Программа «Горница»

Программа соответствует тем задачам, которые отражены в основных государственных документах по дополнительному образованию в соответствии с Федеральными и региональными проектами «Успех каждого ребенка», по формированию эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей, талантов детей и молодежи, направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию. Востребованность данной программы продиктована острой необходимостью воспитания детей на основе русской традиционной культуры. Личности цельной, жизнеспособной, творческой и нравственно здоровой. Дети не должны превратиться в "Иванов непомнящих своего родства".

 

 

Настоящая программа построена с опорой на программу фольклорного ансамбля «Купаленка», авторы – Осипова И.И., Артемова И.А., Красуцкая И.Д. Все музыкальное построение программы, ремесленная программа, возрастные характеристики, их адресность, подбор материала – авторские и ориентированы на воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры с опорой на региональный компонент. Народные игры, песни, сказки, записанные в Новосибирской области и Искитимском районе, включены в репертуар студии.

 

Отличительной особенностью программы «Горница» является то, что собственный материал, собранный в экспедициях по Искитимскому району и Новосибирской области – это основа программы.

 

Новизна: музыкальный фольклор изучаем по принципу локальных традиций: Россия – Сибирский федеральный округ – Новосибирская область – Искитимский район, тем самым включая региональный компонент.

 

 

В этом синкретизме заключается еще одна отличительная особенность этой программы от других программ. Сочетание нескольких видов деятельности создает условия для проявления способностей ребенка в исполнительстве, творчестве, прикладном искусстве, неразрывно связывает музыку, хореографию, игру, обрядовое действие, ремесла позволяющих комплексно подойти к проблеме освоения различных видов искусств ребенком.

Педагоги

Мурзинцева Татьяна Владимировна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 11 лет.

Уровень образования: среднее профессиональное, ГАПОУ НСО "НОККиИ" 2000 г.

 

Быков Александр Витальевич – педагог дополнительного образования.

Педагогический стаж: 7 лет.

Уровень образования: среднее профессиональное, ГАПОУ НСО "НОККиИ".

Содержание программы

1 год обучения:

Музыкальный фольклор – 100 ч.

Прикладное творчество – 44 ч.

Всего: 144 ч.

 

2 год обучения:

Музыкальный фольклор – 136 ч.

Прикладное творчество – 64 ч.

Проектная деятельность – 16 ч.

Всего: 216 ч.

 

3 год обучения:

Музыкальный фольклор - 126 ч.

Прикладное творчество -54 ч.

Проектная деятельность - 36 ч.

Всего: 216 ч.

 

 

Первый этап «Подражание» (1 год обучения) – после этапа «знакомства», этап «вхождения» в народное искусство. В основе обучения лежит метод «припевания». Он являлся ведущим и единственным в аутентичных ансамблях. Постепенное накопление необходимых певческих навыков путем припевания, подстраивания молодых певцов к более опытным. Во время праздников, на гулянье, на посиделках певцы, как бы приноравливались друг к другу. На занятии молодым певцам полезно сидеть рядом с наставником и стараться подстраиваться под его голос, сливаться с ним в ансамбле. Руководитель всегда имеет возможность оценить достоинства и недостатки голоса певца и выбрать оптимальный путь вокального обучения.

 

Второй этап "Подражание с элементами импровизации« (2 год обучения) – направлен на интенсивное освоение фольклорных традиций. Развитие эмоциональной отзывчивости музыкально-сенсорного слуха. Формирование навыков восприятия и интонирования фольклорных песен.

 

Третий этап «Импровизация» (3 год обучения). На этом этапе у детей появляется более точное определение и стабилизация интересов. Полученные на предыдущих этапах знания позволяют ребятам в полной мере насладиться народной культурой. Полученный багаж знаний, дает возможность для раскрепощения. Импровизация возможна только тогда, когда отлично владеешь искусством исполнения песенного материала.

Цели программы

Цель программы –выявление и развитие творческих способностей детей через их собственную художественную деятельность в различных областях народного искусства.

 

В ходе достижения этой цели решаются следующие задачи:

личностные

  • эмоционально «проживать» текст песен и народных драм, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • развить интерес к традиционной культуре и народному творчеству;
  • формировать потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.

 

метапредметные

  • освоить способы решения проблем творческого характера в процессе восприятия и исполнения музыкального фольклора;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в проектно – исследовательской деятельности, взаимодействовать и работать в группе;
  • умение выступать перед аудиторией, представить результат работы, аргументировать свою позицию.

 

предметные

  • освоить теоретические знания по традиционной культуре: специальную терминологию, традиции своего края;
  • освоить практические знания по традиционной культуре: народные игры, фольклорные песни, народные драмы, традиционную хореографию;
  • умение воплощать фольклорно – музыкальные образы при создании концертных, театрализованных, хореографических, обрядовых композиций, исполнение ансамблевых произведений, в импровизациях;
  • овладения основами фольклорной грамотности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.

Результат программы

По окончании обучения по программе каждый учащийся должен

личностные

  • эмоционально «проживать» текст песен и народных драм, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • развить интерес к традиционной культуре и народному творчеству;
  • сформировать потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.

 

метапредметные

  • освоить способы решения проблем творческого характера в процессе восприятия и исполнения музыкального фольклора;
  • уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, например в проектно – исследовательской деятельности, взаимодействовать и работать в группе;
  • уметь выступать перед аудиторией, представить результат работы.

 

 предметные

  • освоить теоретические знания по традиционной культуре: специальную терминологию, традиции своего края;
  • освоить практические знания по традиционной культуре: народные игры, фольклорные песни, народные драмы, традиционную хореографию;
  • уметь воплощать фольклорно-музыкальные образы при создании концертных, театрализованных, хореографических, обрядовых композиций, исполнение ансамблевых произведений, в импровизациях;
  • владеть основами фольклорной грамотности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.

Особые условия проведения

В фольклорную студию «Горница» принимаются все желающие в возрасте от 6 до 18 лет.

Материально-техническая база

  1. специально оборудованные кабинеты для занятий с детьми;
  2. музыкальные инструменты: фортепиано, гармонь, балалайка, домра, и т.д.;
  3. технические средства обучения: магнитофон, видео- и аудиоаппаратура, наборы кассет, микрофоны и др.;
  4. зал для проведения праздников;
  5. народные костюмы.

Видео

[ "" ]