Живопись

 

     Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Одной из ведущих дисциплин в детской художественной школе является рисунок.

Учебная программа предусматривает изучение основ реалистического изображения.

Академический рисунок – основа всех видов изобразительного искусства, знание необходимо каждому профессиональному художнику независимо от того, какого направления в искусстве он придерживается.

Дополнительная общеразвивающая программа в области искусств определяет содержание и организацию образовательного процесса в образовательном учреждении (далее – ОУ).

Программа составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных общеразвивающих программ в области искусств в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273, ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ( часть 21 статья 83), приказом Минкультуры России от 19.11.2013года № 191-01-39-106-ГИ.

       Программа направлена на:

- выявление одарённых детей в области изобразительного искусства;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно – нравственного и творческого развития детей;

- приобретение учащимися опыта художественной практики и опыта творческой деятельности;

- приобретение учащимися навыков самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства;

- овладение духовными и культурными ценностями народов мира.

Педагоги

Бояршинова Людмила Петровна -высшая профессиональная  категория

Содержание программы

 

1 КЛАсс


Наименование темы
Количество аудиторных часов
1 полугодие
1
Беседа о живописных материалах, о живописи. Знакомство с акварелью. Акварельные краски и их свойства. Упражнения
4
2
Характеристики цвета. Основные и дополнительные. Теплые и холодные цвета. Понятие о составе сложных цветов путем смешивания. Ахроматические и хроматические цвета. Упражнения.
4
3
Знакомство с приёмами работы акварелью. Тонально-цветовые заливки плоскостей. Растяжки одной краски (от тёмного к светлому, от насыщенного до малонасыщенного). влияние чёрного и белого на насыщенность
4
4
Этюды осенних листьев. Отработка приёмов работы с акварелью. заливка, лессировка, мазок. Закрепление понятий «основные», «составные цвета». Оттенки одного цвета.
4
Итого:
16
2 полугодие
5
Копирование лоскутка ткани. Закрепление основных приёмов работы акварелью. Развитие понятий «цветовой фон», "насыщенность светлого цвета"
4
6
Этюд овощей и фруктов (яблоко, лимон, слива и т.д.) на нейтральном цветном фоне, закрепление навыков практической работы и понятий «локальный цвет», «рефлекс». Решение собственной и падающей тени в живописи
4
7
Натюрморт с простым предметом быта. Монохром (гризайль). Драпировка яркая по цвету, без складок. Понятие контраста, пространства. Лепка формы. Чёткие светотеневые отношения. Умение последовательно вести учебную работу.
4
8
Натюрморт с простым предметом быта и муляжом овощей или фруктов. Драпировка яркая по цвету, без складок. Понятие контраста и пространства
8
Итого:
20

Учебно-тематический план

2 КЛАСС

п/п
Наименование темы
Колличество аудиторных часов
1 полугодие
1
Этюды с осенних листьев. Заливка, лессировка, мазок. отработка приёмов работы с акварелью. Повторение и закрепление навыков работы с акварелью (листья крупные, конкретные по форме и цвету)
4
2
Этюды овощей и фруктов. Обобщённо вылепить форму (арбуз, тыква, яблоки и т.д) на светлой драпировке. Тональные и цветовые отношения
4
3
Натюрморт с белым бидоном и двумя драпировками на нейтральном цветовом фоне и тёмной цветовой драпировкой (бордовой, тёмно-зелёной или синей). Изменение локального цвета предмета в зависимости от окружения
4
4
Натюрморт из простых предметов быта (кружка), фруктов на контрастном фоне. Чёткие тональные отношения. Влияние среды на предметы
4
Итого:
16
2 полугодие
5
Натюрморт из простых предметов быта с овощами в холодной цветовой среде. Понятие колорита, цветового строя.
4
6
Натюрморт в тёплой цветовой гамме, при холодном свете. Определение различий тональных и цветовых родственных цветов в натюрморте. Предметы простые по форме и чёткие различия фона. Фон нейтральный, светлый.
4
7
Изображение куба в конкретной цветовой среде. Цвето – тональное решение в тёплой и холодной гамме окружающего цвета. Понятие «рефлекс», «среда» в живописи. Изменение цвета в зависимости от фона и освещения
6
8
Натюрморт из 2-3-х светлых предметов на тёплом фоне. Влияние окружения на предметы
6
Итого:
20

 

 

Учебно-тематический план

3 КЛАСС

п/п
Наименование темы
Кол-во

аудиторных

часов
1 полугодие
1
Осенний натюрморт (цветы, фрукты). Этюд акварелью
4
2
Натюрморт из двух предметов различия по форме и тону (гризайль).Передача объёма и пространства тональными средствами
4
3
Натюрморт из 3-х предметов (берестяная ваза, овощи или фрукты)
4
4
Кратковременное задание. Этюд с овощем (фруктом) и предметом быта из стекла (гранит – кувшин, лимон – стакан)
4
Итого:
16
2 полугодие
5
Натюрморт из 2-3-х предметов из стекла (тёмный предмет на светлом фоне). Восприятие рефлексов, передача фактуры
8
6
Натюрморт в тёплой цветовой гамме с чучелом птицы
6
7
Натюрморт, включающий простые предметы быта и фрукты (с предварительным этюдом)
6
Итого:
20

Учебно-тематический план

4 КЛАСС

п/п
Наименование темы
Кол-во

аудиторных

часов
1 полугодие
1
Натюрморт «Дары леса» (корзина, грибы, ветки рябины и т. д.). Контрастные цветовые отношения. Разнообразие фактуры, технических приёмов.
10
2
Тематическая постановка с живой натурой и предварительным этюдом. Фигура в движении (летние впечатления – «Чистим грибы», «Сбор урожая» и т.д.)
10
3
Этюд с драпировкой, лежащей в трёх плоскостях и предметами (стекло, металл) кофейник, стакан. Предметы и драпировка – разной тональности, контрастные по цвету
12
Итого:

Цели программы

Целью учебного предмета «Живопись» является художественно-эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Результат программы

Результатом освоения программы «Живопись» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических

качеств,

- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей, создания цветового строя;

- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно­ воздушной среды;

- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

- умение раскрывать образное и живописно-пластическое решение в творческих

работах;

- навыки в использовании основных техник и материалов;

- навыки последовательного ведения живописной работы.