Программа «Любознайки»

  • (2)

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка, вовлечения каждого в образовательный процесс важно использовать новые образовательные и информационные технологии, одной из которых является проектная технология. Проектная технология позволяет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, знакомиться с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

 

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению, поэтому в дошкольном возрасте необходимо создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Работа по развитию мелкой моторики и координирующих движений руки позволяет поставить руку, подготовить её к работе.

Уделяя внимание тренировке движений пальцев и кисти рук, можно стимулировать речевое развитие ребёнка, способствовать улучшению артикуляционных движений, подготовке кисти к письму. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимание, может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенка двигательного и практического опыта, для развития графических навыков.

 

Отличительной особенностью программы является формирование графических навыков в сочетании слова и ритма. Очень важно не отделить письмо от речи. В процессе письма участвуют двигательный, зрительный и фонетико – фонематический (звуко – слуховой) контроль.

 

Одним из направлений работы с дошкольниками, решающим задачу развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками является обучение риторике. Риторика учит творчеству, словестному выражению своих мыслей, психологии и этике общения.

Педагоги

Малова Ольга Андреевна, старший воспитатель высшей квалификационной категории.

Стаж педагогической работы – 17 лет.

 

Награды:

Серебряная медаль Международной выставки образования "УчСиб – 2016".

Диплом победителя Регионального этапа Всероссийского конкурса "Лучшая инклюзивная школа". Номинация "Лучший инклюзивный детский сад" – 2017г.

Диплом победителя Всероссийского конкурса им. Л.С. Выготского – 2018г.

Диплом 1 степени IX Открытого регионального конкурса методических материалов "Секрет успеха" – 2018г.

Почетная грамота Департамента образования г. Новосибирска – 2018г.

Памятный знак "За труд на благо города" в честь 125-летия со дня основания города Новосибирска.

Диплом лауреата Международного конкурса проектов "Образовательная среда для всех. Образовательная среда для каждого". Номинация "Инновационные технологии взаимодействия с семьей воспитанника (ученика)" – 2018г.

Диплом гран-при Всероссийского конкурса педагогических (образовательных) практик в сфере организации летних лагерей, оздоровительных площадок и профильных смен. Номинация "Лучшие педагогические (образовательные) практики в сфере организации летних лагерей, оздоровительных площадок и профильных смен на базе дошкольных образовательных организаций" – 2019г.

Диплом лауреата XII городского конкурса проектов "Инновации в образовании". Номинация "Профстандарт: пути развития" – 2020г.

Почетная грамота Совета депутатов г. Новосибирска – 2020г.

 

Учащиеся студии принимают участие в различных познавательных интернет-конкурсах и занимают призовые места (например, Международный конкурс "Круговорот знаний", Международный конкурс по математике "Лига чисел", Международный дистанционный конкурс "Старт", Международный игровой конкурс "Человек и природа").

 

Курсы повышения квалификации:

НИПКиПРО/Основные направления работы поп подготовке детей дошкольного возраста к обучению в школе/36ч./2019г.
ФГБОУ ВО "НГПУ"/Роль игры в организации обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов/72ч./ 2019г.
ГЦОиЗ "Магистр"/Ранняя помощь семьям с детьми от 0 до 3(4) лет в муниципальной системе образования города Новосибирска/72ч./2018г.
ФГБОУ ВО "Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина"/Формирование у детей навыков безопасного участия в дорожном движении для преподавателей и педагогических работников дошкольных образовательных организаций"/72ч./2018г

Новый сибирский институт/Образование/Управление в сфере образования/500ч./2015г.

Содержание программы

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста от 6 до 7 лет.

Срок освоения Программы – 1 год. Форма обучения – очная.

 

Занятия проходят по группам, количество детей в группе – не более 8.

Режим организации работы:

- занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 занятия;

- продолжительность каждого занятия – 30 минут, между занятиями и в середине каждого занятия – физкультминутки.

 

Программа является комплексной и включает в себя три курса:

1. Курс «Учусь создавать проект», позволяет расширить кругозор детей – дошкольников и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

2. Курс «Умная клеточка» способствует формированию графических умений для подготовки руки к обучению к письму.

3. Курс «Риторика» позволяет обучить детей общению и умению вести себя в конкретных речевых ситуациях.

 

Дополнениями к данным курсам является творческая деятельность (создание собственного авторского алфавита, знакомство с простыми способами рисования сложных предметов и т.д.), использование дидактических игр различной направленности в соответствии с темой занятия, конструкторская деятельность (LEGO, ТИКО, Танграм).

 

Структура занятия курса "Учусь создавать проекты"

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Чаще всего эти «минутки» вдохновляют детей на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в ученых» знакомят детей с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребенка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогают детям овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

 

Структура занятия курса "Умная клеточка"

1. Упражнения на развитие координации пальцев рук: пальчиковая гимнастика, игра для кистей рук и пальцев.

