Программа по изобразительному искусству объединения «Шедевр»

Данная программа представляет собой эффективную систему обучения детей основам изобразительной грамоты и является пропедевтическим курсом, обеспечивающим непрерывную, систематизированную подготовку учащихся к самостоятельной художественно-творческой деятельности в области изобразительного искусства как части художественного образования и воспитания:

 

- построение содержания программы основано на принципах уровневой дифференциации и сквозного планирования, что обеспечивает преемственность и систематичность процесса обучения основам изобразительной грамоты;

 

- освоение содержания программы выстроено как процесс приобщения к искусству, т.е. постижение специфического образно-художественного языка изобразительного искусства, овладение навыками восприятия в художественно-творческой деятельности в области данного вида искусства;

 

- в содержание программы включены учебные элементы и задания по всем основным жанрам изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет, бытовой жанр и т. д.);

 

- результаты освоения программы могут стать отправной точкой для продолжения художественного образования в учебных заведениях художественного профиля, где необходимы углублённые знания и умения в области академического рисунка, живописи и композиции.

 

В основу программы положен принцип постепенного нарастания сложности решаемых задач и соответствия их возрастным особенностям учащихся. Соблюдается принцип наглядности, последовательности, посильности и доступности обучения, что многократно повышает его эффективность. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре.

 

Вначале обучения основное внимание уделяется развитию фантазии, воображения. Формируются навыки организации пространства листа. Знакомство с изобразительные и выразительные возможности художественных материалов, расширяют творческие возможности учащихся.

 

В программу 1-2 года обучения включены разные виды изобразительной деятельности: рисование с натуры (рисунок, живопись), по памяти и представлению, декоративное рисование, беседы об изобразительном искусстве, аппликация, лепка из пластилина, рисование на темы (композиция). Занятия различными видами изобразительной деятельности помогают сформировать творческую личность, научить мыслить смело и свободно, а это необходимо для человека любой специальности.

 

Учебные задания основываются на изучении основ цветоведения, что дает прочную базу знаний для дальнейшего развития творческого потенциала учащихся. Учитывая возрастные особенности детей, знакомство с основами академического рисунка, живописи и композиции начинается с 3 года обучения.

 

В программе 3-4 года обучения дается не только знание конструктивной сущности предметов, но и представление о правилах и законах живописного изображения натуры, ее объемных, материальных и пространственных качествах, о цветовой гармонии и колорите на примере изображения учебных натуральных постановок: натюрморта, этюдов цветов и растений, птиц и животных, фигуры человека.

 

Последовательно осваиваются и развиваются умения раскрывать тему композиции средствами различных жанров живописи; последовательно вести работу (от общей композиции – к частной проработке, а затем к обобщению).

 

Задания, длительные по своему выполнению, чередуются с краткосрочными, что активизирует процесс обучения.

На протяжении всего процесса освоения содержания программы учащиеся знакомятся с различными видами и жанрами изобразительного искусства. Учатся воспринимать, анализировать произведения искусства, определять и использовать средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция).

Педагоги

Пасечник Олеся Евгеньевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. С 2012 года является руководителем детского образцового объединения "Шедевр".

Образование: высшее, НГПУ.

Специальность и квалификация по диплому: учитель изобразительного искусства и черчения по специальности "Изобразительное искусство и черчение".

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО «Совершенствование профессионального мастерства педагога дополнительного образования с учётом требований профессионального стандарта», 2017 г., 72 час.
  • АНО ДПО УПЦ «Проект-5» по теме: «Оказание первой помощи», 2017 г., 16 час.

Содержание программы

1 год обучения

  1. Краски-волшебники (16 ч.).
  2. Форма и пропорции (24 ч.).
  3. Волшебная акварель (32 ч.).
  4. В гостях у народных мастеров (22 ч.).
  5. Человек и профессия (50 ч.).

Итого: 144 часа.

 

2 год обучения

  1. Палитра осени (39 ч).
  2. Мир живой природы (24 ч).
  3. Зима и Я (33 ч).
  4. Первые шаги в графике (27 ч).
  5. Образ человека в изобразительном искусстве (15 ч).
  6. Нетрадиционные техники рисования (24 ч).
  7. Природа и её изображение в произведениях живописи (27 ч).
  8. Красота акварельной живописи (27 ч.) 

