Программа «Хоровое пение»

Ведущим направлением музыкального воспитания школьников по праву можно считать коллективное (хоровое) пение как наиболее доступную форму музыкальной деятельности. Этот важнейший, самобытный вид музицирования вызывает положительные эмоции, способствует развитию интеллектуальных возможностей и получению практического опыта.

 

Хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения хоровым исполнительским искусством. Вокально-хоровая музыка связана со словом и поэтическим текстом. Здесь происходит процесс интеграции музыки и слова, музыкального творчества и литературы. Разучивание и исполнение вокально-хоровых произведений расширяет кругозор в области литературы, углубляет знания, причем без фиксированных самим ребенком усилий.

 

Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса, навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).

 

Со временем пение становится для обучающегося эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

Педагоги

Шушарина Светлана Владимировна – куратор образовательной программы ВХИ, концертмейстер высшей квалификационной категории, преподаватель эстрадного вокала. Почетный работник культуры НСО. Композитор. Выпустила большое количество сборников вокальной и инструментальной музыки.

 

КПК «Искусство концертмейстера: теория, практика, методика преподавания, в объеме 72 ч, АНО „Ассоциация музыкантов –исполнителей“, уд № 180917\01, 2018 год.

 

Исайкина Нина Евгеньевна – преподаватель высшей квалификационной категории. Образование – высшее. Стаж работы более 10 лет.

 

КПК „Вокальное искусство“, НМК, 72 ч, уд № 1190, 2016 год. Учащиеся Нины Евгеньевны неоднократно становились лауреатами и дипломантами конкурсов и фестивалей различных уровней. Выступления самой Нины Евгеньевны украшают городские и областные мероприятия.

 

Киселева Татьяна Павловна – преподаватель первой квалификационной категории с огромным стажем. Разработанная ею авторская методика работы позволяет ее ученикам достичь высоких результатов. Среди ее выпускников очень многие поступают средние и высшие учебные заведения культуры. КПК Вокальное искусство», НСМШ, 72 ч,удостоверение № 000240, 2015 год.

 

Приданкина Надежда Алексеевна – преподаватель с огромным педагогическим стажем. Стала Лауреатом Золотой книги культуры Новосибирской области в 2005 году.

 

Рыбакова Наталья Антоновна – преподаватель высшей квалификационной категории, совместитель

 

Рогова Ирина Владимировна – преподаватель высшей квалификационной категории, совместитель

 

Расписание

Расписание индивидуальных занятий составляется для каждого ученика  преподавателем по специальности.

 

Занятия проходят 3-4 раза в неделю

Содержание программы

В процессе освоения программы учащиеся изучают следующие предметы:

1 год обучения:

  • Хор (коллективное музицирование) – 96 ч в год
  • Фортепиано – 32 ч в год
  • Сольфеджио – 32 ч в год
  • Слушание музыки – 32 ч в год
  • Постановка голоса – 32 ч в год

2-3 год обучения:

  • Хор (коллективное музицирование) – 99 ч в год
  • Фортепиано – 33 ч в год
  • Сольфеджио – 49,5 ч в год
  • Слушание музыки – 33 ч в год
  • Постановка голоса – 33 ч в год

4 год обучения:

  • Хор (коллективное музицирование) – 99 ч в год
  • Фортепиано – 33 ч в год
  • Сольфеджио – 49,5 ч в год
  • Музыкальная литература – 33 ч в год
  • Постановка голоса – 33 ч в год

5-6 год обучения:

  • Хор (коллективное музицирование) – 132 ч в год
  • Фортепиано – 33 ч в год
  • Сольфеджио – 49,5 ч в год
  • Музыкальная литература – 33 ч в год
  • Постановка голоса – 33 ч в год

7-8 год обучения:

  • Хор (коллективное музицирование) – 132 ч в год
  • Фортепиано – 66 ч в год
  • Сольфеджио – 49,5 ч в год
  • Музыкальная литература – 33 ч в год
  • Постановка голоса – 66 ч в год
  • Основы дирижирования - 16,5 ч в год

