Программа «Уроки стратегии»

Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Шахматы – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько «ходов» вперёд".

 

История шахмат насчитывает не менее полутора тысяч лет. Эта игра проникла во многие культуры, испытала их влияние, и дошла до нашего времени. Шахматы получили поддержку правительства, общественных организаций и снискали себе любовь народа. Они являются частью духовной культуры общества, обогащая ее интересными достижениями и ценными качествами.

 

В современном мире наша страна борется за доминирующее положение на шахматном поприще. Множество Российских гроссмейстеров достойно выступают на сильнейших соревнованиях планеты. Огромное количество взрослых и юных спортсменов ежегодно выезжают на различные международные шахматные фестивали, в их числе и представители шахматного движения Новосибирской области.

Педагоги

Кириллова Елена Николаевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

 

Содержание программы

1.Вводное занятие. История шахмат (4 часа)
2.Основные принадлежности и правила игры в шахматы (10 часов)
3.Техники матования короля (20 часов)
4.Простейшие схемы достижения матовых ситуаций (60 часов)
5.Закрепление навыков игры в шахматы (50 часов)
 
Итого:
144 часа

Цели программы

Цель программы:

развитие личности ребёнка через овладение общеразвивающими и спортивными навыками шахматной игры

 

Задачи программы:

Личностные:

1) формировать  ответственное отношение к обучению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию;

2) знакомить с социальными нормами и  правилами поведения в группах и сообществах.

Метапредметные:

3) способствовать развитию умения конструктивно взаимодействовать со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми, а также приобретению опыта предупреждения и разрешения конфликтов;

4) формировать навык  самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

5) способствовать развитию умения контролировать результат поставленной учебной задачи и собственные возможности её решения;

6) активировать умение систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, при подготовке, проведении и по завершению мероприятий; 

7) формировать умение определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений.

Предметные:

8) знать шахматные термины и правила игры в шахматы;

9) знать историю шахмат и выдающихся шахматистов;

10) изучить простейшие схемы достижения матовых ситуаций;

11) грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

12) Находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

13) точно разыгрывать простейшие окончания;

14) владеть записью партий и задач.

 

Результат программы

Личностные результаты

У учащихся будет сформирована установка:

· на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

· на сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

· на развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

· на самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

 

Метапредметные результаты

· освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

· формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

· формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

 

Предметные результаты

По результатам обучения дети будут знать

· шахматные термины;

· историю шахмат и выдающихся шахматистов;

· правила игры в шахматы;

· простейшие схемы достижения матовых ситуаций;

· грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте;

· находить несложные тактические удары и проводить комбинации;

· точно разыгрывать простейшие окончания.

 

Особые условия проведения

Особых условий для реализации программы не требуется.

Материально-техническая база

- кабинет для занятий;

- компьютер, проектор;

- шахматные доски с набором шахматных фигур (по одному комплекту на 2-х детей);

- презентация "Шахматы в картинках";

- портреты шахматистов.