Авторская образовательная программа «Калина»

«Самое спокойное, самое выгодное для работы в области искусства – плыть по течению. Будь то в тихую, ясную погоду, по безмятежной глади вод, когда всё просто и ясно до скуки; будь то в кошмарную бурную ночь, по пенящимся волнам, когда мрак непроглядный и хаос… – если хочешь, чтоб было проще и легче – плыви по течению! Если же это тебя не соблазняет, и ты хочешь своим путём направиться к своей цели, если ты готов к борьбе и страданиям, а идущая навстречу бессознательная стихия тебе не страшна… – не жди благоприятной погоды, не справляйся о попутном ветре – смело греби против течения!». 

Михаил Фокин «Против течения».

 

Балет «Калина» был создан педагогом высшей квалификационной категории Светланой Смоляк в городе Новосибирске в 1994 году. Сегодня в составе коллектива свыше 85 человек. Всех объединяет одно: любовь к творчеству и культурному наследию. Название коллектива отражает состояние души, любовь и гордость к краю, где ты живёшь и занимаешься творчеством. Коллективом «Калина» создаются концертные программы, где вместе с танцем звучит художественное слово, где органичным дополнением хореографии является песня.

 

Несколько поколений детей прошли школу классической и народной хореографии, взаимопомощи и взаимовыручки, физической выносливости и эмоциональной поддержки. Они с любовью относятся к национальным традициям в исполнении русских танцев. Умеют передать «язык» танца, выразить своё отношение к творческому материалу.

 

Всё это помогло поднять коллектив на высокий художественный и профессиональный уровень. В 2003 году коллектив получил звание народный (образцовый). В подтверждение этому – многочисленные награды на различных танцевальных конкурсах, как в России, так и за рубежом. В репертуаре коллектива более 55 постановок. Наряду с преобладающим народным репертуаром уделяется внимание и современной хореографии.

 

Почему человек танцует? Наверное, потому, что без танца, как и без песни, музыки, человек был бы духовно, эмоционально беднее. Танец позволяет создать своеобразную атмосферу, ритм общения и сам выступает как язык общения.

 

Танец открывает душу народа, его самобытность, мысли, чувства и переживания человека в своеобразной для каждого человека манере. Приобщение к танцу – это и приобщение к культуре своего народа, его традициям. Поэтому в танце важно не только освоить технику его исполнения, но и прочувствовать его манеру и характер, его эмоциональную выразительность.

 

В основе русского национального танцевального искусства лежат игры, обряды, песни и хороводы. Виртуозная мужская пляска передает силу и мощь русского человека, его мужество, изобретательность, внимание и уважение к женщине. Девичьим пляскам свойственны плавность, строгость и скромность движений, сознание собственного достоинства.
Творчество выступает как универсальный механизм развития личности, обеспечивающий её вхождение в мир культуры. Творчество – это не только овладение учащимися необходимыми способами деятельности при решении творческих задач, но и процесс становления творческой индивидуальности.

Педагоги

Смоляк Светлана Владимировна – художественный руководитель, педагог высшей категории.

 

Преподаваемые дисциплины: хореография.

Общий стаж: 30 лет.

Педагогический стаж: 30 лет.

Стаж по специальности: 11 лет

Образование: среднее профессиональное. Новосибирское педагогическое училище № 2. 1987 года.

Специальность и квалификация по диплому: учитель начальных классов, воспитатель.

 

Повышение квалификации:

  • Новосибирский областной колледж культуры и искусств, «Методика и практика хореографического коллектива», 15.09.2016 - 26.09.2016 г.

 

Смоляк Дарья Николаевна – педагог дополнительного образования первой категории.

 

Преподаваемые дисциплины: хореография.
Общий стаж: 11 лет.

Педагогический стаж: 11 лет.

Стаж по специальности: 11 лет

Образование: высшее, НГПУ, 2012 г.

