Программа «Школа кулинарного искусства»

Новизна программы «Школа кулинарного искусства» заключается в том, что она обращает участников образовательного процесса к постижению традиций и культуры кулинарного ремесла народов Сибири, России, знакомит с кухнями других народов. Использование элементов проектной технологии. Выполняя проекты, воспитанники находят и анализируют информацию, которую применяют на практических занятиях.

 

Актуальность программы обусловлена тем, что обучение направлено на самоопределение и профессиональную ориентацию, являющейся важным этапами на пути социализации личности. В процессе обучения ребята познают, сохраняют и развивают национальные традиции своего края.

Изучение основ здорового образа жизни и рационального питания способствует воспитанию физически нравственно здорового поколения, развитию чувства гармонии и красоты, способности воспринимать мир как единое целое.

 

Педагогическая целесообразность данной программы объясняется тем, что на современном этапе развития общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания, умения и навыки оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное и здоровье сберегающее воздействие, способствует формированию эстетических и нравственных качеств личности, приобщает детей к творчеству.

 

Отличительной особенностью программы «Школа кулинарного искусства», заключаются в том, что она призвана напомнить о почитаемых, традициях и народных обычаях. Знакомит с современной кухней и оборудованием современных предприятий общественного питания. Дает информацию о профессии. Больше времени отведено на практическое использование полученных теоретических знаний.

 

 

Педагоги

Хавруцкая Ирина Александровна – педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 20 лет.

Уровень образования: высшее, Новосибирский государственный педагогический университет, 2000 г.

Содержание программы

Образовательная программа «Школа кулинарного искусства» рассчитана на 3 года обучения.
Структура программы представлена тремя этапами.


Первый этап «Поваренок» рассчитан на 1 год обучения (144 ч.) Возраст детей 9-12 лет.


На этом этапе формируется представление о труде и его необходимости, воспитывается культура труда. Дети знакомятся с историей развития кулинарного искусства, с народными традициями в данной области, осваивая элементарные технические приемы, формируют умения читать и выполнять пошаговые инструкции, получают знания основ здорового питания, определенного набора специальных терминов, учатся соблюдать технику безопасного труда, организации рабочего места, санитарно-гигиенические требования и разумного использования продуктов.


Развивается культура взаимоотношений – дети учатся общаться и помогать друг другу. Познакомив детей с историей кулинарии, народными традициями приготовления пищи, дав начальные знания и умения, прививается интерес к кулинарии, побуждается желание далее совершенствоваться в этом направлении деятельности.
Неотъемлемой частью программы обучения является практическая направленность. С первого дня занятий дети приступают к выполнению практических работ, которые предполагают повышение квалификации и заинтересованность членов объединения в
занятиях.

 

Второй этап «Повар» рассчитан на второй года обучения (216 ч.) Возраст детей 13-14 лет.
Педагог знакомит ребят с методом проектного обучения. Ребята узнают о правилах разработки проекта, определяются основные проблемы и пути их решения, в самостоятельной деятельности обучающихся, разрабатывается примерная тематика для исследования. Совершенствование функциональной грамотности.

 
Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать рецепты на основе полученных ранее знаний. Изучая старинные традиционные рецепты народной кулинарии, дети сами учатся создавать подобное. Учащиеся закрепляют уже полученные знания и умения; продолжают овладевать более сложными приемами приготовления блюд. Большое значение имеет обсуждение результатов и действий.

 

Третий этап «Шеф- повар» рассчитан на третий год обучения (216 ч.) Возраст детей 15-17 лет.
Дети знакомятся: с новыми технологиями обработки пищевых продуктов, знакомятся с самыми здоровыми кухнями планеты. Решение задач творческого развития личности учащихся обеспечивается включением творческих заданий, которые выполняются методом проектов. Результаты обучения – выполненные самостоятельно творческих проектов. В этой деятельности проявляется мастерство, самобытность ребенка, его самоутверждение.

 

Перед воспитанниками ставится цель аккуратно правильно выполнять задания, соблюдая последовательность всех операций. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей. При разработке творческих проектов, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.

Цели программы

Цель: способствовать приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для формирования компетенций в области кулинарии; создание условий для социальной адаптации учащихся в разновозрастном коллективе и интеграция их в обществе.

 

Задачи: 

Обучающие:
- приобретение знания, умения и навыки по технологии приготовления национальных блюд, их подаче и сервировке стола;
- развитие познавательного интереса к профессии повар-кондитер;
- обучение безопасному обращению с инвентарем и оборудованием.

 

Развивающие:
- развитие эстетического вкуса учащихся;
- развитие самостоятельности, ответственности, активности;
- развитие памяти, внимания.

