Программа «Кенгуру»

В основе программы детской студии «Кенгуру» находится главная учебная дисциплина – естествознание, которая в свою очередь включает в себя целый спектр других предметов – биологию, астрономию, природоведение и др.

 

Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что дети младшего школьного возраста воспринимают мир как единое целое, не разделяя его проявления на биологические, физические, химические явления. Интеграция естественнонаучных знаний на первом этапе обучения позволяет сформировать правильное, целостное представление о явлениях природы, создает определенную базу для дальнейшего дифференцированного изучения наук о природе. При изучении естествознания закладываются основы понимания материальности и познаваемости мира, взаимосвязи явлений, идеи закономерности и эволюции.

 

Для младших школьников естественнонаучное образование есть способ решения важных для них проблем образования, выбора и расширения круга общения, выбора жизненных ценностей и ориентиров профессионального самоопределения. Ценность такого образования в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает детям в личностном и профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил и знаний, полученных ранее.

 

Так, многие дети начинают проявлять интерес к астрономии и космонавтике, но часто не могут найти ответы на возникающие у них вопросы. Астрономия, космос психологически представляют для младших школьников сочетание непривычности, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и одновременно сочетание реального, поскольку существует на самом деле. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего мира.

 

К сожалению, сегодня нет единой, рассчитанной на весь период обучения в начальной школе, программы дополнительного образования по данному направлению, которая включала бы в себя поэтапное передачу знаний от начала возникновения жизни на Земле до знакомства с загадочным Космосом. Дети с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. А если рядом педагог, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать еще больше.

 

Программа детской студии «Кенгуру» позволяет дать обучающимся целостное представление о Вселенной, сформировать знания о наблюдаемых небесных явлениях, привлечь внимание к красоте мироздания.

 

Актуальность данной программы заключается в том, что в последнее время мало внимания уделяется формированию мировоззрения и формированию ИКТ-компетентности у детей младшего школьного возраста, а также и в том, что у детей этого возраста растет интерес ко всему, что их окружает и на Земле и в Космосе. На тысячи вопросов, которые постоянно возникают у детей, программа детской студии «Кенгуру» дает ответы.

 

Причем ребенку предоставляется возможности самому добраться до правильного ответа, стать испытателем, ученым и первооткрывателем, что действительно необходимо для полноценного развития личности.

Педагоги

Вартанов Артур Львович – педагог дополнительного образования. 

Диплом о профессиональной переподготовке в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» в институте культуры и молодежной политики по программе «Педагогика дополнительного образования».

Расписание

Понедельник:

группа 1.2 11.30 – 12.30;

группа 1.5 12.30 – 14.30;

группа 1.2 14.30 – 15.30.

 

 

Вторник:

группа 1.4 11.30 – 13.30;

группа 1.1 13.30 – 15.30.

 

 

Среда:

группа 1.2 11.30 – 12.30;

группа 1.5 12.30 – 14.30;

группа 1.2 14.30 – 15.30.

 

 

Четверг:

группа 1.4 11.30 – 12.30;

группа 1.3 12.30 – 14.30;

группа 1.4 14.30 – 15.30.

 

 

Пятница:

группа 1.3 11.30 – 13.30;

группа 1.1 13.30 – 15.30.

 

 

Нагрузка в неделю:

группа 1.1 – 4 часа;

группа 1.2 – 4 часа;

группа 1.3 – 4 часа;

группа 1.4 – 4 часа;

группа 1.5 - 4 часа.

 

ИТОГО: 20 часов.

Содержание программы

Учебно-тематическое планирование первого года обучения:

Раздел 1:

  1. Что такое «Кенгуру. Вводное занятие.
  2. Необъятная Вселенная.
  3. Что такое Вселенная.
  4. Представления детей о Вселенной.

Раздел 2 «Моя Земля»:

  1. Как развивалась жизнь на Земле.
  2. Три среды обитания.
  3. Жизнь на разных материках.
  4. Час Земли.
  5. Растения и животные Земли.
  6. Что у Земли внутри?.
  7. Беспокойная Земля: землетрясения и вулканы.
  8. Воздушная «одежда» Земли.
  9. Конкурс экологического плаката.
  10. Природные зоны Земли.
  11. Суша. Острова. Материки и др.
  12. Жизнь в морях и океанах.
  13. Гидросфера. Путешествие Капельки.
  14. Капризная погода.
  15. Исследование физических явлений.
  16. Анкета-викторина по учебному разделу.

