Программа младшего хорового коллектива «Весёлые нотки»

Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства.

 

Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.

 

Важной формой самовыражения детей является коллективное пение, т.е. личные качества формируются именно там.

 

Музыкальное образование детей, в силу своей многогранности не может ограничиваться только уроками музыки в школе. Большое значение в его совершенствовании имеют занятия в учреждениях дополнительного образования.

 

В процессе занятий в вокальных коллективах у детей повышается интерес к разножанровой вокальной музыке, развивается вокальный слух, ребенок учится исполнять сам вокальные произведения и тем самым расширяет свой кругозор, формирует знания во многих областях музыкального искусства.

 

Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.

 

Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально-хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями.

 

Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Воспитывает учащихся культурным ценностям народов мира и Российской Федерации.

 

Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического развития ребёнка. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства.

 

Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.

 

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

 

Новизна программы. Особенность программы в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.

 

Новизна программы в том, то в ней представлена структура педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.

 

Актуальность программы.

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование.

 

Программа работы  составлена на основе знания специфики детского хорового коллектива, знания особенностей детского голоса, его развития и охраны, основных навыков вокальной работы с детьми разного возраста, принципом подбора репертуара для разных возрастных групп, методики работы над хоровым произведением.

 

Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.

Педагоги

ФИО- Елиференко Иван Викторович 

должность - учитель музыки 

квалификация - без категории

стаж работы -3 года 

ученой степени - нет

повышение квалификации - нет

 публикаций и разработанных учебных пособий - нет

перечень наиболее значимых профессиональных достижений педагога и обучающихся - не имею

Содержание программы

Первый года обучения

Тема I. Хоровое пение как вид музыкальной деятельности.(8 ч.)

Тема II. Формирование детского голоса.(10ч,)

Тема III. Слушание музыкальных произведений, разучивание и исполнение песен.(11ч,)

Тема IV. Игровая деятельность, театрализация песни.(1ч,)

Тема V. Расширение музыкального кругозора и формирование музыкальной культуры.(2ч,)

Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).(4ч.)

 

В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

 

Второй год обучения

Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.(6 ч.)

Тема II. Совершенствование вокальных навыков.(9 ч.)

Тема III. Работа над певческим репертуаром.(10 ч.)

Тема IV. Элементы хореографии (2 ч.)

Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.(5ч.)

Тема VI. Концертная деятельность. (5ч.)

 

Выступление солистов и группы (дуэт). В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического планирования может видоизменяться.

 

Третий год обучения

Тема I. Организация певческой деятельности учащихся в сочетании с занятиями сценическим движением.(10 ч.)

Тема II. Совершенствование вокальных навыков.(4 ч)

Тема III. Работа над певческим репертуаром.(10 ч)

Тема IV. Элементы хореографии.(3 ч.)

Тема V. Актёрское мастерство. (2 ч.)

Тема VI. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.(3 ч.)

Тема VII. Концертная деятельность. 4(ч.) 

 

Занятия проводятся 2 часа в неделю. Численный состав группы от 20 человек позволяет создать оптимальный вариант для занятий: вызывает доверительную атмосферу, даёт возможность концентрировать внимание учащихся, позволяет им более полно реализовать себя, поделиться своими открытиями, упрощает смену деятельности детей.

 

Программа рассчитана сроком на три года.

 

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, дополнительной образовательной программы соответствует СанПиН 2.4.1.3049-Образовательная деятельность с детьми начальной школы, осуществляется один раз в неделю, во вторую половину дня определенном действующим учебным планом: 2-4 классы – «хоровое пение» – 1 час (по 45 минут) в неделю и «сводный хор» – 1 час (по 45 минут) в неделю.

Цели программы

Цель: приобщение учащихся к хоровому искусству, обучение пению и развитие их певческих способностей.

 

Задачи программы :

Личностные

- формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;

- развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;

- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;

• Формирование устойчивого интереса к пению.

• Обучение выразительному пению.

• Обучение певческим навыкам.

• Развитие слуха и голоса детей.

• Формирование голосового аппарата.

• Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений, чувства ритма.

• Сохранение и укрепление психического здоровья детей.

• Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).

• Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации успеха.

 

Предметные 

 развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся ;

– развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;

– развитие навыка пения по нотам;

– умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;

– навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella;

– формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении; – специфику певческого искусства;

 – основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;

– многообразие музыкальных образов и способов их развития.

 

Метапредметные

-наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия;

-ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие в жизни микро и макросоциума;

-овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;

-применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

-готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация по стилям и жанрам музыкального искусства;

-планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия;

-участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиск компромиссов, распределение функций и ролей;

-умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии.

Результат программы

Предметные результаты программы:

– развитие музыкальных способностей и творческих качеств учащихся ;

– развитие общих способностей: памяти, внимания, воли, воображения, мышления;

– развитие навыка пения по нотам;

– умение осознанно применять навыки академического звукообразования для музыкального образа в зависимости от его эмоционально – нравственного содержания;

– навыки исполнения двух, трехголосных произведений, среди которых могут быть народные песни, сочинения композиторов – классиков, произведения современных композиторов, произведения духовной музыки с аккомпанементом и a cappella;

– формирования желания продолжить заниматься пением в хоре, как в художественной самодеятельности, так и продолжая обучаться в профессиональном учреждении; – специфику певческого искусства;

 – основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;

– многообразие музыкальных образов и способов их развития.

 

Обучающий будет уметь:

– эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;

– исполнять свою партию в хоре, в том числе с ориентацией на нотную запись;

– устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.

 

Личностные результаты:

- формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к истории и культуре разных народов на основе знакомства с музыкальными произведениями разных стран и эпох;

- развитие мотивации к учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения посредством раскрытия связи между музыкой и жизнью, воздействия музыки на человека;

- формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе освоения музыкальных произведений, их коллективного обсуждения;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

 

Обучающиеся получат возможность:

- удовлетворять потребность в культурно – досуговой деятельности, духовно обогащающей личность.

Универсальные учебные действия (УУД):

 

Познавательные:

Обучающиеся будут уметь:

-  выполнять логические действия: сравнение, анализ, построение рассуждений;

- применять методы наблюдения, экспериментирования (например, при моделировании различных исполнительских схем хорового произведения);

 

Обучающиеся получат возможность:

- научиться реализовывать собственные творческие замыслы, подготавливая своё выступление и выступая перед зрителями;

- удовлетворять потребность в культурно – досуговой деятельности, интеллектуально обогащающей личность, расширяющей и углубляющей знания о данной предметной области.

 

Регулятивные:

Обучающиеся научатся:

- планировать, контролировать и оценивать собственные действия по разучиванию и исполнению хоровых произведений;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 

Обучающиеся  научиться:

- формулировать задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе совместной исполнительской деятельности;

- действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха, за счёт умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учётом имеющихся условий.

 

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

- слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- понимать композиционные особенности произведения и учитывать их при построении разных вариантов исполнительской интерпретации;

- совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на приобретённый в ходе хоровых занятий и выступлений сценический опыт публичного исполнения музыкальных произведений.

Особые условия проведения

На основании Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы школьных образовательных организаций была определена возрастная категория детей участвующих в реализации дополнительной образовательной программы. На обучение в коллектив принимаются дети со 2 – 4класс.

 

При этом ребенок должен обладать необходимыми вокальными и музыкальными данными, иметь здоровый голосовой аппарат, достаточное физическое развитие и устойчивую психику, а также должен проявлять интерес к избранному виду деятельности.

 

Материально-техническая база

Учебное помещение

  • Кабинет музыки,
  • Актовый зал,
  • Подсобное помещение.

 

Материально-техническое обеспечение.

- синтезатор;

- фортепиано;

- ударная установка;

-электрогитара (2 шт.);

-бубны, маракасы;

- микшерский пульт, компьютер;

- записи фонограмм в режимах «+» и "-";

- нотный материал.

 

Информационное обеспечение:

-рабочая программа.