Музыкальное искусство (гитара)

Обучение игре на гитаре занимает особое место в музыкальном образовании ребенка. 

Познание мира на основе формирования собственного опыта деятельности в области музыкального искусства позволяет раскрыть творческие способности ребенка, помогает развить его эстетические чувства. При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный гитарный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих
получить навыки музицирования. Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на
принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. Предлагаемая программа рассчитана на четырёхлетний срок обучения. 

Педагоги

Тананыкин Б.А. - преподаватель по классу фортепиано, стаж работы по специальности - 2 года

 

Ланина В.Л. - преподаватель музыкально теоретических дисциплин, стаж работы по специальности - 45 лет

Ксенофонтова Е.В. - преподаватель музыкально теоретических дисциплин, стаж работы по специальности - 9 лет

Вдовиченко А.А. - преподаватель музыкально теоретических дисциплин, стаж работы по специальности - 1 год

Корогод Е.Ю. - преподаватель вокала, стаж работы по специальности - 12 лет

Содержание программы

 

План учебного процесса, составленный по предметным областям, включает в себя обязательную часть и предметы по выбору, последовательность их изучения.

Объем самостоятельной (домашней) работы обучающихся в неделю по учебным предметам определяется образовательной организацией самостоятельно с учетом параллельного освоения детьми общеобразовательных программ (программ начального общего, основного общего и среднего общего образования).

Программа состоит из цикла предметов исполнительской и теоретической части, а так же могут предусмотрены предметы по выбору.

Предметы исполнительской части:

1. Музыкальный инструмент. Гитара – 2 часа в неделю, 272 часа за весь курс обучения

2. Музицирование – 0,5 часа в неделю, 68 часов за весь курс обучения

3. Вокальный ансамбль – 2 часа в неделю, 272 часа за весь курс обучения

Предметы теоретической подготовки:

4. Сольфеджио – 1,5 часа в неделю, 204 часа за весь курс обучения

5. Музыкальная литература – 1,5 час в неделю, 204 часа за весь курс обучения

Цели программы

Цель программы - развитие значимых для образования, социализации, самореализации подрастающего поколения интеллектуальных и художественно -творческих способностей ребенка, его личностных и духовных качеств.
Программа реализуется посредством:
- личностно - ориентированного образования, обеспечивающего творческое и духовно- нравственное самоопределение ребенка, а также воспитания творчески-мобильной личности, способной к успешной
социальной адаптации в условиях быстро меняющегося мира;
- вариативности образования, направленного на индивидуальную траекторию развития личности;
- обеспечения для детей свободного выбора общеразвивающей программы в области искусств;
Программа учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся и направлена на:
- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
- воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
- приобретение детьми опыта творческой деятельности;
- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
Программа разработана с учетом:
- сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Результат программы

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:
в области исполнительской подготовки:
знаний:
- знание профессиональной терминологии;
- представление о порядке разбора и разучивания музыкальных произведений;
умений:
- умение читать с листа несложные музыкальные произведения;
- управлять процессом исполнения музыкального произведения;
навыков:
- по воспитанию слухового контроля;
- по использованию музыкально-исполнительских средств выразительности;
- по владению различными видами техники исполнительства;
- исполнения музыкальных произведений.
в области историко - теоретической подготовки:
знаний:
- основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
-музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- лучшие образцов мировой музыкальной культуры;
- основных понятий теории музыки.
умений:
-анализировать услышанную музыку , выявлять её образное содержание, использованные композитором выразительные средства, применяя при этом полученные теоретические знания и музыкальные термины;
- воплощать свои впечатления об услышанной музыке в образный рассказ;
- определять на слух фрагменты того или иного изученного музыкального произведения;
- ориентироваться в нотном тексте хорового произведения;
- ориентироваться в регистрах голоса;
- транспонировать выученные мелодии;
- сольфеджировать свою партию;
- создать яркий сценический образ и воплотить его в действии;
- читать с листа мелодии в пройденных тональностях;
навыков:
- уверенного интонирования вокальной партии;
- чистого выразительного пения;
- правильного звукообразования;
- ансамбля , строя ,метроритма;
- чёткой дикции и активной артикуляции;
- унисонного и двухголосного пения;
- пения с сопровождением и acapella;
- сценической культуры.

Особые условия проведения

Данная программа должна ориентироваться на доступность художественного образования, развитие творческих способностей подрастающего поколения и формирование интереса к творческой деятельности, рассчитана на детей поступающих в возрасте 10-12 лет. Преимущественно зачисляются дети освоившие программу "Основы музыкального искусства (гитара)". Материально-техническое обеспечение школы не соответствует для занятий с детьми с ОВЗ.

Материально-техническая база

Дополнительная общеразвивающая программа обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем учебным предметам.
Внеаудиторная (домашняя) работа учащихся сопровождается методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация дополнительной общеразвивающей программы в области музыкального искусства обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана. Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.
Библиотечный фонд укомплектовывается печатными изданиями, основной и дополнительной учебной и учебно- методической литературой по всем учебным предметам.
Материально-технические условия образовательного учреждения должны обеспечивать возможность достижения обучающимися результатов, предусмотренных данной дополнительной общеразвивающей программой в области музыкального искусства.
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Должны соблюдаться своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений. 

Для реализации дополнительной общеразвивающей программы в
области музыкального искусства минимально необходимый перечень учебных аудиторий,  специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
-концертный зал;
-учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным оборудованием (музыкальными инструментами, звуковой аппаратурой, столами, стульями, шкафами и др.);
-учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Вокальный ансамбль» со специализированным оборудованием .
Учебные аудитории  оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий  имеют площадь не менее 6 кв. м. В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и
учебного оборудования.