 

В ходе реализации программы познакомятся с темами:

  • Владение голосовым аппаратом. Звуковедение.
  • Использование певческих навыков.
  • Певческая установка и певческая позиция. Дыхание.
  • Отработка полученных вокальных навыков.
  • Вокальные произведения разных жанров. Манера исполнения.
  • Дикция. Артикуляция.
  • Гигиена певческого голоса.
  • Сценическая культура и сценический образ.
  • Основы нотной грамоты.

Цели программы

Целью учебного предмета является создание условий для развития творческой личности ребенка средствами вокального искусства, формирование интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи программы

Образовательные:

  • обучить выразительному пению;
  • обучить певческим навыкам (ансамбль, строй, певческое дыхание, музыкальный слух, ритм, звукообразование);

 

Развивающие:

  • развитие слуха и голоса детей, формирование голосового аппарата;
  • развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма, развитие диапазона;
  • развитие творческих способностей и раскрытие творческого потенциала; сохранение и укрепление психического здоровья детей.

 

Воспитательные:

  • формирование устойчивого интереса к пению;
  • формирование общей культуры личности ребёнка, умение адаптироваться в обществе, развитие коммуникативных умений и навыков общения в социуме;
  • обогащение внутреннего мира ребёнка, образно-эмоционального восприятия окружающего мира через пение, приобщение детей к основам музыкальной культуры;
  • развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение музыкального кругозора.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • достаточное количество вокально-хоровых произведений различных стилей, направлений и эпох;
  • музыкальную грамоту (теорию музыки) в пределах курса музыкальной школы;
  • основные принципы коллективного музицирования;
  • основные хоровые и музыкальные термины.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • бегло читать (петь) с листа хоровые партии;
  • в достаточной степени владеть вокально-хоровыми навыками одноголосного и многоголосного пения;
  • владеть исполнительскими навыками коллективного музицирования, то есть петь в ансамбле, координируя свое исполнение с пением других (с точки зрения гармонического интонирования, динамики, тембра, метроритма и т.д.);
  • выразительно, осмысленно, художественно, эмоционально исполнять хоровые произведения по уровню сложности, предусмотренному программой;
  • уметь анализировать музыкальное произведение (вникнуть в содержание, что и как хотел выразить композитор в своем произведении, какие музыкально-выразительные средства использовал);
  • владеть навыками работы над созданием художественного образа хорового произведения (осмысление образов, поиск их характеров, выявление конфликта).

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • ответственность за общее дело, умение работать в коллективе;
  • навыки сценических выступлений;
  • понимание классической музыки;
  • развитую эмоциональную восприимчивость к прекрасному;
  • достаточный общий культурный кругозор и диапазон эстетических чувств.

 

Особые условия проведения

Для того, чтобы попасть в число обучающихся в рамках данной образовательной программы, необходимо обладать ярко выраженными вокальными данными, музыкальной памятью, слухом, чувством ритма.

Приём на обучение осуществляется посредством индивидуального отбора детей с учётом их творческих способностей в форме заданий, позволяющих определить наличие музыкальных способностей.

Материально-техническая база

Учебное помещение: класс для занятий хоровым пением.

 

Материально-техническое обеспечение: фортепиано, компьютер, принтер для распечатки хоровых партитур.

 

Информационное обеспечение: библиотека аудио- и видеозаписей детских и профессиональных хоровых коллективов; нотная и учебная литература.

 

Педагогические технологии используемые в программе: игровые технологии, дыхательные, артикуляционные комплексы, мимические упражнения. Музыкальные игры, движение под музыку, слушание и анализ музыкальных произведений.

 

Дидактические материалы используемые в программе: учебно-методические комплексы по программе «Хор»; видео и аудио материалы по всем разделам программы.