Программа «Хоровое пение» 4 (3)+2 повышенный уровень

Хоровое пение – мощное средство патриотического, художественно-эстетического, нравственного воспитания учащихся. Произведения русской и зарубежной классики должны сочетаться с произведениями современных композиторов и народными песнями разных жанров.

 

При организации учебного процесса в школе преподаватель руководствуется интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, мелкогрупповыми и даже индивидуальными. Такой организационный принцип способствует успешной работе хорового класса как исполнительского коллектива.

 

В программе обучения используются две основных формы контроля успеваемости – текущая и промежуточная.

 

Методы текущего контроля:

− оценка за работу в классе;

− текущая сдача партий;

− контрольный урок в конце каждой четверти.

Виды промежуточного контроля:

− переводной зачет в следующий класс и по окончании освоения предмета.

Методы текущего контроля:

− сдача партий индивидуально, в дуэтах или трио.

 

Учет успеваемости учащихся проводится преподавателем на основе текущих занятий, их посещений, индивидуальной и групповой проверки знаний хоровых партий.

При выведении итоговой (переводной) оценки учитывается следующее:

− оценка годовой работы ученика;

− оценка на зачете (академическом концерте);

− другие выступления ученика в течение учебного года.

 

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или зачете выставляется оценка по пятибалльной системе.

Виды внеурочной работы

− выполнение домашнего задания;

− посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);

− участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно просветительской деятельности учреждения;

- участие детей в творческих состязаниях разного уровня.

Педагоги

Меренюк Анна Александровна.

высшее, НГК им. М.И. Глинки дирижёр высшей квалификации, преподаватель творческих дисциплин в высшей школе
руководитель хора, высшая категория.

Токарева Анастасия Валерьевна.

среднее специальное, Томский музыкальный колледж им. Э.В. Денисова , дирижер хора, преподаватель
руководитель хора. 

 Рубин Эвелина Витальевна.

высшее, НГК им. М.И. Глинки, музыкальное искусство.

руководитель хора.

Расписание

Занятия по всем предметам являются групповыми и проводятся по общему расписанию.

Содержание программы

Учебный предмет «Хоровое пение» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика.


Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы – от 6,5 до 13 лет.

Вокально-хоровая работа в детском хоре проводится в соответствии с психофизиологическими особенностями детей разных возрастных групп, каждая из которых имеет свои отличительные черты в механизме голосообразования.

Согласно учебному плану, учету возрастных и индивидуальных особенностей детей, посещение предмета «Хоровое пение» делится в соответствии с годами обучения: первый, второй, третий и четвертый классы.

Срок реализации учебного предмета

С целью привлечения наибольшего количества детей к музыкальному творчеству, обеспечения доступности художественного образования срок реализации программы составляет 4 года для детей в возрасте от 6,5 до 13 лет включительно.

После прохождения программы "Хоровое пение" базового уровня, учащиеся могут продолжить обучение по 2-годичной программе повышенного уровня.

Учащиеся, освоившие какую-либо из начальных общеразвивающих школьных программ, вправе продолжить обучение по программе «Хоровое пение» (при наличии свободных мест) сроком 3 года.

В дополнительной общеразвивающей программе «Хоровое пение» одноименный учебный предмет является основным предметом обязательной части.

Учебные предметы основной обязательной части программы реализуются по двум направлениям:

- Хоровое пение (исполнительская деятельность);

- предметы историко-теоретической подготовки 1) сольфеджио; 2) музыкальная литература.

Форма проведения учебных занятий

Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек).

На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.

Общая трудоемкость учебного предмета при четырехлетнем сроке обучения составляет 280 часов. Из них: 140 часов – аудиторные занятия, 140 часов – самостоятельная работа.

Учебный план предусматривает следующие предметы (часов в неделю):

Хоровое пение: 1-4 класс (3 часа);

Сольфеджио: 1-4 класс (1 час);

Музыкальная литература: 2-4 класс (1 час).

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

− словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);

− наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения); − практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);

− прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;

− индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

 

 

 

 

 

Цели программы

Цель:

-развитие музыкальных и творческих способностей учащихся через занятия хоровым пением

 

Задачи:

образовательные:

- знание основ хорового искусства;

- знание музыкальной терминологии;

− формирование умений и навыков хорового исполнительства;

обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа.

развивающие:

− развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;

− развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;

− приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений;

− умение передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки.

воспитательные:

− воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;

− воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений в досуговой деятельности;

- формирование музыкально-художественного вкуса.

 

 

 

Результат программы

В результате освоения программы учебного предмета «Хоровое пение» учащиеся будут:

знать:

− начальные основы хорового искусства;

- вокально-хоровые особенности хоровых партитур;

- иметь представление о художественно-исполнительских возможностях хорового коллектива;

− знать профессиональную терминологию.

уметь:

− передавать авторский замысел музыкального произведения с помощью органического сочетания слова и музыки;

− иметь навыки коллективного хорового исполнительского творчества;

− иметь сформированные практические навыки исполнения авторских, народных хоровых и вокальных ансамблевых произведений отечественной и зарубежной музыки, в том числе хоровых произведений для детей;

− исполнять свою музыкальную партию в составе вокального ансамбля и хорового коллектива.

У учащихся будут сформированы следующие личностные качества:

- трудолюбие, усидчивость, терпение, дисциплина;

− стремление к практическому использованию знаний и умений ;

- музыкально-художественный вкус.

Особые условия проведения

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты-лекции в общеобразовательных школах, в культурно-досуговых центрах и пр.), участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.

 

Обучающиеся, не имеющие возможности пройти итоговую аттестацию в установленном порядке по состоянию здоровья, при успеваемости по всем предметам, наличии документа учреждения здравоохранения и решения Педагогического совета могут проходить итоговую аттестацию в щадящем режиме.

 

ВНИМАНИЕ!

С 2020 года набор учащихся в 1 класс не производится, запись в уже сформированные классы возможна только после вступительных прослушиваний при наличии мест на выбранную специализацию.

 

Материально-техническая база

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Для реализации программы учебного предмета «Хоровое пение» должны быть созданы следующие материально-технические условия:

− наличие концертного зала с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием;

− наличие учебной аудитории для занятий по учебному предмету «Хоровое пение» со специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).

Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

 

Педагог должен предоставить учащемуся необходимые учебные пособия, методическую литературу, нотный, аудио и видеоматериал, в том числе, и для самостоятельных домашних занятий. Каждый учащийся обеспечивается доступом к библиотечным фондам и фондам аудио- и видеозаписей школьной библиотеки. Библиотечный фонд укомплектовывается печатными, электронными изданиями, нотами, книгами по музыкальной литературе, аудио и видеозаписями. Во время самостоятельной работы учащиеся могут пользоваться Интернетом для сбора дополнительного материала по изучению предложенных тем.