Живопись

Программа «Живопись» составлена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:
- выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, поступивших в Школу в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

При приеме на обучение по программе «Живопись» Учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей.

Педагоги

Алексеева Светлана Ивановна - преподаватель изобразительного и декоративно-прикладного искусства, стаж работы по специальности - 22 года

Содержание программы

Программа представлена циклом предметов.

Учебные планы содержат следующие предметные области (далее – ПО):
- ПО.01. Художественное творчество;
- ПО.02. История искусств;
- ПО.03. Пленэрные занятия
и разделы: консультации, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов (далее – УП).

Художественное творчество:

- Рисунок – 3 часа в неделю (1-3 классы), 4 часа в неделю (4-5 классы), аудиторная нагрузка 561 час за период обучения;

- Живопись – 3 часа в неделю, 495 часов за период обучения;

- Композиция станковая – 2 часа в неделю (1-4 классы), 3 часа в неделю (5 класс), аудиторная нагрузка 363 часа за период обучения;

История искусств:

- Беседы об искусстве – 1,5 часа в неделю (1 класс);аудиторная нагрузка 49,5 часа за период обучения;

- История изобразительного искусства – 1,5 часа в неделю (2-5 классы);аудиторная нагрузка 198 часов за период обучения;

Пленэрные занятия:

Пленэр – 28 часов в год (2-5 классы); 112 часов за период обучения;

Вариативная часть:

Композиция прикладная – 2 часа в неделю, 330 часов за период обучения.

Цели программы

Цель программы "Живопись":
Формирование целостной художественно – эстетической развитой личности и приобретение обучающимися теоретических знаний и практических умений и навыков в области изобразительного искусства.
 Задачи программы "Живопись":
- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
- выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, приобретению навыков
творческой деятельности, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.

Результат программы

Результаты освоения программы «Живопись» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
"Рисунок«:
- знание понятий: «пропорция», «симметрия», "светотень";
- знание законов перспективы;
- умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
- умение моделировать форму сложных предметов тоном;
- умение последовательно вести длительную постановку;
- умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
- умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
- навыки владения линией, штрихом, пятном;
- навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
- навыки передачи фактуры и материала предмета;
- навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
"Живопись":
- знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
- знание разнообразных техник живописи;
- знание художественных и эстетических свойств цвета, основных
закономерностей создания цветового строя;
- умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях среды;
- умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
- навыки в использовании основных техник и материалов;
- навыки последовательного ведения живописной работы.
"Композиция станковая":
- знание основных элементов композиции, закономерностей построения
художественной формы;
- знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и
способов его применения для воплощения творческого замысла;
- умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции – ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте – в композиционных работах;
- умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
- умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
- навыки работы по композиции.
"История изобразительного искусства":
- знание основных этапов развития изобразительного искусства;
- первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
- знание основных понятий изобразительного искусства;
- знание основных художественных школ в изобразительном искусстве;
- сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;
- умение выделять основные черты художественного стиля;
- умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
- умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
- навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое  отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
- навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;
- навыки анализа произведения изобразительного искусства.
"Пленэр«:
- знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;
- знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
- умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;
- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над
композиционными эскизами;
- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
- навыки передачи световоздушной перспективы;
- навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
Результаты освоения программы «Живопись» по учебным предметам вариативной части должны отражать:
"Композиция прикладная«:
- знание понятий в «композиция прикладная», «декоративно-прикладное искусство», "художественные промыслы«;
- знание различных видов и техник прикладной деятельности;
- умение работать с различными материалами;
- умение работать в различных техниках;
- навыки заполнения формы узором; навыки ритмического
заполнения поверхности;
- навыки проведения декоративно-прикладных работ.


Особые условия проведения

При приеме на обучение по программе «Живопись» Учреждение проводит отбор детей с целью выявления их творческих способностей. Порядок и сроки проведения отбора детей устанавливаются Учреждением самостоятельно.
Отбор детей проводится в форме вступительных испытаний, содержащих творческие задания, позволяющих определить наличие способностей к художественно- исполнительской деятельности. Дополнительно поступающий может предоставить самостоятельно подготовленные художественные работы.
Обучающиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение программы «Живопись» по индивидуальному учебному плану.

Материально-техническое обеспечение школы не позволяет проводить набор детей с ОВЗ.

Материально-техническая база

Материально-технические условия реализации программы «Живопись» обеспечивают возможность достижения обучающимися результатов, установленных настоящими ФГТ.
Материально-техническая база Учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации программы «Живопись» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- выставочный зал,
- библиотеку,
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал),
- учебные аудитории для групповых и мелкогрупповых занятий.
- натюрмортный фонд и методический фонд.
Учебные аудитории, предназначенные для изучения учебных предметов «Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства», оснащаются видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Реализация программы «Живопись» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню предметов учебного плана.
Библиотечный фонд Учреждения укомплектовывается печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам, а также изданиями
художественных альбомов, специальными хрестоматийными изданиями в объеме, соответствующем требованиям программы «Живопись». Основной учебной литературой по учебным предметам предметной области "История искусств" обеспечивается каждый обучающийся.
 Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 – 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Реализация программы "Живопись" обеспечивается педагогическими работниками, имеющими среднее или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета. Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 25 процентов в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по программе
"Живопись".
До 10 процентов от общего числа преподавателей, которые должны иметь высшее профессиональное образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами,
имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 15 последних лет.