Программа «Я, ТЫ, МЫ»

Человек не может жить, трудиться, удовлетворять свои духовные и материальные потребности, не взаимодействуя с другими людьми. С самого рождения он вступает в разнообразные отношения с окружающим миром, с людьми. Общение является необходимым условием существования человека и, вместе с тем, одним из основных факторов и важнейшим источником его психического развития в онтогенезе.

 

Коммуникация как вид общения обладает важнейшими функциями, включающими, кроме речевой деятельности человека, визуальные и тактильные способы восприятия им информации в виде жестов, мимики, позы, интонации. Говоря о коммуникативных навыках, имеются в виду автоматизированные коммуникативные компоненты речевой деятельности, формированию которых способствует общение со сверстниками, с педагогами, родителями, пример взрослых.

 

В процессе коммуникативного общения человек не только говорит и слушает, но и выражает свое отношение к содержанию речи и собеседнику. Он может улыбаться или хмуриться, произносить фразы в ироничном тоне или подчеркивать важность сказанного легким касанием руки партнера, кивать в ответ на услышанное в знак согласия или, наоборот, чуть откидываться, демонстрируя недоверие к чьим-то словам. Вербальный контакт дополняется невербальной информацией, и только в такой форме становится основой общения.

 

Успешная коммуникативная деятельность способствует развитию ребенка, предупреждая социальную инфантильность личности, его интересов, неспособность гибко сочетать свою активность с активностью других людей.

 

Педагоги

Колесова Анна Викторовна, педагог дополнительного образования.

Общий педагогический стаж 8 лет.

Уровень образования: высшее, НГПУ.

Специальность и квалификация по диплому: педагогика и психология; педагог-психолог.

Повышение квалификации:

  • АНО ДПО УПЦ «Проект-5» по теме: «Оказание первой помощи», 2017 г., 16 час.
  • АНО ДПО «Институт современного образования» «Современные технологии в системе дополнительного образования детей в контексте Федерального проекта «Успех каждого ребенка», 72 час., 30.03-20.04.2020г.

Содержание программы

Первый год обучения, 144 час. в год:

  • Вводная часть – 2 час.
  • Давайте познакомимся – 4 час.
  • Замечательные помощники человека – 3 час.
  • Копилка эмоций – 7 час.
  • Как понимать друг друга без слов – 7 час.
  • Приглашение в мир общения – 13 час.
  • Сверстники и друзья – 5 час.
  • Заключительная часть – 3 час.

Второй год обучения, 144 час. в год:

  • Вводная часть - 5 час.
  • сплочение группы - 
  • Знакомство - 3 час.
  • Мир чувств и эмоций - 4 час.
  • Мир общения - 12 час.
  • Общение в разных жизненных ситуациях - 9 час.
  • Дружба - 5 час.
  • Заключительная часть - 2 час.

Цели программы

Формирование и развитие коммуникативных навыков, обучающихся средствами различных видов общения, активной игровой и творческой деятельности.

 

Задачи:

Личностные (воспитательные):

  • развитие положительных качеств личности ребенка;
  • формирование духовно-нравственных ценностей и патриотизма;
  • воспитание культуры общения, уважения к собеседнику;
  • формирование умения включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения, доброжелательности и взаимопомощи;
  • формирование умений: распознавать эмоциональное состояние собственное и собеседника по внешним признакам; работать индивидуально и в группе; применять различные способы самовыражения; развивать рефлексивные способности (самоанализ, самооценка); осознавать собственное эмоциональное состояние и понимание состояния собеседника; договариваться и решать конфликтные ситуации; преодолевать барьеры в общении.
  • воспитание ответственности, дисциплинированности, организованности;
  • воспитание толерантности.

Метапредметные (развивающие):

  • развитие общего кругозора детей;
  • развитие речи, произвольного внимания, восприятия;
  • развитие умений слушать и понимать собеседника, эмоционально сопереживать;
  • развитие наблюдательности, воображения, фантазии, познавательной активности и логического мышления;
  • развитие способности аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, применять приобретенные навыки и изученные техники на практике;
  • развитие навыков коммуникации, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
  • развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

Предметные (обучающие):

  • ознакомление с нормами и правилами общения;
  • расширение словарного запаса, освоение основных понятий: общение; психология, здоровье, эмоции, мимика, жесты, пантомимика, конфликт, дружба, любовь;
  • обучение приемам снятия психического напряжения;
  • формирование умений и навыков: поддерживать общение; практического овладения выразительными средствами общения (мимикой, жестами, пантомимикой); проявлять активность, самостоятельность в процессе коммуникативной деятельности;
  • развитие умения: распознавать своё эмоциональное состояние и собеседника; контролировать собственные эмоции, адекватно выражать эмоции; целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми.

Результат программы

Личностные

Знает:

  • различные способы самовыражения;

Умеет:

  • применять теоретические знания в практической деятельности;
  • рассказать о себе;
  • организовать себя;
  • повысить активность и самостоятельность в процессе коммуникативной деятельности.

Имеет дифференцированную самооценку, имеет позитивное отношение к здоровому образу жизни, обладает произвольным вниманием в рамках занятия, способен испытывать чувство гордости за свою семью, народ, использует различные способы самовыражения.

Предметные:

Знает:

  • специальную терминологию: психология, общение, здоровье, эмоции, мимика, жесты, пантомимика, конфликт, дружба, любовь;
  • внешние отличия эмоциональных состояний;
  • основные средства общения;

Умеет:

  • поддержать общение.

Обладает и применяет на практике навыки снятия эмоционального напряжения, применяет изученную терминологию в речи

Метапредметные:

Знает:

  • нормы общения;
  • правила общения;

Умеет:

  • рассказывать о себе;
  • слушать собеседника;
  • поддержать общение;
  • работать индивидуально и в группе;
  • задавать вопросы

Обладает навыками распознавания эмоционального состояния собеседника по внешним признакам, соблюдает принятые нормы и границы общения, способен преодолевать барьеры в общении, иметь желание вступать в контакт с окружающими.

Особые условия проведения

Группы обучающихся могут быть разновозрастными.

Материально-техническая база

Для занятий выделен кабинет, иногда используется зал. Кабинет оборудован столами и стульями для занятий с детьми младшего школьного возраста, шкафами с отделениями для хранения дидактических, методических материалов, литературы, доской магнитной. В кабинете имеются технические средства обучения: компьютер, колонки. В зале используются коврики для релаксационных упражнений.