Программа «Хоровая студия „Песенная радуга“»

Программа направлена на выявление одаренных детей в области музыкального искусства в раннем детском возрасте. Способствует приобретению детьми определенного комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих исполнять вокально-хоровые произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями. Вырабатывает у детей опыт творческой деятельности. Воспитывает учащихся культурным ценностям народов мира и Российской Федерации.

 

Восприятие искусства через пение – важный элемент эстетического развития ребёнка. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства. Таким образом, пение способствует формированию общей культуры личности: развивает наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления, фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой певческой деятельности; учит анализировать музыкальные произведения; воспитывает чувство патриотизма, сочувствия, отзывчивости, доброты.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

Обоснование актуальности программы:

 

Во внеклассной и внешкольной работе хоровое пение занима­ет важное место и принадлежит к основным видам музыкального исполнительства. Музыка имеет магическую, ни с чем несравнимую силу воздействия на духовный мир человека, составляет основу нравственного развития личности, поэтому она играет важную роль в жизни людей, а для детей становится первым кумиром и возможностью выразить себя. Занятия хоровым пением создают возможность влиять на чувственную сферу ребенка, на его суждения, взгляды, развитие вкуса, вызывают большой интерес у детей и к исполняемой музыке, и к самому процессу пения, то есть рождается устойчивое положительно-эмоциональное отношение к учебе.

 

Хоровое пение имеет ряд особенностей, благо­приятствующих массовому охвату школьников. Во-первых – это действенное средство разностороннего музыкального воспитания учащихся, развития у них музыкально-творческих способностей. Во-вторых хоровое пение – коллективный вид исполнительства; занятия в хоре воспитывают в детях дисциплинированность, чувство долга и ответственности за общий труд, стремление поделиться приобретенными знаниями, умениями в условиях коллективной деятельности со слушателями. В третьих важным моментом является тот факт, что пра­вильное обучение пению с детства есть наиболее массовая форма охраны голоса, тренировки голосового аппарата.

 

Управление процессом развития детского голоса, максимально учитывая его естественную природу, а также использование принципа звукоподражания, открывает у каждого ребенка способность к чистому интонированию.

Отличительные особенности программы:

 

Новизна программы состоит в том, что в программе «Хоровое пение» делается акцент на развитие показателей певческого голосообразования, используется фонографический метод развития голоса по В.В.Емельяному (1-й цикл – артикуляционная гимнастика, 2-й цикл – интонационно-фонетические упражнения) и элементы дыхательной гимнастики по А.Стрельниковой, увеличено количество часов на вокальную работу, составлен собственный репертуар. Отличительной особенностью данной Программы является и то, что она ориентирована на воспитание у учащихся способности демонстрировать свое вокальное искусство в музыкальных постановках (мюзикл, детская опера, музыкальный спектакль), а так же предполагает совместные выступления со школьным хором преподавателей.

 

Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает немаловажную задачу – оздоровительную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать ребенка к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из фактора улучшения речи. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

 

Реализация программы хорового кружка осуществляется на основании нормативно-правовых документов:

1.Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образования в Российской Федерации», принято в соответствии с ч.3 ст.30 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2.СанПиН 2.4.2. 2821 – 10, утвержденные постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993.

3.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373".

4.Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Педагоги

Руководитель хора – Серебренникова Эльмира Сайфулловна, учитель музыки высшей категории.

Заслуги:

- Благодарственное письмо за большой вклад в дело становления и развития творческих способностей одаренных детей. ДЮЦ "Старая мельница"

- Благодарственное письмо за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм и большой личный вклад в дело обучения и воспитания подрастающего поколения от Законодательного собрания Новосибирской области.

Пройдены курсы по повышению квалификации "Моделирование и проектирование учебного занятия«. 

Стали победителями  в  районном смотре-конкурсе «Патриотическая песня» , районном   смотр-конкурсе  «Праздник народных талантов».

 

Расписание

Занятия проводятся два раза в неделю по 1, 5 часа. 

