Гитара

  • (1)

Характеристика учебного предмета, его место

и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «шестиструнная гитара», далее – «Специальность (шестиструнная гитара)», разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации и имеет художественно – эстетическую направленность.

Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов благодаря универсальности гитары как инструмента, используемого и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую

Учебный предмет «Специальность (шестиструнная гитара)» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на шестиструнной гитаре, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие обучающегося.

Обучение детей в области музыкального искусства ставит перед педагогом ряд задач как учебных, так и воспитательных. Решение основных вопросов в этой сфере образования направлены на раскрытие и развитие индивидуальных способностей обучающихся, приобретение музыкально – исполнительских знаний, умений, навыков, а для наиболее одаренных из них – на их дальнейшую профессиональную деятельность. В этом заключается актуальность изучения курса.

Новизна данного курса заключается в личностно-ориентированном подходе к образовательному процессу и развитии творческой инициативы обучаемого.

Благодаря систематическому музыкальному образованию и воспитанию обучающиеся приобретают общую эстетическую культуру, а развитие музыкальных способностей помогает более тонкому восприятию музыкального искусства – в этом и заключается педагогическая целесообразность данной образовательной программы.

Педагоги

Колупаева Олеся  Владимировна

Содержание программы

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

- Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цели, задачи и принципы учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- Методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки учащихся

- Требования к уровню подготовки на различных этапах обучения

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки

V. Методическое обеспечение учебного процесса

VI. Списоклитературы и средств обучения

- Методическая литература

- Учебная литература

- Средства обучения

 

 

Цели программы

Цель программы: является развитие навыков любительского музицирования, что должно способствовать наиболее полному удовлетворению потребностей и возможностей детей, повышению заинтересованности в музыкальном обучении.

Результат программы

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность, а также демонстрирует возможность индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития обучающегося и приобретения им художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Таким образом, обучающийся к концу прохождения курса программы обучения должен:

· знать основные исторические сведения об инструменте;

· знать конструктивные особенности инструмента;

· знать элементарные правила по уходу за инструментом и уметь их применять при необходимости;

· знать основы музыкальной грамоты;

· знать систему игровых навыков и уметь применять ее самостоятельно;

· знать основные средства музыкальной выразительности (тембр, динамика, штрих, темп и т. д.);

· знать основные жанры музыки (инструментальный, вокальный, симфонический и т. д.);

· знать технические и художественно-эстетические особенности, характерные для сольного исполнительства на гитаре;

· уметь самостоятельно настраивать инструмент;

· уметь самостоятельно определять технические трудности несложного музыкального произведения и находить способы и методы в работе над ними;

· уметь самостоятельно среди нескольких вариантов аппликатуры выбрать наиболее удобную и рациональную;

· уметь самостоятельно, осознанно работать над несложными произведениями, опираясь на знания законов формообразования, а также на освоенную в классе под руководством педагога методику поэтапной работы над художественным произведением;

· уметь творчески подходить к созданию художественного образа, используя при этом все теоретические знания и предыдущий практический опыт в освоении штрихов, приемов и других музыкальных средств выразительности;

· уметь на базе приобретенных специальных знаний давать грамотную адекватную оценку многообразным музыкальным событиям;

· иметь навык игры по нотам;

· иметь навык чтения с листа несложных произведений, необходимый для ансамблевого музицирования;

· приобрести навык транспонирования и подбора по слуху;

· приобрести навык публичных выступлений, как в качестве солиста, так и в различных ансамблях.

Выпускник должен иметь следующий уровень подготовки:

- владеть основными приемами звукоизвлечения, уметь правильно использовать их на практике;

- уметь исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение;

- уметь самостоятельно разбирать музыкальные произведения;

- владеть навыками подбора, аккомпанирования, игры в ансамбле.