Специальность и квалификация по диплому: специалист по работе с молодежью

 

Повышение квалификации:

  • ГАУК НСО «Новосибирский государственный областной Дом народного творчества, «Методика преподавания современного танца в любительском коллективе», 2014 г.
  • Новосибирский областной колледж культуры и искусств, «Методика и практика хореографического коллектива», 2016 г.

 

Убайдуллаева Жанна Эдуардовна – педагог дополнительного образования.

Общий стаж: 1 год.

Педагогический стаж: 1 год.

Стаж по специальности: 1 год

Образование: Среднее профессиональное. Хореографический колледж при Ташкентской Государственной Высшей школе национального танца и хореографии, 2013 г.

 

Направление подготовки и/или специальности: исполнитель классического танца.

 

Профессиональная переподготовка:

  • НИПКиПРО по специальности «Педагогическое образование». 09.02.2015 - 15.06.2015 г.
  • НИПКиПРО, «Педагогическое образование». 18.09.2017 - 16.01.2018 г.

Содержание программы

Для обеспечения оптимальных условий реализации целей программы «Калина» предполагается следующая организация учебного процесса:

Набор учащихся в коллектив ведётся в августе. Занятия всех групп начинаются с первого сентября.

 

Группа первого года обучения (3 года) формируется из 10 человек. Количество занятий в неделю и их продолжительность составляет:

  1. 2 раза х 1 час = 2 часа + растяжка.
  2. Один час в неделю индивидуальное занятие (растяжка).

 

Группа второго года обучения (3 – 4 года) формируется из 10 – 15 человек. Количество занятий в неделю и их продолжительность составляет:

  1. 3 раза х 2 час = 6 часов.
  2. Один час в неделю индивидуальное занятие (растяжка).

 

Группа третьего года обучения (5 – 6 лет) формируется из 10 – 15 человек. Количество занятий в неделю и их продолжительность составляет:

  1. 3 раза х 2 часа = 6 часов.

Сводные и индивидуальные занятия по мере необходимости.

 

Группа четвёртого года обучения (7 – 8 лет) формируется из 10 – 15 человек. Количество занятий в неделю и их продолжительность составляет:

  1. 3 раза х 3 часа = 9 часов.

Сводные и индивидуальные занятия по мере необходимости.

 

Группа пятого года обучения(9 – 10 лет) формируется из 10 – 15 человек. Количество занятий в неделю и их продолжительность составляет:

  1. 3 раза х 3 часа = 9 часов.

Сводные и индивидуальные занятия по необходимости.

 

Группа шестого года обучения(11 – 12 лет) формируется из 8 – 10 человек. Количество занятий в неделю и их продолжительность составляет:

  1. 3 раза х 3 часа = 9 часов.

Сводные и индивидуальные занятия по необходимости.

 

Группа седьмого года обучения (13 – 14 лет) формируется из 8 −10 человек. Количество занятий в неделю и их продолжительность составляет:

  1. 3 раза х 3 часа = 9 часов.

Сводные и индивидуальные занятия по необходимости.

 

Группа восьмого года обучения (15 – 16 лет) формируется из 8 – 10 человек. Количество занятий в неделю и их продолжительность составляет:

  1. 3 раза х 3 часа = 9 часов.

Сводные и индивидуальные занятия по необходимости.

 

Группа девятого года обучения и более (17 – 18 лет и старше) формируются из 8 – 10 человек.

 

Программа ориентирована на работу с детьми – как с мальчиками, так и с девочками дошкольного, младшего, среднего, старшего школьного возраста. Рассчитана на 10 лет обучения. Занятия ведутся по группам с учётом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

 

Направления программы:

  • Азбука музыкального движения.
  • Танцевальные этюды и упражнения для развития актёрского мастерства.
  • Историко-бытовой танец.
  • Классический танец.
  • Народно-сценический танец.
  • Специфические особенности различных танцевальных жанров.
  • Импровизация.
  • Актёрское мастерство.
  • Учебное занятие является основным элементом образовательного процесса, где главное – включение учащихся в деятельность, сотрудничество, активный творческий поиск.

