Программа по керамике «Глиняная Сова»

  • (1)

Керамика – это изделия из глины полученные путем формования и последующего обжига. 

 

Лепка, используемая в керамике, в силу своей специфики и необходимости создания объёмного изображения, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, развивает мелкие мышцы кистей рук, позволяет лучше координировать движения и ориентироваться в пространстве.

 

Возросший интерес к освоению прикладных ремёсел, исторически обоснованных и наполняемых новым современным содержанием, проявляется в постоянной потребности обучающихся к их изучению.

 

Глина не только средство творческого самовыражения, но и превосходный психотерапевтический инструмент самотерапии.

Педагоги

Шаманская Наталья Михайловна – преподаватель декоративно–прикладного искусства, ИЗО, анимации первой квалификационной категории, заведующая секцией преподавателей ДПИ и анимации.

 

Образование:

  • среднее профессиональное. НОККиИ, специальность «Декоративно–прикладное искусство и народные промыслы», квалификация "Художник–мастер";
  • высшее профессиональное. НГПУ, специальность «Народное художественное творчество», квалификация "Художественный руководитель студии ДПИ, преподаватель".

 

Общий / Педагогический стаж: 12 лет / 5 лет.

 

Курсы повышения квалификации: «Методические аспекты организации деятельности детской студии мультипликационного кино, удостоверение, 36 ч., ГАУДПО НСО «НИПКиПРО», 2016 г.

Содержание программы

Учебный план по годам обучения включает в себя предметы обучения:

  • Керамика: 1 класс по 2 часа 2 раза в неделю; 2 и 3 классы по 2 часа 3 раза в неделю или по 3 часа 2 раза в неделю.
  • Предмет теоретической подготовки. Беседы об искусстве у 2 и 3 классов: 1 час в неделю.
  • Учебный предмет по выбору (композиция): 1 час в неделю.

 

Виды внеаудиторной работы:

  • подготовка к выставкам, мастер–классам и конкурсам;
  • посещение учреждений культуры;
  • участие обучающихся в творческих мероприятиях и культурно–просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

 

В течение учебного года планируются творческие просмотры: фото сессия для родителей и учащихся, выставки на мероприятиях учреждения и на концертно–массовых мероприятиях.

 

Учебнотематический план

 

1 год обучения – 132 часа, по 2 часа 2 раза в неделю.

 

Задачи:

  • Познакомить с материалом, дать начальные сведения по истории народных промыслов.
  • Формировать начальные навыки обработки глины.
  • Познакомить с основами: эскизирования; цветоведения и росписи изделий из керамики.

 

Темы 1 года обучения:

  1. «Осенние фантазии» – 12 часов.
  2. «Мир живых существ» – 12 часов.
  3. «Мир вокруг. Народная игрушка» – 14 часов.
  4. «Рождественские сувениры» – 12 часов.
  5. «Чудесные животные» – 14 часов.
  6. Плоско–рельефная лепка – 16 часов.
  7. «Весенние голоса» – 16 часов.
  8. «Веселая мастерская» – 18 часов.
  9. Лепка по выбору учащихся – 12 часов.

 

2 год обучения – 198 часов, по 3 часа 2 раза в неделю или по 2 часа 3 раза в неделю.

 

Задачи:

  • Углубить знания работы с материалом.
  • Расширить "творческий кругозор«.
  • Осваивать основы проектной деятельности.

 

Темы 2 года обучения:

  1. «Осенние фантазии» – 22 часа.
  2. «Мир живых существ» – 22 часа.
  3. «Мир вокруг. Народная игрушка» – 22 часа.
  4. «Рождественские сувениры» – 22 часа.
  5. «Чудесные животные» – 22 часа.
  6. Плоско–рельефная лепка – 22 часа.
  7. «Бусы и подвески» – 22 часа.
  8. «Портрет в интерьере» – 22 часа.
  9. Работа по творческим эскизам учащихся и педагога – 22 часа.

 

3 год обучения – 198 часов, по 3 часа 2 раза в неделю или по 2 часа 3 раза в неделю.

 

Задачи:

  • Выработать авторский стиль.
  • Вести проектную деятельность.

 

Темы 3 года обучения:

  1. «Осенние фантазии» – 22 часа.
  2. «Мир животных» – 22 часа.
  3. «Оформление интерьеров» (малые формы) – 22 часа.
  4. "Подарки к Рождеству" – 22 часа.
  5. Плоско–рельефная лепка. Сборные панно – 22 часа.
  6. «Сказочные существа и мифологические животные» – 22 часа.
  7. «Этнос» – 22 часа.
  8. Работа по эскизам. Подготовка к созданию творческой коллекции для итоговой выставки – 44 часа.

Цели программы

Основная цель программы – формирование и развитие творческого отношения обучающихся к изучению окружающего мира средствами декоративно–прикладного искусства (керамики).

