Программа «Школа кулинарного искусства»

Программа "Школа кулинарного искусства«

Программа ориентирована на воспитанников 10 – 14 лет. Формы и методы работы ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности. В основе программы лежит идея сочетания теории и практики.

 

Новизна программы «Школа кулинарного искусства» заключается в том, что она обращает участников образовательного процесса к постижению традиций и культуры кулинарного ремесла народов Сибири, России, знакомит с кухнями других народов. Использование элементов проектной технологии. Выполняя проекты, воспитанники находят и анализируют информацию, которую применяют на практических занятиях.

 

Актуальность данной программы обусловлена тем, что обучение направлено на самоопределение и профессиональную ориентацию, являющейся важным этапами на пути социализации личности. В процессе обучения ребята познают, сохраняют и развивают свои национальные традиции.


Вопросы правильного питания и здорового образа жизни становятся все более актуальными в жизни современного человека. Изучение основ здорового образа жизни и рационального питания будет способствовать воспитанию физически нравственно здорового поколения, развитию чувства гармонии и красоты, способности воспринимать мир как единое целое.

 

Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровьесберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.

 

В основе данной модифицированной программы лежат программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: «Культура быта», «Эстетика быта». Учебники профессионального обучения: «Технология приготовления мучных кондитерских изделий», «Кулинария», «Оборудование», «Рисование и лепка», «Организация производства», «Физиология питания», «Товароведение». Эти знания дают комплексное изучение и погружение в профессию.

 

Отличительной особенностью программы «Школа кулинарного искусства» от уже существующих в этой области заключаются в том, что она призвана напомнить о почитаемых, берущих начало из глубокой древности, традициях, народных обычаях, старинных обрядовых блюдах. А затем познакомить с современной кухней, оборудованием современных предприятий общественного питания, основными профессиями пищевой промышленности.

 

Процесс обучения целесообразно строить, опираясь на современные научные знания и понятия о рациональном питании и здоровом образе жизни. На каждом занятии педагог предлагает задуматься о составе и качестве употребляемой пищи и так или иначе приводит к мысли о необходимости здорового питания.


Методика обучения предполагает увлекательность подачи и доступность восприятия детьми теоретического материала, находящегося в непосредственной связи с выполнением практического задания, что способствует наиболее эффективному усвоению программы. При этом в конце каждого занятия виден результат как общей, так и индивидуальной работы, чему способствует проведение дегустаций с подробным обсуждением итогов.

Программа предусматривает различные траектории развития личности обучающегося.Формы занятий определяются тем, что программа имеет социально-педагогическую направленность и включает образовательные составляющие по овладению азами кулинарного искусства, исследовательской и проектной деятельности, основам здорового образа жизни.


В процессе обучения ребёнок, исходя из понятия здорового образа жизни, идёт от восприятия и усвоения готовой информации через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности (практическая часть занятий), через знакомство с примерами научного подхода к проблеме питания, поиска и приготовления новых или утерянных блюд к формированию аналитического мышления и критического подхода к продуктам питания и приготовлению блюд. Поэтому большая часть занятий проходит в комбинированных формах, с перемежением теоретических и практических частей. Ряд занятий организуется в форме экскурсий, конкурсов, праздничных застолий, защитой творческих проектов.


В рамках реализации программы с учащимися ведется работа по проектно-исследовательской деятельности, которая направлена на изучение, осмысление и применение в дополнительном образовании наследия кулинарного творчества разных регионов нашей страны и мира.

Педагоги

Хавруцкая Ирина Александровна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 13 лет.

Уровень образования: высшее, Новосибирский государственный педагогический университет.

Содержание программы

Образовательная программа «Школа кулинарного искусства» рассчитана на 3 года обучения.
Структура программы представлена тремя этапами.


Первый этап «Поваренок» рассчитан на 1 год обучения (144 ч.)


На этом этапе формируется представление о труде и его необходимости, воспитывается культура труда. Дети знакомятся с историей развития кулинарного искусства, с народными традициями в данной области, осваивая элементарные технические приемы, формируют умения читать и выполнять пошаговые инструкции, получают знания основ здорового питания, определенного набора специальных терминов, учатся соблюдать технику безопасного труда, организации рабочего места, санитарно-гигиенические требования и разумного использования продуктов.