Раздел 3 «Человек и Вселенная»:

  1. Как человек появился на Земле.
  2. Великие открытия человечества.
  3. Экологические проблемы и человек (парниковый эффект, озоновые дыры).
  4. Экологическая игра «В гостях у Природы».
  5. Участие в конкурсе рисунков «Земля наш общий дом».
  6. Защита проектов на тему «Человек и Вселенная».
  7. Участие в научно-практической конференции «В мире тайн».
  8. Интеллектуальная игра «Хочу все знать».
  9. Конкурс «Подарок для птиц».
  10. Творческая мастерская. Пластилиновые картины «Радуга».
  11. Презентация учащихся на тему «Тайны Вселенной».
  12. Живая планета.
  13. Анкета-викторина по учебному разделу. 

Раздел 4 «Занимательная Астрономия»:

  1. Загадочная Солнечная система.
  2. Соседи Солнца. Планеты.
  3. Самый близкий друг. Луна.
  4. Звезды и созвездия.
  5. Конкурс –презентация на тему «Моя Звезда».
  6. Командная игра «Звездные воины».
  7. Покорители космоса. Великие космонавты.
  8. Космические «путешественники». Астероиды. Кометы.
  9. «Астрономический календарь своими руками».
  10. Конкурс макетов «Млечный путь»
  11. Творческая мастерская оригами.
  12. Музыка космоса.
  13. Анкета-викторина по учебному разделу «Занимательная астрономия».

Цели программы

Цель программы – создание условий и широких возможностей для интеллектуального развития и творческой самореализации личности младших школьников средствами изучения окружающего мира.

 

Задачи:

Обучающие:

  • дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
  • научиться применять на практике полученные знания;
  • получить дополнительные знания из области астрономии, биологии, природоведения;
  • повысить эрудицию и расширить кругозор.

 

Развивающие:

  • повышать общий интеллектуальный уровень учащихся;
  • развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом;
  • реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге;
  • развивать стремление к экспериментальной и исследовательской деятельности;
  • развивать навыки самостоятельной работы;
  • развивать стремление к получению новых знаний в неизведанных областях;
  • развивать внимательность, усидчивость, пунктуальность;
  • развивать творческие способности у детей. 

 

Воспитательные:

  • воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к окружающему миру;
  • воспитывать потребность в общении с природой;
  • способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе;
  • воспитывать самостоятельность и ответственность;
  • воспитывать целеустремленность в работе, творческое отношение к делу.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, таблиц, рисунков, описаний и выводов;
  • участвовать в творческих и интеллектуальных поединках, конкурсах, олимпиадах;
  • составлять астрономические календари;
  • применять имеющиеся навыки исследовательской работы, подготовки презентаций, выступлений, докладов на заданную тему;
  • заботиться об оздоровлении окружающей среды, улучшать её состояние;
  • вести просветительскую работу по охране окружающей среды внутри школы и класса (листовки, плакаты и др.);
  • изготавливать изделия декоративно-прикладного назначения природной тематики;
  • работать как в коллективе, команде, так и самостоятельно. 

 

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • представление о Вселенной в настоящем, прошлом и будущем;
  • строение и эволюции звездного неба;
  • планеты и их спутники, солнечной системе и млечном пути;
  • развитие жизни на Земле;
  • среды обитания и жизнь на разных материках;
  • стихии, природные зоны;
  • экологические проблемы и пути их решения.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • целеустремленность;
  • умение работать в команде;
  • пунктуальность, легкообучаемость;
  • ответственность, коммуникабельность;
  • доброжелательность, инициативность;
  • оперативность в принятии решений;
  • тяга к постоянному саморазвитию и самообразованию.

Особые условия проведения

Для всех обучающихся без ограничений. 

Материально-техническая база

Методические материалы, учебные плакаты,фотоаппарат, ноутбук, проектор.