Цели программы

Цель программы: развитие творческих, эстетических и физических способностей учащихся средствами хореографического искусства.

 

Задачи программы:

Обучающие задачи:

  • обучить теоретическим основам хореографии (терминология, история костюма, танца);
  • практическим знаниям и умениям (танцевальные этюды и т. д.);
  • основам актёрского мастерства;

Развивающие задачи:

  • развить индивидуальные способности учащихся, эмоциональность, танцевальную выразительность, чувство ритма и музыкальность;
  • улучшить моторико – двигательную и логическую память, формировать пространственное воображение;
    развить физические данные, выработать спортивную осанку, подтянутость;
  • формировать художественный вкус и эстетические наклонности в выборе имиджа;
  • развивать навыки импровизации и творческого мышления, умение использовать фантазию в работе над танцевальным образом.

Воспитательные задачи:

  • воспитать эстетический вкус учащихся, интерес к танцевальному искусству, нравственно-волевые качества;
  • воспитать у мальчиков и девочек доброту и отзывчивость друг к другу, культуру общения;
  • воспитать трудолюбие как привычную норму поведения;
  • укреплять творческую инициативу и способность к самовыражению в танце;
  • прививать навыки учебной и творческой дисциплины.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • теоретические основы хореографии (терминология, история костюма, танца);
  • обладать знаниями и умениями (танцевальные этюды, связки и т.д.);
  • овладеют основами актёрского мастерства;
  • смогут самостоятельно углублять и расширять свои знания и умения в этой сфере.

В результате реализации программы реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • разовьются танцевальная выразительность, эмоциональность, чувство ритма и музыкальность;
  • разовьются навыки импровизации, творческое воображение и мышление;
  • разовьётся зрительная память;
  • самовыражаться в танце;
  • способность к сохранению и созданию ярких образов;
  • укрепится физическое здоровье учащихся (осанка, мышечная культура, пластика, координация движений и т.д.;
  • сформируется способность чувствовать другого человека, согласовывать свои движения и движения других детей в танце.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • нравственно-волевые качества, позволяющие воплощать замысел в действительность и т.д.;
    доброта и отзывчивость, культура общения;
  • творческая и учебная дисциплина;
  • трудолюбие;
  • изменится способность действовать в ситуации выбора и принятия решения;
  • изменится социальная активность учащихся;
  • изменится социальный статус ребёнка в глазах одноклассников и друзей.

Решение этих задач напрямую зависит от проявления личного интереса педагога к познанию окружающего мира, мировоззрения. Разностороннее, философски-углубленное восприятие мира свойственно хорошему педагогу, оно помогает ему выработать приоритетную систему духовных ценностей, которую он применит в отношениях с учащимися, их родителями, коллегами по работе. Это основа нашего педагогического творчества.

Материально-техническая база

В настоящий момент «Балет Сибири «Калина»» располагает двумя балетными классами, оборудованными зеркалами, станками и необходимой для занятий аппаратурой: большой LED-телевизор, ноутбук, музыкальный центр, видеомагнитофон и DVD-плеер. Один из классов оборудован для занятий акробатикой матами, шведской стенкой, мячами и гантелями.

 

Учитывая многозадачность коллектива, благодаря которой удаётся решать самые сложные творческие задачи, не переставая удивлять зрителей и коллег, руководство ЦВР «Пашинский» приняло решение о необходимости работы в коллективе педагога-организатора, который, помимо воспитательной деятельности, занимается также пополнением материально-технической базы объединения, что позволяет руководителю уделять больше внимания художественной части. Кроме того, в команде с педагогами работают мастера по пошиву сценического костюма на базе ЦВР, благодаря мастерству и старанию которых каждый выход коллектива на сцену становится незабываем.

 

Более полное представление об Образцовом коллективе «Балет Сибири «Калина»» можно составить, посетив наши страницы в социальных сетях:

ВКонтакте: https://vk.com/club57426657

Фейсбук: https://m.facebook.com/baletsibirikalina

Инстаграмм: @balet_kalina

Видео

[ "" ]