 


Развивается культура взаимоотношений – дети учатся общаться и помогать друг другу. Познакомив детей с историей кулинарии, народными традициями приготовления пищи, дав начальные знания и умения, прививается интерес к кулинарии, побуждается желание далее совершенствоваться в этом направлении деятельности.
Неотъемлемой частью программы обучения является практическая направленность. С первого дня занятий дети приступают к выполнению практических работ, которые предполагают повышение квалификации и заинтересованность членов объединения в
занятиях.

 

Второй этап «Повар» рассчитан на второй года обучения (216 ч.)
Педагог знакомит ребят с методом проектного обучения. Ребята узнают о правилах разработки проекта, определяются основные проблемы и пути их решения, в самостоятельной деятельности обучающихся, разрабатывается примерная тематика для исследования. Совершенствование функциональной грамотности.

 


Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать рецепты на основе полученных ранее знаний. Изучая старинные традиционные рецепты народной кулинарии, дети сами учатся создавать подобное. Учащиеся закрепляют уже полученные знания и умения; продолжают овладевать более сложными приемами приготовления блюд. Большое значение имеет обсуждение результатов и действий.

 

Третий этап «Шеф- повар» рассчитан на третий год обучения (216 ч.)
Дети знакомятся: с новыми технологиями обработки пищевых продуктов, знакомятся с самыми здоровыми кухнями планеты. Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением творческих заданий, которые выполняются методом проектов. Результаты обучения – выполненные самостоятельно творческих проектов. В этой деятельности проявляется мастерство, самобытность ребенка, его самоутверждение.

 

Перед воспитанниками ставится цель аккуратно правильно выполнять задания, соблюдая последовательность всех операций. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей. При разработке творческих проектов, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.

Учебно-тематический план

Цели программы

Цель: способствовать приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для формирования компетенций в области кулинарии; создание условий для социальной адаптации учащихся в разновозрастном коллективе и интеграция их в обществе.

 

Задачи: 

Обучающие:
- приобретение знания, умения и навыки по технологии приготовления национальных блюд, их подаче и сервировке стола;
- развитие познавательного интереса к профессии повар-кондитер;
- обучение безопасному обращению с инвентарем и оборудованием.

 

Развивающие:
- развитие эстетического вкуса учащихся;
- развитие самостоятельности, ответственности, активности;
- развитие памяти, внимания.

 

Воспитательные:
- формирование у воспитанников социальной активности, национального достоинства и уважения к русской кухни и русским традициям, навыков здорового образа жизни.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

- основной ассортимент выпускаемой продукции по профессии повар-кондитер;
- свободно разбираться в рецептурах;
- сроки хранения сырья и готовой продукции;
- санитарные требования и технику безопасности;
- национальную кухню и ее истории;
- организацию производства.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

- построить технологический процесс для практической работы;
- работать в коллективе, где каждая группа выполняет поэтапную работу на единый результат;
- применять теоретические знания на практике;
- самостоятельно приготовить не сложные блюда;
- организовать рабочее место;
- свободно разбираться в рецептурах.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • целеустремленность;
  • коммуникабельность;
  • аккуратность;
  • внимательность;
  • дисциплинированность;
  • самостоятельность;
  • организованность.

Особые условия проведения

В объединение учащиеся принимаются по желанию без каких-либо ограничений.

Материально-техническая база

Комплект кухонного оборудования:

· рабочий стол;

· шкаф;

· мойка;

· электроплита;

· сушилка для посуды;

· холодильник;

· печь СВЧ.

 

Комплект кухонной посуды:

· эмалированные миски;

· эмалированные кастрюли;

· столовая посуда;

· комплект столовых приборов;

· столовый сервиз;

· чайный сервиз.

 

Приспособления для разделки:

· теста;

· мяса;

· рыбы;

· овощей.

Предметы для сервировки стола

Стоимость

Согласно Уставу МКУДО «ЦДОД» утвержденного Постановлением главы Искитимского района от 12.05.2015 № 1000 п. 2.1. "Предметом деятельности Учреждения является реализация общедоступного и бесплатного дополнительного образования детей...".

Видео