Программа «Школа вожатого», стартовый уровень

В связи с тем, что за последние годы в России произошли существенные изменения в социальной и экономической сферах жизни, возникла проблема недостатка кадров для организации досуга учащихся во внеурочное время: редкий случай, когда в школе Колыванского района есть педагог-организатор школы и старший вожатый.

В основном в школе есть заместитель директора по воспитательной работе, а должность педагога – организатора зачастую совмещают со своей основной работой учителя, которые не в силах курировать различные направления досуговой деятельности детей. На помощь им могут прийти старшеклассники, заинтересованные организаторской и вожатской работой и специально подготовленные к ней в объединении «Школа вожатого».

Новизна данной программы состоит в том, что дети во время обучения будут заполнять свой личный альбом (карту) «Мой путь успеха», которым потом смогут пользоваться и дальше, т. к. будут записывать и заносить туда всю полезную, практическую информацию для дальнейшей работы вожатым.

Педагоги

Зацепина Анна Александровна, педагог дополнительного образования, педагог-организатор

Повышение квалификации:

июль 2019 г. - повышение квалификации "Информатизация образования" ГБУ ДПО Республики Марий Эл "Марийский институт образования"

апрель 2020 г. - прохождение курса "Игрофикация. Введение" (Stepik.org)

декабрь 2020 г. - прохождение курса "Подготовка вожатых к работе в детских оздоровительных лагерях" (Онлайн-школа "Фоксфорд"

Достижения:

2020 г.- участник финала Всероссийского конкурса "Лига вожатых"

Содержание программы

Образовательная программа «Школа вожатых» рассчитана на учащихся в возрасте 12-18 лет.

Срок освоения программы 6 месяцев. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 96 часов в год). Продолжительность одного академического часа – 45 минут. Занятия проводятся в группе. Количество человек в группе – 16 человек.

Форма обучения: очная

Форма реализации образовательной программы: традиционная

 

Введение. Целеполагание.

  • Знакомство с программой. Инструктажи по ТБ, ППБ, ПДД
  • Нормативно-правовые основы деятельности вожатого. Знакомство с документацией курса.

Адаптационные занятия

  • 15 минут с подростком
  • 38 фактов о подростках
  • Тест «Кто я?»
  • Командообразование
  • Совместное лидерство

Образ вожатого

  • Кто такой вожатый?
  • Вожатый в школе

Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста

  • Возрастная психология детей младшего школьного возраста
  • Способы организации работы с детьми младшего школьного возраста

Игротека

  • Разновидности игр
  • Личная игротека
  • Создание квестов (коллективная работа)
  • Написание сценариев викторин (коллективная работа)
  • Практика. Проведение квестов, игр, викторин.


Развитие организаторских способностей

  • Методика организации и проведения массовых мероприятий
  • Акции
  • Челленджи
  • Флешмобы
  • Марафоны
  • Праздничные мероприятия


Тайм-менеджмент

  • Что такое ТМ?
  • Анализ дня (дневник успеха)
  • План дня
  • Чек-лист


Классный час. Перезагрузка

  • Методика проведения классных часов
  • Серия классных часов по готовым сценариям
  • Проекты
  • Методика написания и реализации проектов
  • Свой проект


Итоговые занятия

  • Рефлексия курса

Цели программы

Цель программы: развитие коммуникативных и организаторских навыков в процессе ознакомления с вожатской деятельностью.

 

Задачи:

Предметные:

  • дать первоначальные знания о работе вожатого во временном детском коллективе;
  • сформировать начальные навыки работы с аудиторией.

 

Метапредметные:

  • способствовать развитию умения работать в команде, умения работать с информацией.

 

Личностные:

  • способствовать воспитанию самостоятельности и ответственности во время организации мероприятий

Результат программы

В результате освоения данной программы обучающиеся:

В области предметных результатов имеют:

  • первоначальные знания, представление о работе вожатого в детском коллективе, об основных видах деятельности вожатого, обязанностях, имидже вожатого,
  • начальные навыки работы с аудиторией. Ушел страх сцены, стеснительность, скованность.

 

В области метапредметных результатов умеют:

  • работать в команде,
  • уважать интересы других,
  • способны работать с информацией, анализировать её, делать выводы.

 

В области личностных результатов:

  • проявляют самостоятельность и ответственность во время организации школьного мероприятия.

 

Формой подведения итогов реализации данной программы является организация школьного мероприятия

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:

- помещения для проведения занятий, методических выставок;

- ТСО (компьютер, проектор, экран, проектор, принтер, флешка, телефон с камерой, видеокамера, интернет, микрофоны со стойками, световая аппаратура, колонки);

- канцелярские принадлежности (бумага, цветная бумага, картон, альбомы, ватман, краски, кисти, баночки для воды, карандаши цветные и простые, фломастеры, маркеры, скотч, ластик, линейки, цветная клеящаяся пленка, ножницы, клей, ручки, тетради);

- доска, мел;

- секундомеры, калькулятор;

- реквизит к театральным постановкам.

Информационное обеспечение представлено в виде банка аудиозаписей и видеозаписей для проведения различных мероприятий.