;

· эффективно общаться с детьми с ограниченными возможностями здоровья, пожилыми людьми;

· организовывать игры на знакомство и сплочение в разных возрастных группах;

· уметь разрабатывать игровые программы на различные темы;

· устанавливать контакт с незнакомыми людьми, договариваться, поддерживать разговор на заданную тему;

· владеть навыками поведения в конфликтной ситуации.

Особые условия проведения

Программные мероприятия заключаются в организации эффективного взаимодействия детского объединения и других субъектов социализации – социальных партнеров – в целях нравственного развития и воспитания учащихся. Данная программа комплексная, так как сочетает в себе направленность не только на помощь людям пожилого возраста, ветеранам и инвалидам, но и на помощь детям.

В основе любого волонтерского движения лежит старый, как мир принцип: "Хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому". Этот принцип понятен и близок всем тем, кому знакомо чувство справедливости, кто понимает, что сделать жизнь общества лучше можно только совместными усилиями каждого из его членов. Почему люди идут в волонтеры? У каждого свои причины, и немногие изъявляют желание откровенно о них говорить. В основном, это дело совести каждого человека, но кроме морального удовлетворения, которое приносит безвозмездная помощь ближнему, движение волонтеров дает целый ряд преимуществ, особенно молодежи. Это и новые знакомства, и приобретение новых профессиональных навыков, знаний, и даже возможность сделать неплохую карьеру. 

Добровольчество – это реализация личностного потенциала, самовыражение и самоопределение, профессиональное ориентирование, приобретение полезных навыков, новые знакомства и море позитивных эмоций, это не просто хобби, а стиль жизни.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы.

- Аудиторное помещение обеспеченное необходимыми техническими средствами, пособиями и соответствующее требованиям СанПиН 2.4.4.3173-14;

- спортивный зал для подготовки и проведения массовых мероприятий.

Технические средства:

- Ноутбук

- Мультимедиапроектор

- Средства телекоммуникации (локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта)

Методическое обеспечение программы

Методическое обеспечение программы предполагает наличие:

· Методических рекомендаций по организации и проведению тренингов;

· Методических рекомендаций по проведению обучающих семинаров;

· Планов проведения обучающих семинаров;

· Методических рекомендаций по оформлению фотоотчётов;

· Методических рекомендаций по организации и проведению мероприятий в различных формах волонтерской деятельности (социально-значимые и благотворительные акции и т.д.);

· Сценарии различных игр и игровых программ;

· Сценарий и план проведения акций;

Наглядные пособия:

· Плакаты по профилактике асоциальных явлений и пропаганде здорового образа жизни;

· Видеофильмы и социальные ролики по профилактике асоциальных явлений;

· Раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, с использованием собственных и привлеченных ресурсов);

· Информационный материал и фотографии, используемые для оформления стендов