Среда 14.30 до 16.00.

Суббота 14.30 до 16.00.

Содержание программы

Программа направлена на реализацию духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.

Срок реализации адаптированной программы – 3 года. Возраст детей, на которых рассчитана программа – 11-17 лет. Учебный план предусматривает занятия с учениками с 5 по 10 класс по 3 часа в неделю, что составляет 102 часа в год.

Основные разделы программы по курсу:

• пение учебно-тренировочного материала, основанного на принципах здоровьесберегающей технологии В.В. Емельянова "Фонопедический метод развития голоса";

• разучивание и исполнение хорового репертуара.

Хоровой класс способствует воспитанию вокальных и исполнительских навыков, развитию слуха, чувства метроритма, даёт знания в области музыкальной грамоты В занятиях хора присутствуют разделы распевания и непосредственно работы над произведениями.

 

Основные разделы программы 1 года обучения:

Певческое дыхание.
Естественный свободный звук. Мягкая атака звука.
Работа над дикцией и артикуляцией.
Формирование чувства ансамбля.
Выработка активного унисона.
Чистое и выразительное интонирование.
Формирование сценической культуры.
Пение нон легато и легато.
Простые длительности.
Мажор. Минор.Пунктирный ритм
Навыки пения двухголосия.
Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

Основные направления 2 года обучения:

Дыхание.
Размер. 
Пауза.
Звукообразование. Мягкая атака звука. Твёрдая атака.
Использование цепного дыхания.
Артикуляция.
Ансамбль.
Динамические оттенки в пении.
Интервалы.
Аккорд.
Тоническое трезвучие
Гаммы.Мажорная гамма. Минорная гамма

Основные направления 3 года обучения:


Певческая установка.  Психологическая готовность к выступлению.
Звукообразование. Музыкальные штрихи.
Дыхание. Типы певческого дыхания.
Дикция и артикуляция. Развитие звуковысотного и динамического диапазона.
Ансамбль. Элементы двухголосия. Дикция. 
Ритм.
Сценодвижение. Использование элементов ритмики, сценической культуры.
Работа над сценическим образом.
Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.
Фраза.Такт.
Кульминация.Музыкальная форма.Развитие диапазона.
Алгоритм постановки голоса.
Выработка верного певческого тона.


Хоровой класс способствует воспитанию вокальных и исполнительских навыков, развитию слуха, чувства метроритма, даёт знания в области музыкальной грамоты В занятиях хора присутствуют разделы распевания и непосредственно работы над произведениями. Распевание является необходимой частью занятия и преследует различные цели:

– приведение голосового аппарата в рабочее состояние, т.к. певческий режим существенно отличается от речевого;

– с помощью упражнений при распевании нарабатывать вокальные навыки;

По строению вокальные упражнения представляют попевки на выдержанном тоне, по трезвучию в восходящем и нисходящем движениях, по гамме, арпеджио, включающие скачки, скороговорки и др. Также это могут быть отрывки известных песен. Распевание необходимо для отработки всех элементов вокальной техники: дыхания, атаки звука, артикуляции, для развития голоса, диапазона и т.д.

Большую роль в становлении певцов – артистов играет организация концертных выступлений. Так, в случае с хоровым коллективом общеобразовательной школы, это может быть участие:

– в различных праздниках внутри школы;

– в концертах для родителей;

– в общешкольных мероприятиях;

– в отчётных концертах

- в районных и городских конкурсах.

Концертный репертуар составляется только из произведений, разученных на занятиях. Занятия предполагают работу с детьми над простейшими хореографическими движениями, над пластичным и эмоциональным самовыражением.

Цели программы

Цель программы – содействовать развитию художественного вкуса, творческих способностей, познавательного интереса учащихся к музыке, расширению музыкального кругозора через хоровое пение.

Основу учебного репертуара составляют высокохудожественные произведения композиторов-классиков и современных композиторов, соответствующие возрастным особенностям детей, которые позволяют решать следующие ключевые учебные задачи:

Обучающие:

· формирование певческих умений и навыков;

· овладение навыками бережного отношения к своему голосовому аппарату.