 

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

 

Обучающие:

  1. Научить свободно пользоваться многообразием приёмов, способов обработки глины, изучить особенности стилизации формы в материале.
  2. Научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения.
  3. Обучить разным подходам к формообразованию изделий из глины, способам декорирования и особенностям художественной стилизации.
  4. Познакомить с народными промыслами и авторскими керамическими стилями.
  5. Изучить на практике культурное наследие через утилитарные произведения ДПИ.
  6. Формировать, развивать и закреплять навыки при работе с глиной, красками и другими художественными материалами.

Развивающие:

  1. Развивать творческую фантазию.
  2. Развивать художественный вкус, культуру труда.

Личностные:

  1. Формировать у детей нравственно–эстетическую отзывчивость.
  2. Формировать патриотические качества и активную гражданскую позицию.

Метапредметные:

  1. Формировать у обучающихся навыки привнесения элементов творчества, эстетического отношения к окружающему миру в повседневную жизнь, и впоследствии – в среду профессиональной деятельности.
  2. Развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать происходящее в процессе коллективной работы.
  3. Формировать умения переносить знания и представления с одного вида деятельности на другой, привлекать знания из разных областей (литература, история, основы черчения и начертательной геометрии, математика).
  4. Развивать навыки использования личного опыта и полученных знаний в практическом воплощении художественного замысла.
  5. Научить планировать свое учебное и свободное время.

Результат программы

Личностные:

К концу обучения обучающийся способен:

  • мыслить творчески и эстетически оценивать различные явления нашей жизни;
  • организовать свой труд;
  • сотрудничать при выполнении коллективной работы;
  • оценивать с нравственной точки зрения свои поступки и поступки других людей;
  • грамотно воспринимать культурное мировое наследие, классическое и современное искусство;
  • знаком с историй развития и традициями народных промыслов;
  • разовьет внимание, зрительную память, наблюдательность.

 

Метапредметные:

К концу обучения обучающийся:

  • сформирует навыки привнесения элементов творчества, эстетического отношения к окружающему миру в повседневную жизнь, и впоследствии – в среду профессиональной деятельности;
  • разовьет умения анализировать, сравнивать и обобщать происходящее в процессе коллективной работы;
  • сформирует умения переносить знания и представления с одного вида деятельности на другой, привлекать знания из разных областей (литература, история, основы черчения и начертательной геометрии, математика) для выполнения творческой работы;
  • сформирует и разовьет потребности в самопознании и саморазвитии.

 

Предметные:

К концу обучения обучающийся:

  • способен свободно пользоваться многообразием приёмов, способов обработки глины;
  • знает особенности стилизации формы в материале;
  • умеет создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;
  • владеет разными подходами к формообразованию изделий из глины, способам декорирования и особенностям художественной стилизации.

Особые условия проведения

При приеме на обучение по программе вступительные испытания не предусмотрены. Отбор детей может проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие и уровень способностей.

 

При формировании учебных групп необходимо учитывать психологические особенности возраста и объединять детей в соответствии с их интересами и учётом образовательной базы школы, семьи и других творческих коллективов.

 

Занятия проводятся в разновозрастных группах (исходя из возможности посещения), но по принципу дозированной сложности. В разновозрастной группе дети младшего возраста быстрее адаптируются в коллективе, перенимая опыт более старших, быстрее постигают основы ремесла, эмоционально «заряжаются», чувствуя значимость своего увлечения для старших, увереннее ориентируются в пространстве творчества. Старшие – учатся чувству ответственности за другого человека, что способствует формированию личности.

 

Реализуется возможность индивидуальных занятий при подготовке творческих проектов и работе с детьми, требующими особого подхода, нацеливает обучающихся не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках, фестивалях и ярмарках народных ремёсел.

 

Основной формой организации учебного процесса по программе «Керамика» является учебное занятие. Выбор обусловлен следующими причинами:

  • необходимость учета психолого–педагогических особенностей возрастных периодов обучающихся (приблизительно одинаковый возраст, уровень подготовки);
  • возможность предусмотреть общее расписание;
  • состав коллектива в течение учебного этапа сохраняется.

Материально-техническая база

Для реализации учебного предмета необходимы следующие условия:

 

Кабинет и его оборудование:

  • Шкаф для хранения материалов и пособий.
  • Рабочие столы.
  • Учительский стол с тумбой.
  • Стеллажи для хранения работ.
  • Гончарный круг.
  • Ящики для хранения глины.
  • Стулья.
  • Демонстрационная доска.
  • Часы.
  • Аптечка для оказания первой медицинской помощи.
  • Образцы работ.
  • Печи для обжига изделий (Лаборантская).

 

Методическое обеспечение кабинета:

  • Демонстрационный материал: эскизы, образцы изделий; проекты, папки с фотографиями традиционной и авторской керамики.
  • Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа студии "Керамика".
  • Перспективный план работы студии на текущий учебный год, включающий план работы с родителями, план выставок ДПИ, мастер–классов, план мероприятий отделения "Керамики".
  • Информационный стенд для детей и родителей отделения "Керамики".