Программа «Юный исследователь»

  • (1)

Программа направлена: на формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание), формирование духовно – нравственных понятий: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

Также ориентиром курса является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

Педагоги

Семенюта Иван Григорьевич - учитель биологии

Содержание программы

Вводное занятие 

Теория: Знакомство с кружковцами. Ознакомление с планом работы кружка. Инструктаж по технике безопасности. Отчеты о летних наблюдениях за растениями и животными различных мест обитания.

Формы занятия: интеллектуальный марафон, обмен мнениями.

 Осень в природе 

Теория: Знакомство с осенними приметами, календарем примет, с видами сорняков.

 

Формы занятий: объяснение, описание, демонстрация,беседа, практическая работа

Методы и приёмы: словесный – беседа, рассказ, консультация; практический; наблюдения; наглядный – демонстрация презентаций; игровой – развивающие, познавательные игры.

 

 Проект: Экологические профессии 

Теория: Знакомство с экологическими профессиями, их значимости для окружающей природы.

Практическая работа:- изготовление альбома экологических профессий.

Формы занятия: устные журналы, кинолекторий, практическая работа.

 Проект: Сохраним природные богатства. 

Теория: Ознакомление с природными богатствами, с их использованием человеком, охраной природных богатств.

 

Формы занятий: устные журналы, презентации, игры- конкурсы, практическая работа.

 Проект: Животные в истории моей семьи. 

Теория: Беседа о животных, которые проживают рядом с человеком.

 

Формы занятия: занятие – путешествие,устные журналы, кинолекторий, практическая работа, творческая мастерская.

Методы и приёмы: словесный – беседа, рассказ, объяснение, описание, чтение; практический; наглядный – видеоматериалы, фотографии; игровой – дидактические игры.

Оснащение занятий:картинки и фотографии с изображением животных, дидактические карточки.

Форма подведения итогов:занимательные упражнения.

 Проект: Знакомые незнакомцы.

Теория: Наблюдаем за изменением природы зимой. Учимся узнавать деревья в зимнее время. Выяснение того, кто зимой нуждается в нашей помощи.

 Оснащение занятий: презентации, картины, рассказы.

Форма подведения итогов: игра «зимующие птицы».

Проект: Использование бросового материала. 

Теория: Загрязнение бытовыми отходами окружающую природу, как человек может использовать бросовый материал в быту.

Практическая работа:

- Поделки из бросового материала.

Проект: Экологические игры. 

Теория: Что такое экология?

Практическая работа:

- рисунки на экологическую тему.

Формы занятий: занятие – путешествие,устные журналы, практическая работа.

Методы и приёмы: словесный – беседа, рассказ, игровой.

Оснащение занятий: картинки с изображением животных, растений, игровой материал, презентации.

Форма подведения итогов:игра: Экологическая облава.

Проект: Капелька. 

Теория: Значение воды в жизни человека. Правила пользования водой.

 

Формы занятий: занятие – путешествие, занятие – игра, творческая мастерская, чтение экологической сказки, практическая работа.

Методы и приёмы: словесный – беседа, рассказ, чтение, практический; наглядный – фотографии, рисунки; игровой – дидактические игры.

 

 Проект: Воздух и здоровье. 

Теория: Значение воздуха для здоровья человека и окружающей природы. Загрязнение воздуха.

Практическая работа:

- подвижные игры на воздухе.

Генеральная уборка в классе.

Формы занятий: занятие – игра, практическая работа.

Методы и приёмы: словесный – беседа, объяснение, практический.

Оснащение занятий: презентация.

Форма подведения итогов:беседа с учащимися.

Проект: Весна в природе.

Теория: Наблюдение над изменениями природы весной. Весенние работы на участках.

Практическая работа:

- Посадка растений для школьного участка.

- Уборка территории школы.

- Выпуск стенгазеты: Весна в природе.

Формы занятий: занятие – путешествие, кинолекторий, занятие – игра, практическая работа, творческая мастерская.

Методы и приёмы: словесный – беседа, рассказ; практический; наблюдения, наглядный – презентация, видеоматериалы; игровой – дидактические.

Оснащение занятий: открытки, презентации, стихи о весне, ватман, гуашь.

Форма подведения итогов:беседа с учащимися.

 Проект: Поможем животным.

Теория:помощь, которую может оказать животным каждый из нас/ беседа.

Практические работы:

- зарисовка удивительных животных.

- выпуск заметок: помоги животным.

Формы занятий: занятие – сказка, занятие – игра, творческая мастерская,

Методы и приёмы: словесный – беседа, объяснение, чтение, познавательные игры.

Оснащение занятий: презентации, рисунки, альбом, краски, ручки.

Форма подведения итогов:беседа с учащимися, выставка работ.

Итоговое занятие. 

Теория:Обобщение теоретических знаний и подытоживание практических дел по занятиям. Викторина "Угадай-ка" Форма подведения итогов: викторина, итоговая выставка работ.

 

Цели программы

Формирование у обучающих системы ценностных отношений к природе и к окружающему миру на основе изучения ими природных объектов, углубление познавательных интересов детей, развитие у них потребности участвовать в деятельности по изучению и охране природы.

Для реализации этой цели предполагается решение следующих задач:

· определение оптимальных путей взаимодействия человека и природы;

· понимание человека как составляющей части природы;

· понимание ценности природы и взаимосвязи всех её составляющих;

· овладение начальными навыками по использованию природных ресурсов, по улучшению состояния окружающей среды;

· предвидение последствий своих действий по отношению к окружающей среде;

· развить общественную и познавательную активность в ходе экологической деятельности;

· способствовать появлению стремления к познанию природы и к активной деятельности, направленной на улучшение состояния окружающей природной среды;

· формирование потребности в контакте с природой.

 

Результат программы

 

Предметные результаты:

- интерес обучающихся к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- систематизация и углубление исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладение основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобретение целостного взгляд на мир.

Личностные результаты

У обучающего будут сформированы:

учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной деятельности;
основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности к родной природе, осознание ответственности человека за экологическое благополучие;
чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с красотой сибирской природы.
Обучающийся получит возможность для формирования:

внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к окружающей среде, понимания необходимости экологических знаний;
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной деятельности;
ориентация на общение с природой, как значимую сферу человеческой жизни;
эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия.

 

Особые условия проведения

Занятия рассчитаны для детей 11-17 лет, но если ребенок старшего возраста желает посещать данный кружок, запрета нет.

Материально-техническая база

В ходе работы на кружке задействованы: микроскопы, гербарии, микропрепараты, учебно-методические материалы и др.