Программа «Мелодия мотора»

Детско-юношеский мотоспорт в системе дополнительного образования детей позволяет решать задачи по практическому обучению подростков основами управления мотоциклами доступными и соответствующими их запросам и интересам средствами.

 

Именно в возрасте 10-18 лет у ребят проявляется осознанный интерес к технике, к выбору будущей профессии, легче прививаются основы безопасного поведения на дороге.

 

Особый интерес к мототехнике проявляют ребята, живущие в сельской местности. С детства, приученные к выполнению посильных технических работ, сельские мальчишки рано садятся за руль. И задача общества – обеспечить их безопасность, а значит – обучить навыкам безопасного управления транспортным средством.

 

В р.п. Ордынское мотоспорт имеет давние традиции. Во времена «золотого века» ДОСААФ ордынские картингисты имели значительный вес в спортивном сообществе Сибири. Сегодня на ордынской земле вновь возрождается мотоциклетный спорт, примером чему служит предлагаемая комплексная образовательная программа «Мелодия моторов».

Педагоги

Можаев Сергей Виллерович, педагог дополнительного образования высшей к\к.

Содержание программы

  1. История развития мотоспорта.
  2. Основы безопасности. Техника безопасности на занятиях, тренировках и соревнованиях.
  3. Основы технических знаний. Общее устройство мотоцикла.
  4. Общее устройство двигателя.
  5. Техническая обслуживание, регулировка и ремонт мотоцикла.
  6. Учебно-тренировочное вождение. Подготовка гоночной техники и трассы к тренировкам и соревнованиям.
  7. Правила дорожного движения. Основы медицинских знаний. Оказание первой доврачебной помощи.
  8. Общая и специальная физическая подготовка.

Цели программы

Цель дополнительной образовательной программы «Мелодия моторов» – оптимизация процесса социализации детей средствами мотоциклетного многоборья.

 

Для достижения цели программы решаются следующие задачи:

 

1. Формирование компетенций в сфере личностной культуры.

К указанным компетенциям относятся:

  • соблюдение дисциплины;
  • знание прав и обязанностей участника дорожного движения.
  • ориентация в специфике таких профессий как: рабочие, инженеры, механики и т.д.
  • соблюдение правил дорожного движения.

 

2. Формирование компетенций в сфере технической культуры.

К указанным компетенциям относятся:

  • умение выполнять разнообразные виды технической деятельности;
  • умение конструировать, рационализировать, изобретать;
  • умение моделировать, собирать схемы.

 

3. Формирование компетенций в сфере технологической культуры.

К указанным компетенциям относятся:

  • умение ремонтировать технические средства (мотоциклы);
  • умение работать с инструментом и на станочном оборудовании.

 

4. Формирование компетенций в сфере спортивной культуры.

К указанным компетенциям относятся:

  • умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
  • умение следовать правилам соревновательной деятельности;
  • умение самостоятельно приобретать новые знания и умения и делиться ими с другими;
  • умение адекватно реагировать на мнения, позиции, отношения других членов команды;
  • умение понимать других членов команды как носителей интересов и ценностей коллектива;
  • умение пользоваться невербальными, специфическими символами и знаками;
  • умение использовать своеобразность функций, закрепленных за членом команды.

Результат программы

Результаты обучения обучающихся представлены на предметном, метапредметном и личностном уровнях.

 

Предметные результаты освоения программы:

  • знать правила дорожного движения и неукоснительно соблюдать их;
  • знать устройство большей части транспортных средств;
  • знать основы доврачебной и медицинской помощи, технику безопасности, основы физиологии, гигиены, режима труда и отдыха;
  • знать историю отечественной мототехники.

 

Метапредметные результаты освоения программы:

1. Формирование компетенций технической культуры.

К указанным компетенциям относятся:

  • умение выполнять разнообразные виды технической деятельности: ремонт и обслуживание технического средства;
  • безопасное вождение технического средства;
  • вождение технического средства в условиях соревновательной деятельности;
  • умение модернизировать основные части мотоцикла;
  • рационализировать способы ремонта и обслуживания ТС;
  • умение моделировать дорожно-транспортные ситуации;
  • умение моделировать последовательность технологических действий по ремонту ТС.

2. Формирование компетенций технологической культуры.

К указанным компетенциям относятся:

  • умение планировать этапы подготовки мотоцикла к соревновательной деятельности;
  • умение строить последовательно систему применения инструмента и станочного оборудования в целях оптимизации процесса подготовки технического средства.

3. Формирование компетенций спортивной культуры.

К указанным компетенциям относятся:

  • умение строить конструктивные отношения со взрослыми и сверстниками как в учебном процессе, так и в соревновательной деятельности;
  • умение на практике реализовывать модель поведения в соответствии с правилами соревновательной деятельности;
  • умение адекватно реагировать на оценку результатов деятельности со стороны членов команды;
  • умение принимать и реализовывать принципы и ценности спортивного коллектива;
  • умение добросовестно выполнять функции, закрепленные за обучающимися, как членами команды.

 

Личностные результаты освоения программы

  • демонстрировать на практике такие личностные качества и характеристики: настойчивость, упорство в достижении поставленных целей, бережное отношение к продукту чужого труда, уметь самостоятельно и последовательно («технологично») решать возникающие проблемы.

Материально-техническая база

Плоскостные сооружения.

Площадка для мотомногоборья. Используется стационарный мотодром Ордынской автомобильной школы ДОСААФ России по адресу: ул. Октябрьская, 2. Мотодром лицензированный.

На мотодроме наносится разметка и устанавливается оборудование для выполнения упражнений: «Медленная езда», «Мальтийский крест», «Линейный слалом», «Спринт Ле-Ман», «Качели».

Трасса для «скийоринга». В зимнее время используется акватория естественного водоёма р. Орда.

Трасса для занятий картингом. В проекте использование трассы реконструированного стадиона.

 

Мототехника.

Мотоциклы:

ЗИД – 3 шт.

«Триал» (пр.КНР) – 1 шт.

«Восход» – 3 шт.

«Минск» – 2 шт.

«Иж-Планета» – 2 шт.

 

Инструменты, материалы и оборудование:

Станки: токарный, сверлильный, заточный. Электросварка, тиски большие и малые, компрессор нестационарный, насос.

Измерительные приборы: линейка, рулетка, штангенциркуль, микрометр от 0 до 50мм, индикатор установки зажигания, манометр.

Паяльная лампа, войлочный круг.

Лакокрасочные материалы, автогерметик, припой. Бензин, масло, литол, паста гоя, наждачная бумага.

Молоток: 20 г., 75 г., 150 г., 2 кг., резиновый. Зубило: маленькое и большое; отвертка: маленькая, большая, средняя; плоскогубцы, кусачки; напильники: плоские, круглые, квадратные и трехгранные; ножницы, ножницы по металлу; дрель ручная; паяльник.

Болт, шайба, пружинная шайба, гайка.

Ключи рожковые, накидные, головки: набор № 20; свечной ключ.

 

Информационное обеспечение образовательной деятельности реализуется с использованием специальной литературы, интернет источников, видео- и фото-материалов по темам программы. Во время работы учащиеся получают первоначальные навыки самостоятельного поиска и анализа информации из различных видов источников, учатся использовать эти знания и умения при поиске и обработке информации в рамках основной школьной программы.

Стоимость

Обучение бесплатное.