Развивающие:

· становление базовых музыкальных способностей: музыкального слуха, голоса, чувства метроритма;

· развитие памяти, внимания, мышления;

· формирование положительной эмоциональной реакции ребенка на музыку.

Воспитательные:

· воспитание культуры поведения в детском хоровом коллективе;

· формирование отношений между ребятами на основе дружбы, товарищества;

· воспитание эмоционально положительного отношения к хоровому пению как одному из видов музыкального искусства.

Предметными результатами занятий по программе  являются:

- овладение практическими умениями и навыками вокального творчества;

- овладение основами музыкальной культуры на материале репертуара российских композиторов.

Метапредметными результатами являются:

- овладение способами решения поискового и творческого характера;

- культурно – познавательная, коммуникативная и социально – эстетическая компетентности;

- приобретение опыта в вокально – творческой деятельности.

Личностными результатами занятий являются:

- формирование эстетических потребностей, ценностей;

- развитие эстетических чувств и художественного вкуса;

- развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде искусства;

- бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности.

 

 

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

- основы вокально – хоровых навыков;

- правила пения;

- виды дыхания;

- основы музыкальной грамоты;

- музыкальные термины.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

- петь в ансамбле в унисон и с элементами двухголосия;

- владеть певческой позицией;

- уметь выразить отношение к музыке через внутреннее сопереживание;

- владение основами вокальных навыков (дыхание, звукообразование, дикция);

- уметь чисто интонировать;

- уметь воспроизвести несложный ритмический рисунок;

- уметь пользоваться исполнительскими навыками на сцене.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

•  способность к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;

• формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

• формирование эмоционального отношения к искусству;

• формирование духовно-нравственных оснований;

• реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

Особые условия проведения

Ребенок должен иметь музыкальный слух, пройти прослушивание у педагога.

Материально-техническая база

Описание материально-технического обеспечения:

1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).

2. Наличие репетиционного зала (сцена).

3. Фортепиано, синтезатор.

4. Музыкальный центр, компьютер.

5. Записи фонограмм в режиме «+» и «-„.

6. Треугольники

7. Металлофоны и ксилофоны.

8. Микшерный пульт, микрофоны.

 

Информационное обеспечение:

Список литературы:

Ю.Б. Алиев“ Настольная книга школьного учителя-музыканта» М.2002.

"Вопросы вокальной подготовки" Вып. 1-6 М., 1962-1982

М.С. Осеннева, Л,А. Безбородова " Методика музыкального воспитания младших школьников«М.2001.

Л.В.Школяр,М.С. Красильникова, Е.Д.Критская, В.О.Усачева,В.В. Медушевский, В.А.Школяр. «Теория и методика музыкального образования детей» М., 1998

Д.Б.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.,1984

Д.Б.Кабалевский «Как рассказывать детям о музыке?» М.,1977

В. В. Емельянов. Развитие голоса. Координация и тренаж. 1996.

Менабени А.Г. Вокальные упражнения в работе с детьми. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1978. С. 28-37.

 Морозов В.П. Развитие физических свойств детского голоса.// От простого к сложному. Л., 1964. С. 97=106..

Овчинникова Т. Н. К вопросу о воспитании детского певческого голоса в процессе работы с хором.// Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М.: Музыка, 1975. С. 17-23.

Овчинникова Т.Н. Программа для общеобразовательных школ «Хор», М. Просвещение 1985 г.

Огороднов Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе. Л.: Музыка, 1972. 152 с.

Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М.: МПГУ им. Ленина, 1992. 270 с.

 Г. А. Струве. Хоровое сольфеджио. М., 1988.

Г. А. Струве. Учебно-воспитательная работа в детских и юношеских хоровых коллективах. М., 1985.

 Г. А. Струве. Школьный хор. М., 1981.

Тевлина В. К. Вокально-хоровая работа. // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13. М.: Музыка, 1982. С. 43-77.

Стоимость

Занятия проводятся бесплатно.