 

Воспитательные:
- формирование у воспитанников социальной активности, национального достоинства и уважения к русской кухни и русским традициям, навыков здорового образа жизни.

Результат программы

По окончанию первого года обучения должны знать:

- правила безопасной работы с режущими инструментами, механическими и электробытовыми приборами;

- правила мытья посуды и уборки помещения;

- значение питания;

- правила личной гигиены при приготовлении пищи;

- правила сервировки стола;

- виды блюд, не требующих, тепловой обработки;

- способы выбора доброкачественных продуктов;

- способы хранения продуктов и готовой пищи;

- правила составления рецепта блюда;

- приемы тепловой кулинарной обработки;

- способы приготовления горячих напитков;

- способы приготовления варки яиц разного состояния;

- виды бутербродов;

- виды молочных продуктов;

- название и рецепты 1-2 национальных блюд;

- последовательность проектной деятельности.

должны уметь:

- строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;

- пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности;

- вымыть, вычистить посуду;

- соблюдать санитарно-гигиенические и экологические требования;

- составить рецепт блюда;

- сервировать стол;

- готовить горячие напитки;

- готовить блюда из яиц;

- правильно подбирать формы нарезки овощей при приготовлении блюда;

- выбрать молочный продукт, приготовить блюдо из молочных продуктов;

- приготовить дрожжевое тесто, песочное тесто и изделия из теста;

- украшать готовое блюдо;

- витаминизировать пищу;

- работать в команде над творческим проектом.

Также у воспитанников будут сформированы и закреплены личностные качества:

- усидчивость, терпение, аккуратность, настойчивость в достижении цели, желание добиваться хорошего результата;

- уметь работать в коллективе;

- взаимопомощь.

 

По окончанию второго года обучения ребята должны знать:

- правила безопасности при использовании механических и электробытовых приборов для приготовления пищи;

- правила составления меню;

- здоровые привычки питания;

- значение диетического питания;

- названия и рецепты 1-2 национальных блюд по каждой теме;

- значение продуктов из зерновых растений, овощей, фруктов;

- способы приготовления блюд из зерновых растений, овощей, фруктов;

- значение молочных блюд в рационе питания;

- способы приготовления молочных продуктов

- виды тепловой обработки рыбы;

- способы приготовления вторых блюд из рыбы ;

- особенности Сибирской кухни;

- основные традиции национальных кухонь Сибири;

- основы технологии приготовления сибирских блюд;

- основы национального этикета Сибири;

- последовательность проектных работ.

должны уметь:

- пользоваться механическими и электробытовыми приборами: мясорубкой, теркой, миксером, соковыжималкой и др.;

- составить меню завтрака, обеда, ужина;

- составить меню диетического питания на день;

- приготовить диетические блюда;

- приготовить каши, макаронные изделия;

- приготовить молочные продукты;

- приготовить блюда из молочных продуктов;

- основные традиции национальных кухонь Сибири;

- основы технологии приготовления сибирских блюд;

- основы национального этикета Сибири;

- работать в команде над творческим проектом.

Получат дальнейшее развитие личностных качеств:

- уважительное отношение к народным традициям;

- отзывчивость и взаимопомощь;

- умение адекватно реагировать на проявление зависимого поведения среди подростков;

- интерес к творческому познанию.

 

По окончанию курса обучения учащиеся должны знать:

- основной ассортимент выпускаемой продукции по профессии "повар-кондитер".

- свободно разбираться в рецептурах.

- сроки хранения сырья и готовой продукции

- санитарные требования и технику безопасности

- знать национальную кухню и ее истории

- знать организацию производства

Уметь:

- уметь построить технологический процесс для практической работы

- уметь работать в коллективе, где каждая группа выполняет поэтапную работу на единый результат

- уметь применять теоретические знания на практике

- самостоятельно приготовить не сложные блюда

- организовать рабочее место

- свободно разбираться в рецептурах.

 

 

Особые условия проведения

В объединение учащиеся принимаются по желанию без каких-либо ограничений.

Материально-техническая база

Комплект кухонного оборудования:

· рабочий стол;

· шкаф;

· мойка;

· электроплита;

· сушилка для посуды;

· холодильник;

· печь СВЧ.

 

Комплект кухонной посуды:

· эмалированные миски;

· эмалированные кастрюли;

· столовая посуда;

· комплект столовых приборов;

· столовый сервиз;

· чайный сервиз.

 

Приспособления для разделки:

· теста;

· мяса;

· рыбы;

· овощей.

Предметы для сервировки стола

Стоимость

Согласно Уставу МКУДО «ЦДОД» утвержденного Постановлением главы Искитимского района от 12.05.2015 № 1000 п. 2.1. "Предметом деятельности Учреждения является реализация общедоступного и бесплатного дополнительного образования детей...".

Видео