Итого 216 часов.

 

3 год обучения

  1. «Первые шаги» в рисунке, живописи и композиции (33 ч.).
  2. Тон (светлое и темное)(36 ч.).
  3. Форма и пропорции предметов (15 ч.).
  4. Линейная и воздушная перспектива (36 ч.).
  5. Законы светотени (42 ч.).
  6. Рисунок мягким материалом (уголь, сангина) (30 ч.).
  7. Цвет и свет в живописи (24 ч.).

Итого 216 часов.

 

4 год обучения

  1. Зарисовки с натуры (51 ч.).
  2. Натюрморты и этюды с предметами различных фактур (дерево, металл, стекло).
  3. Линейно-конструктивный рисунок предметов быта, гипсовых геометрических тел (48 ч.).
  4. Интерьер (39 ч.).

Итого 216 часов.

Цели программы

Цель: художественное образование и воспитание учащихся средствами изобразительной деятельности.

 

Задачи:

Обучающие:

- познание, изучение действительности, анализ её, а также приобретение знаний и навыков её изображения, воспитание вкуса и правильных взглядов в рамках реализма;

- способствовать постижению специфического образно-художественного языка изобразительного искусства, познанию детьми видов и жанров изобразительного искусства.

 

Развивающие:

- развитие художественно-творческих способностей детей средствами изобразительной деятельности;

- развитие образного и пространственного мышления, глазомера;

- овладение техническими приемами работы различными художественными материалами и их выразительными возможностями;

- развитие художественного вкуса и фантазии;

- формирование умений и навыков ведения самостоятельной работы.

 

Воспитательные:

- воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений;

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах;

- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

- воспитание усидчивости, аккуратности, терпения.

Результат программы

Результаты обучения.

У учащихся будут сформированы:

 

Знания:

- об основных понятиях изобразительной грамоты;

- об основных законах и правилах разных видов художественной деятельности: графика (рисунок), живопись, композиция;

- основ цветоведения;

- основ изображения пространства;

- об особенностях художественных материалов и их основных свойствах.

 

Умения:

- различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;

- выбирать средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи характера, эмоционального состояния и своего отношения к ним – в живописи, графике (рисунок) и композиции с опорой на правила перспективы, цветоведения;

- применять полученные знания и представления об изобразительном искусстве в художественно-творческой деятельности (видеть и изображать на плоскости предметы окружающего нас мира посредством передачи их формы, материала, фактуры, их положения относительно друг друга в световоздушной среде);

- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, объём, фактуру, цвет; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

- овладеть навыками работы с натуры над натюрмортом из бытовых предметов, рисунком гипсовых тел, драпировкой с различной пластикой, рисунком фигуры человека, натурными зарисовками пейзажа.

 

Результаты развития.

У учащихся будут сформированы:

- эстетические чувства, художественно-творческое мышление, наблюдательность и фантазия;

- способность к потребности: потребности в общении с искусством, природой, в творческом отношении к окружающему миру, в самостоятельной практической творческой деятельности.

 

Результаты воспитания.

У учащихся будут сформированы:

- уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, уважение к культурному и художественному наследию разных народов;

- понимание традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, устойчивые представления о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой для самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;

- способность чувствовать и воспринимать пластические искусства во всем многообразии их видов и жанров;

- способность воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

- владение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы под руководством педагога.

Материально-техническая база

Занятия проводятся в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении – учебной мастерской. Каждый ребенок обеспечен отдельным столом и набором необходимых инструментов.

 

Мастерская оборудована для занятий по изобразительному искусству и имеет для этого все необходимые материалы и приспособления:

- софиты;

- планшеты;

- доска;

- натурный фонд, содержащий предметы, необходимые для постановок;

- драпировки;

- натюрмортные столы;

- наглядный материал и методические пособия, схемы и таблицы по цветоведению.

 

В оформлении мастерской предусмотрено наличие специальных стендов для демонстрации наглядных, дидактических пособий и лучших работ учащихся.

Видео

[ "" ]