2. Развивающая игра «Сложи узор» (5 – 7 минут).

3. Чтение математической сказки – зачина с зайчонком Тимкой.

4. Физкультминутка, упражнения на развитие графических движений, зрительного восприятия: штриховка, дорисовка.

5. Комплекс гимнастики для глаз, кистей рук и пальцев, упражнения на развитие зрительно-моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты, выполнение рисунков по образцу.

6. Оценивание детьми своих рисунки по различным критериям (способствует формированию адекватной самооценки, что очень важно для гармоничного отношения ребенка с самим собой).

Для лучшего восприятия клетки и умения ориентироваться на пространстве листа в данном курсе активно используется ковгограф «Ларчик» В.В. Воскобовича.

 

Структура занятия курса "Риторика для дошкольников"

1. Речевая разминка направлена на развитие речевого дыхания, дикции, формирование умения управлять своим голосом:

- упражнения на развитие фонационного (речевого) дыхания;

- дикционные упражнения (скороговорки, чистоговорки, считалки и т.д.);

- дидактические игры.

2. Новая информация:

- использование театрализованных фрагментов;

- беседы – диалоги;

- сказочный зачин;

- приглашение к путешествию.

3. Моделирование речевых ситуаций (решение, разыгрывание проблемных ситуаций с элементами театральной игры):

- коммуникативно-лингвистические игры;

- игры на развитие мимики, пантомимики, внешней культуры.

4. Оценка детьми своих результатов, ответов сверстников или подведение итогов, анализ деятельности детей.

Дополнением к данному курсу являются задания, связанные с дифференциацией звуков, звуко-буквенным анализом, чтением.

Цели программы

Цель программы: расширение познавательного интереса старших дошкольников, развитие коммуникативных способностей детей, формирование графических умений, необходимых для обучения письму, обучение общению.

Задачи программы

Обучающие:

- расширять кругозор и обогащать словарный запас детей новыми понятиями, связанными с проектной технологией, учить создавать проекты;

- формировать умение рассуждать, делать выводы, фантазировать;

- формировать умение последовательно излагать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

 

Развивающие:

- развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию, зрительно-пространственное восприятие, анализ форм;

- развивать навыки социального взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

- развивать качество голоса (тембр, силу, высоту), дикцию, темп речи, дыхание.

 

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость, самостоятельность;

- воспитывать умение слушать и слышать педагога;

- воспитывать умение осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий, контролировать и анализировать их.

Результат программы

По окончании программы у детей:

- расширится кругозор;

- обогатится словарный запас новыми понятиями из мира проекта;

- дети научатся ориентироваться на листе бумаги;

- повысится уровень развития зрительного восприятия и графических умений и навыков;

- повысится уровень развития мелкой моторики и речи;

- появится активный интерес к процессу словотворчества;

- дети научатся владеть своим голосом, внимательно слушать собеседника;

- дети научатся самостоятельно делать выбор, аргументируя его;

- создадут собственную авторскую азбуку.

Особые условия проведения

Принимаются все желающие дети, посещающие МАДОУ д/с № 70.

Стоимость в соответствии с тарифами, установленными мэрией г. Новосибирска.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в отдельном помещении, оснащенном индивидуальными посадочными местами. Помещение оснащено коврографом, мольбертом, магнитно – маркерной доской, ковром, что позволяет решать образовательные задачи, обеспечивая режим двигательной активности дошкольников.

 

Дополнением к любому занятию являются дидактические игры, соответствующие теме занятия.

 

Использование телевизора и ноутбука для просмотра обучающих презентаций и мультфильмов позволяет разнообразить образовательный процесс, сделать его более увлекательным.

 

Организуя занятия, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. На занятиях используется:

- занимательный раздаточный материал, дидактический игры в соответствии с темой занятия;

- специальные канцелярские принадлежности (тетрадь, простой и цветные карандаши, ластик, линейка);

- коврограф с набором дидактического материала (кружки – липучки, цветные полоски и т.д.);

- магнитно – маркерная доска с маркерами (для демонстрации написания, начертания);

- рабочие тетради «Учусь создавать проект», в двух частях;

- ножницы;

- мозаика по возрастающей сложности;

- развивающая игра "Сложи узор";

- цветные клубочки для перематывания;

- материал для нанизывания бус, бисера, пуговиц;

- дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узора из пуговиц, камешков и других мелких предметов;

- пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу;

- набор Су-Джок, клавесы (для тренировки мускулатуры кисти рук);

- наборы пластмассовых шаблонов для обведения (дикие и домашние животные, насекомые, овощи и фрукты и др.).