Программа «Юный конструктор»

  • (1)

Конструирование из строительных материалов и строительные игры занимают видное место в воспитательной работе с детьми всех возрастных групп. Игры со строительным материалом являются ценным воспитательным средством, оказывая положительное влияние на всестороннее развитие детей.
Конструирование в образовательных учреждениях было всегда. Но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь необходим новый подход. Конструирование проводится с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. От обычных кубиков ребенок постепенно переходит на конструкторы, состоящие из простых геометрических фигур, затем появляются первые механизмы и программируемые конструкторы.

Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Юный конструктор» обусловлена тем, что, в настоящее время, село Первомайское Татарского района, испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими интеллектуальными возможностями. И начинать готовить будущих инженеров нужно не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству. Необходимо развивать техническую пытливость мышления, аналитический ум и другие качества личности. Следовательно, перед нами стоит задача развивать у детей навыки конструкторской, элементарной экспериментально-исследовательской, творческой деятельности.

Новизна программы заключается в создании условий для развития у дошкольников наглядно – схематического мышления. Данный вид мышления является базой для формирования инженерного мышления на дошкольной ступени образования, необходимый как для изучения и эксплуатации техники, так и для предохранения «погружения» ребенка в техномир. Также ребенок должен получить представление о начальном моделировании, как о части технического творчества.

Отличительной особенностью программы является развитие технического детского творчества, которое является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а так же стимулирует рационализаторские и изобретательские способности.

Педагоги

Кныш Наталья Викторовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Образование высшее (ГОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»). Квалификация «Учитель математики» по специальности "Математика".

Расписание

Один раз в неделю по 1 часу

Содержание программы

Краткое содержание материала

1. Вводное занятие, 2 часа. Ознакомление с конструктором. История возникновения. Правила работы с конструктором. Инструктаж по технике безопасности.

2. Знакомство с элементами конструктора, 5 часов.

Теория. Изучение элементов конструктора "Куборо«.

Практика. Виды соединения. Сортировка кубиков. Дид. игра «Определи на ощупь», "Что лишнее«.

3. Плоские фигуры, 5 часов.

Теория. Правила построения плоских фигур.

Практика. Создание простейших комбинаций из конструктора. Построение простых фигур. Плоские фигуры.

4. Знакомство с координатной сеткой, 3 часа.

Теория. Понятия «координатная сетка», правила конструирования.

Практика. Работа с координатной сеткой. Конструирование по словесной инструкции.

5. Вертикальные фигуры, 6 часов.

Теория. Правила конструирования вертикальных фигур.

Практика. Вертикальные фигуры. Работа с планом построения фигур. Соединение двух кубиков вместе. Соединение трёх кубиков вместе.

6. Строительство по схеме, 8 часов.

Теория. Система работы со схемами.

Практика. Выкатывание. Стена. Куб. Модель чемпионата. Трон. Скульптура из башен. Гонка.

7. Создание фигур по основным параметрам, 4 часа.

Теория. Группы кубиков и их функции.

Практика. Собираем фигуру по ее изображению. Демонстрация способностей работы с «Куборо» "Мы будущие инженеры".

8. Создание фигур по собственному замыслу, 3 часа.

Практика. Конструирование собственных фигур. Выставка конструкций. Соревнование Куборо – дети и родители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели программы

Цель программы – способствование развитию познавательной активности, пространственного и логического мышления, умственных способностей посредством конструктора "Cuboro".

Задачи:

Образовательные:

– формирование умения строить по словесной инструкции, по темам, по замыслу, по готовым чертежам, схемам (расчлененным и не расчлененным);

- обучение совместному конструированию. Обдумывать замысел, продумывать этапы строительства, распределять работу, принимать общие решения;

Личностные:

- формирование умения самостоятельно создавать общие планы, схемы будущих построек;

- развитие умения самостоятельно анализировать постройки, конструкции, чертежи, рисунки, схемы;

- поддержание стремления проявлять изобретательность, экспериментирование;

- упражнение в плоскостном моделировании, в создании собственных планов, схем, чертежей, в том числе чертежей построек в трех плоскостях.

Метапредметные:

- развитие эстетического вкуса в процессе оформления сооружений дополнительными материалами;

- развитие у детей активного интереса к конструированию, к играм-головоломкам, занимательным упражнениям;

- формирование у детей устойчивого интереса к конструкторской деятельности, желания экспериментировать, творить, изобретать, развивать способности к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, рисунков, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов.

Воспитательные:

- воспитывать усидчивость и терпение, умение работать в команде.

Результат программы

Планируемые результаты освоения программы.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

- элементарные принципы моделирования и конструирования;

- основы работы со схемами, рисунками и координатными сетками;

- детали конструктора и их функциональные возможности;

- правила безопасной работы с конструктором;

- как строить по словесной инструкции, по темам, по замыслу, по готовым чертежам, схемам (расчлененным и не расчлененным);

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

- самостоятельно создавать общие планы, схемы будущих построек;

- самостоятельно анализировать постройки, конструкции, чертежи, рисунки, схемы;

- создавать собственные планы, схемы, чертежи, в том числе чертежи построек в трех плоскостях.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

- логическое мышление;

- пространственное воображение;

- мелкая моторика;

- зрительная память;

- глазомер.

 

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение программы

  • групповая разновозрастной группы 5 – 7 лет (стол для педагога, столы для обучающихся, стулья, стенды, конструктор Cuboro);
  • технические средства обучения (компьютер, экран, проектор);
  • учебно-методическое обеспечение (дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа, учебно-методический комплекс: дидактические материалы, схемы, видеотека, методические рекомендации, координатные сетки, карточки с заданиями).

Учебно-методический комплекс к программе включает карточки с заданиями к следующим разделам:

  • Введение и пояснения.
  • Построение фигур по рисунку.
  • Простые фигуры.
  • Создание фигур по заданному контуру.
  • Создание фигур по основым параметрам.
  •  Видеотека с мастер-классами по модульному оригами.
  • Сборник интерактивных игр и упражнений.