"Свирель" - "Вокальное искусство"

  • (3)

"Посредством хора можно не только петь хорошую музыку, но можно и говорить.
Говорить что-то важное для себя самого и для тех, к кому ты обращаешься."

Владимир Николаевич Минин.
Московский камерный хор.

 

В образовательном учреждении дополнительного образования основополагающим принципом выступает общедоступность и отсутствие каких-либо предварительных тестирований. Таким образом, образовательный процесс в вокально-хоровой студии должен быть ориентирован в первую очередь на развитие личности учащегося. 

 

Актуальность программы состоит в том, что она направлена на решение проблемы удовлетворенности гедонистических потребностей учащихся в досуговой музыкальной деятельности. На занятиях вокального объединения «Свирель» мы создаём комфортную среду для художественного, эстетического развития, интеллектуального и творческого потенциала учащихся средствами вокального искусства. Пространство вокального коллектива помогает каждому новому учащемуся, приходящему в коллектив, найти себе единомышленников, друзей; научиться общаться с детьми разных возрастов и социальных слоев и с помощью педагога выявить свои скрытые и реальные возможности, свой талант.

 

Новизна данной программы обусловлена определенным комплексом вокальных упражнений, которые используются как в целях совершенствования голоса, воспитания важных вокально-хоровых навыков и умений, так и несут в себе здоровьесберегающие технологии. 

 

Отличительными особенностями данной программы является комплексный подбор песенного репертуара. Каждый участник нашего коллектива находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, исполняя музыкальные произведения русских и зарубежных композиторов, написанные специально для детской аудитории.

Педагоги

Соколова Татьяна Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 27 лет.

Уровень образования: высшее, Санкт-Петербургский университет культуры и искусств, 2002 г.

 

Повышение квалификации:

НИПКиПРО, «Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования в условиях реализации стратегии воспитания в РФ» (108 ч.), март 2017 г. 

Содержание программы

В течение первого года обучения учащиеся осваивают первичные вокально-исполнительские навыки, в области музыкальной грамотности осваивают представление о свойствах звука, мелодии, фразе.

1. Певческие голоса. Правила гигиены голоса.

2. Вокально-исполнительские навыки.

3. Музыкальная грамотность.

4. Дикция в пении.

5. Средства музыкальной выразительности.

144 часа в год, занятия 2 раза в неделю по 2 часа. Предусмотрены дополнительные 2 часа в неделю для индивидуальной работы с учащимися данной группы с целью подготовки творческих номеров к тематическим мероприятиям, конкурсам и фестивалям. Также эти часы могут использоваться для сводных репетиций разновозрастных групп перед концертными мероприятиями. Допускается сочетание различных форм занятий: очные, очно-заочные (с домашним разучиванием песенного репертуара), дистанционные занятия (выполнение практических заданий по темам учебного плана).

 

Второй год обучения – совершенствуется вокально-исполнительское мастерство учащихся, формируются навыки кантиленного пения, раскрепощается артикуляционный аппарат, расширяются границы понятий и терминов музыкальной грамоты.

1. Охрана и гигиена детского голоса.

2. Вокально-исполнительские навыки.

3. Ансамбль.

4. Музыкальная грамотность.

5. Дикция и артикуляция в пении.

6. Средства музыкальной выразительности.

216 часов в год, занятия 3 раза в неделю по 2 час. Предусмотрены дополнительные 2 часа в неделю для индивидуальной работы с учащимися данной группы с целью подготовки творческих номеров к тематическим мероприятиям, конкурсам и фестивалям. Также эти часы могут использоваться для сводных репетиций разновозрастных групп перед концертными мероприятиями. Допускается сочетание различных форм занятий: очные, очно-заочные (с домашним разучиванием песенного репертуара), дистанционные занятия (выполнение практических заданий по темам учебного плана, участие в дистанционных конкурсах и олимпиадах музыкальной направленности).

Цели программы

Формирование творческой личности учащегося через эстетическую, нравственную и духовную силу музыкального искусства посредством пения. Создание условий для формирования активной жизненной позиции и положительной Я-концепции. Выявление и поддержка одаренных детей.

 

Для реализации данной цели поставлены следующие задачи:

Предметные:

  • обучение основным вокально-хоровыми навыками: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование, чистота интонирования при исполнении песенного репертуара;
  • формирование системы знаний музыкальной грамоты;
  • формирование навыков ансамблевого и сольного пения.

Личностные:

  • выявление и развитие природных вокальных способностей и музыкального слуха учащихся;
  • развитие эмоциональной чуткости учащихся посредством певческой выразительности;
  • формирование мотивации к творчеству, стремления к успеху;
  • формирование самостоятельности, инициативы и стремления применять полученные знания в повседневной жизни.

Метапредметные:

  • формирование навыка учебной и познавательной деятельности, умения представить собственную исполнительскую деятельность;
  • формирование сознательной дисциплины, способности к партнерскому общению, коллективной и групповой работе, внимания, усидчивости, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации;
  • формирование эстетического вкуса у учащихся, приобщение к художественной культуре и искусству;
  • формирование умения планировать, анализировать свою деятельность и оценивать свои возможности.

Результат программы

В результате реализации программы учащиеся:

  • приобретут основные вокально-хоровые навыки: певческая установка, певческое дыхание, звукообразование, чистота интонирования при исполнении песенного репертуара;
  • получат основы системы музыкальной грамоты;
  • приобретут навыки ансамблевого и сольного пения.

Личностные результаты:

  • развиваются природные вокальные способности и музыкальный слух;
  • развивается эмоциональная чуткость;
  • формируется мотивация к творчеству, стремление к успеху;
  • формируется самостоятельность и инициатива.

Метапредметные результаты:

  • формируется эстетический вкус, приобщение к художественной культуре и искусству;
  • формируется умение планировать, анализировать свою деятельность и оценивать свои возможности;
  • формируется навык учебной и познавательной деятельности, умение представить собственную исполнительскую деятельность;
  • формируется способность к партнерскому общению, коллективной и групповой работе.

 

Форма отчёта вокально-хоровой работы:

  • концерты для родителей;
  • концерты, приуроченные к знаменательным датам;
  • концертные выступления на мероприятиях учреждения, базовой школы;
  • участие в конкурсах районного, городского, всероссийского уровней.

Особые условия проведения

Принимаются желающие научиться петь со здоровым голосовым аппаратом, без нарушения слухового восприятия, с определяемыми музыкально-ритмическими способностями.

 

Требуется справка о состоянии здоровья от педиатра.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

1. Просторный зал (кабинет),

2. Стулья,

3. Фортепиано (синтезатор),

4. Музыкальная аппаратура,

5. Электронные носители (мр3, СD).

 

Информационно-методическое обеспечение:

1. Обучающие плакаты, таблицы по музыкальной грамоте; тематические карточки;

2. Тематические медиапрезентации;

3. Нотные сборники;

4. Аудио и видео записи выступлений, концертов;

5. Электронные образовательные ресурсы.

 

Учебное помещение:

ул. Курчатова, д.13/1, МБОУ СОШ № 151, актовый зал.