Программа «ПРЕДШКОЛА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ» МБОУ «Лицей № 12»

  • (1)

Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма.

В этот период задача всех окружающих ребенка взрослых (родителей, воспитателей, учителей)

- обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе.

 

Для формирования «внутренней позиции школьника» надо создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл настоящим учеником: посидел за партой, пообщался с учителем, привык к нему и его требования. Актуальной становится предшкольная подготовка старших дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения требуемого уровня готовности к школе и успешной адаптации первоклассников

Одной из важнейших целей дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.

Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделено 5 разделов, отражающие основные линии развития ребенка дошкольника в результате его обучения.

 

Знакомство детей с новым материалом осуществляется на основе деятельностного подхода. На занятиях активно используются игровые формы деятельности. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, творческих способностей детей. Они не просто исследуют различные математические объекты, а придумывают образы чисел, цифр, геометрических фигур. Дети постоянно встречаются с заданиями, допускающими различные варианты решения.

 

Педагоги

Чебакова Надежда Павловна, учитель начальных классов

образование: высшее;

квалификационная категория: первая;

стаж: 7 лет;

Статьи в профессиональных изданиях: всероссийский образовательный портал " Просвещение" "Влияние различных типов семьи на формирование личности ребенка«https://prosveshhenie.ru/publikacii/material?n=75891; Всероссийское издание «Педразвитие» «Устные упражнения как средство активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся на уроках математики» http://pedrazvitie.ru/servisy/zhurnal/index.

Карпова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов

образование: высшее.

стаж: 30 лет.

Награды: I место в XI Областном конкурсе учителей начальных классов общеобразовательных организаций «Мой лучший урок −2020» в номинации "Русский язык".

Пичугина Ольга Борисовна, учитель начальных классов

образование: высшее;

квалификационная категория: высшая;

стаж: 33 года.

Пичугина О. Б. обобщает и распространяет собственный педагогический опыт, который тиражирует в периодических изданиях города и страны, а также на страницах персонального сайта (https://nsportal.ru/pichugina-olga-borisovna) и сайтов творческих учителей. В 2019 г. в рамках работы XXIVВсероссийской научно-практической конференции «Интеграция ресурсов в современном образовании» Пичугина О. Б. выступала с докладом «Привлечение обучающихся начальной школы к интеллектуальной деятельности посредством участия в исследовательском и олимпиадном движении». Принимала участие во Всероссийском фестивале педагогического творчества номинации «Проектная и творческая деятельность учащихся» и "Педагогические идеи и технологии: среднее образование".

Награды Благодарственное письмо отдела образования администрации Центрального округа, 2015 г., Благодарственное письмо администрации Центрального округа города Новосибирска, 2016 г., Благодарственное письмо мэрии города Новосибирска, 2019 г.,

 

Содержание программы

В основе программы предшкольной подготовки лежит программа «Начальная школа XXI века. «Предшкольная пора». Программа определяет те знания и умения, которыми должен овладеть каждый ребенок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. В ней выделено 5 разделов, отражающие основные линии развития ребенка дошкольника в результате его обучения:


Учебные предметы:
"Знакомимся с математикой" кол-во занятий в неделю – 2; кол-во учебных недель – 32; кол-во занятий в год – 64;
"Готовимся к чтению" кол-во занятий в неделю – 2; кол-во учебных недель – 32; кол-во занятий в год – 64;
"Развиваем связную речь" кол-во занятий в неделю – 1; кол-во учебных недель – 32; кол-во занятий в год – 32;
" Готовимся к письму" кол-во занятий в неделю – 1; кол-во учебных недель – 32; кол-во занятий в год – 32;
" Окружающий мир" кол-во занятий в неделю – 1; кол-во учебных недель – 32; кол-во занятий в год – 32;
" Конструирование" кол-во занятий в неделю – 1; кол-во учебных недель – 32; кол-во занятий в год – 32;
Итого: 256 часов

 

 

Цели программы

Обеспечение возможности «единого старта» детей, начинающих учиться в Лицее;

подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли обучающегося;

создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы старшего дошкольника.

Задачи Программы:

Задачи:

 

Личностные:

формирование мотивации, положительного отношения к обучению в школе;
охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
формирование личности ребенка-дошкольника: изучение потребностей и индивидуальных особенностей, поведения ребенка, межличностные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

 

Развивающие:

развитие личностной сферы ребёнка (снятие тревожности, развитие чувства уверенности в своих силах);
развитие у дошкольников навыков самостоятельной и коллективной работы;
развитие интереса к познавательной деятельности;
развитие речи дошкольников;
развитие общей познавательной способности детей;
развитие творческих способностей дошкольников.


Воспитательные:

воспитание доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым;
воспитание аккуратности, усидчивости, работоспособности.

Результат программы

К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий уровень развития интегрированных качеств ребёнка:

· овладевает первичными сведениями о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

· учится активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

· использует вербальные и невербальные средства общения, овладевает диалогической речью, осознанно и произвольно строит высказывание в устной форме;

· учится сочувствовать и откликаться на эмоции близких людей и друзей, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов, эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, художественные произведения, мир природы;

· любознательный, активный, учится задавать вопросы взрослым и сверстникам;

· овладевает универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

· учится решать интеллектуальные и личностные задачи (адекватные возрасту).

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

усидчивость;
умение доводить начатое дело до конца;
организованность;
активность;
инициативность.

Личностными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений:

определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех правила поведения (этические нормы);
в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как поступить (при поддержке учителя);
при поддержке учителя и окружающих давать оценку своим поступкам и поступкам других людей;
понимать, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его собственным отношением к самому себе (Я «хороший»), но прежде всего тем, как его поступки выглядят в глазах окружающих людей;
выражать свои эмоции, соблюдая этические нормы;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать свое отношение к героям литературных произведений, их поступкам;
объяснять, хочет идти в школу или нет, и почему.

Метапредметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Регулятивные универсальные учебные действия:

учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
учиться работать по предложенному учителем плану;
учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
учиться оценивать результаты своей работы.

Познавательные универсальные учебные действия:

учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).

Коммуникативные универсальные учебные действия:

называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
слушать и понимать речь других;
учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
учиться оформлять свои мысли в устной форме;
строить понятные для партнера высказывания;
уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
рассказывать наизусть небольшое стихотворение, скороговорки, чистоговорки;
конструировать словосочетания и предложения;
определять количество слов в предложении;
составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
различать звуки и буквы;
узнавать и различать буквы русского алфавита;
правильно держать ручку и карандаш;
аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

Особые условия проведения

Программа обеспечивает развитие личности детей 5 – 7 лет в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей по социально-коммуникативному развитию.

Программа направлена:

на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Финансирование Программы осуществляется за счет средств родителей. Стоимость программы «ПРЕДШКОЛА НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ» МБОУ «Лицей № 12» регламентируется:

- Положением о порядке оказания платных образовательных услуг муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска "Лицей № 12";

- Постановлением мэрии города Новосибирска № 289 от 03.02.2020 г. "Об установлении тарифа на платную образовательную услугу, оказываемую муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением города Новосибирска "Лицей № 12.

С подробной информацией можно ознакомиться на сайте МБОУ "Лицей № 12".

Материально-техническая база

Персональные компьютеры, проекторы, интерактивные доски «Smart», документ – камеры, ученические столы и стулья, доступ к ресурсам Интернета. Занятия проводятся в кабинетах начальной школы.