Программа «Ботанический калейдоскоп»

Главной отличительной особенностью программы является её построение по принципу калейдоскопа: все разделы образовательной программы несут в себе какой-либо новый элемент, позволяющий обучающимся посмотреть или «пощупать» ботаническое содержание с разных ролевых позиций («эрудит», «наблюдатель», «исследователь», «конструктор», «журналист», «художник» и т.п.). Таким образом, в данной программе ботаническое содержание не имеет четкого последовательного построения, а несет в себе функцию связующей базовой нити, на которую «нанизаны» разнообразные яркие образовательные элементы, отличающиеся как по содержанию, так и по используемым педагогическим приемам и формам его подачи и изучения.

Программа «Ботанический калейдоскоп» призвана помочь обучающимся на примере ботанического содержания оценить свой интерес к биологии в целом. При наличии такого интереса обучающиеся, окончившие обучение по данной программе, могут продолжить свое обучение по другим образовательным программам естественно-научной направленности с углубленным биологическим содержанием (как вариант – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Начное общество учащихся "Биом").

Педагоги

Рюкбейль Дмитрий Александрович, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории, Почетный работник общего образования РФ

Содержание программы

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Модуль 1. Введение в ботанику

  • Вводное занятие – 2 часа
  • Ботаника в системе биологических наук – 2 часа
  • Растение – живой организм – 4 часа
  • Разнообразие растений как следствие эволюционных приспособлений к условиям среды обитания – 6 часов
  • Растения в экологических системах – 4 часа
  • Ботанические проекты и исследования – 2 часа

Модуль 2. Агротехнологии

  • Технологии выращивания растений – 8 часов
  • Растения в фитодизайне и ландшафтном дизайне – 8 часов

Модуль 3. Ботанические исследования

  • Растения как объект исследования – 10 часов

Модуль 4. Основы фото- и видеомонтажа в ботанике

  • Растения как объект фотографии – 8 часов
  • Растения как объект научно-популярных фильмов – 12 часов

Модуль 5. Публичная защита проекта (исследования)

  • Итоговая конференция – 6 часов

 

КРАТКИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИКУМОВ, ВКЛЮЧЕННЫХ В ПРОГРАММУ

1. Создание компьютерной презентации и работа в ней

2. Работа с интернет ресурсами

3. Описание разнообразия растений в школе

4. Работа с микроскопом и знакомство с разнообразием микроскопических растений

5. Сравнение особенностей строения растений, обитающих в условиях с высокой влажностью и в условиях её дефицита

6. Знакомство с особенностями строения семян различных растений под стереоскопическим микроскопом

7. Проращивание семян различных растений

8. Проведение опытов по вегетативному размножению растений

9. Разработка модели аэропонной или гидропонной установки

10. Создание проекта фитодизайна какого-любого помещения

11. Создание проекта ландшафтного дизайна какого-либо участка

12. Планирование и проведение собственного ботанического миниисследования

13. Отработка навыков работы с фототехникой и графическим редактором через выполнение творческого проекта «Я и растения» с использованием инструментов фотомонтажа

14. Отработка навыков работы с видеотехникой и видеоредактором через выполнение творческого научно-популярного видеофильма о растениях

15. Тренинг публичных выступлений 

 

Цели программы

Формирование у обучающихся интереса и мотивации к изучению биологии и экологии (предметноориентированных информационных и коммуникационных компетенций) на основе учебно-исследовательской и проектной деятельности

Результат программы

Личностные результаты

В результате освоения программы у обучающихся должны быть сформированы:

  • внутреннее положительного отношения к лаборатории, ориентации на содержательные моменты обучения;
  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности в лаборатории;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;
  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с окружающим миром;
  • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
  • развита коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в коллективе.

Метапредметные результаты

В результате освоения программы у обучающихся должны быть:

  • сформированы навыки определения цели и задач исследования (проекта), выбира средств реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности;
  • сформированы умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи;
  • сформирован опыт самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников, и новых информационных технологий;
  • развиты умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
  • сформированы умения взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли;
  • развиты умения применять полученные теоретические знания на практике;
  • развито эмоционально-ценностное отношение к явлениям жизни;
  • развит навык осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
  • сформировано умения строить речевое высказывание в устной форме; выделять существенную информацию из текстов разных видов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

Предметные результаты

В результате прохождения программы у обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции:

  • узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
  • обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе;
  • описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
  • проводить исследования биологических объектов, планировать и выполнять проекты в области биологии;
  • следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
  • сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, схемы...) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
  • устанавливать и выявлять причинно–следственные связи в окружающем мире;
  • создавать и защищать собственные проектные (исследовательские работы);
  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото и видеокамеру, соответствующее ПО).

Особые условия проведения

Возраст обучающихся: 10-12 лет

Материально-техническая база

Техническое и материальное обеспечение

Для полноценной реализации программы «Экологический калейдоскоп» необходимо следующее техническое и материальное обеспечение:

  • учебный кабинет, оборудованный учебной мебелью, интерактивной доской или интерактивной демонстрационной панелью, ПК педагога с цветным лазерным МФУ, индивидуальными рабочими местами обучающихся с персональными компьютерами и ПО (в том числе: программа создания презентаций, текстовый редактор, программа создания и обработки электронных таблиц, фоторедактор, видеоредактор);
  • оборудованная многофункциональная учебная биологическая лаборатория для проведения практических работ и исследований;
  • оборудованная фото- видеостудия, для реализации соответствующих проектов обучающихся;
    альбомы, гербарии, муляжи, дидактические настольные игры, видеотека, образовательные материалы, созданные педагогом и детьми;
  • справочная литература, определители растений и животных;
  • диагностические материалы, разработанные педагогом.