Программа «Биолог и Я»

Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе. Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить высказывать свои мысли и отстаивать их – это основа организации биологического кружка, т.к. биологическое образование формирует у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.

Биологический кружок организуется для обучающихся 5- 9 классов, которые уже знакомы по урокам природоведения и биологии с миром живых организмов.

Педагоги

Семенюта Иван Григорьевич учитель биологии.

Содержание программы

Содержание разделов программы.

Тема 1. Природа под микроскопом – 8 часов.

Теория

Введение. Методы исследования природы. Самые маленькие организмы. Особенности и разнообразие бактерийБактерии в жизни человека.Клетки растений и животных.Что показал нам микроскоп.

Практика

Правила безопасности и меры первой помощи.Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом. Приготовление микропрепаратов. Тема 2. Осенние явления в природе – 7 часов. Теория Введение. Сезонность в природе. Фотопериодизм.Осень в жизни растений и животных.Грибное царство.Что мы знаем о грибах.«Тихая охота». О чем нам осень рассказала. Практика Правила сбора и переработки грибов. Первая помощь при отравлении.Подготовка выставки и презентации мини-проектов. Тема 3. Зеленый мир – 7 часов. Теория Мир растений. Особенности и многообразие растений.Тайны жизни растений. Строение растений и жизнедеятельность. Органы растений и их функции.Кто такие? Где живут? Роль растений в природе и жизни человека.Съедобные и ядовитые растения. Лекарственные растения.Растения красной книги Саратовской области и меры по их охране. Практика Определение растений. Подготовка внеклассного мероприятия «Что ты знаешь о растениях?» Тема 4. Мир животных – 8 часов.Теория Мир животных. Особенности и многообразие животных.Тайны жизни одноклеточных животных.Холоднокровные животные.Животные в жизни человека. Животные красной книги Саратовской области и меры по их охране.Практика Выращивание культуры инфузории-туфельки.Мир беспозвоночных животных.Определение членистоногих по рисункам и коллекции.В мире позвоночных животных.КТД создание настольной игры «Зоолэнд». Праздничная зоовикторина. Тема 5. Организм человека – 7 часов.Теория Человек – особенный.Как появился человек.Особенности высшей нервной деятельности человека. Факторы здоровья человека.Влияние вредных привычек на здоровье. Практика Выявление доказательств эволюции человека.Особенности устройства и работы систем органов человека.Функциональные пробы и исследования работы организма человека. Проектная деятельность "Влияние вредных привычек на здоровье«.

Тема 6. Эволюция природы – 8 часов.

Теория

Теория эволюции. От Дарвина до Опарина.Доказательства эволюции.Начало эволюции. Рождение Земли.

Первые «живые» в океане.

Эволюционное дерево (аппликация).

Эволюция сегодня и завтра.

Практика

Завоевание суши. История динозавров.Необыкновенные предки современных теплокровных.

Тема 7. Весна в природе – 8 часов.

Теория

Признаки весны. Первоцветы под охраной.

По страницам красной книги Саратовской области.

Весна в жизни животных.Весенние пейзажи.Секреты перелетных птиц.Международный День птиц.

Практика

Весна в жизни растений.Вырастить растение своими руками.

Основы растениеводства. Выращивание рассады овощных и комнатных растений.Способы вегетативного размножения растений.

Тема 8. Природа под охраной – 7 часов.

Теория

Экологические проблемы.Экологические организации. Состояние природы с. Дубовка.

Методы охраны природы. Природоохранные территории.Экологическая тропа.

Практика

Исследования состояния природы.Экологические проекты. Экологическая акция "Чистый берег!«

Тема 9. Здоровье человека и окружающая среда – 8 часов.

Теория

Здоровье и факторы риска болезни. Здоровье и наследственность.Здоровье и среда жизнедеятельности человека.Влияние загрязнений среды на здоровье человека.Здоровый образ жизни.

Практика

Анализ уровня загрязненности среды в результате жизнедеятельности человека.Культура питания.

Анализ состава пищевых продуктов.Акция «Если хочешь быть здоров...». Итоговое отчетное занятие.

Цели программы

Познакомить обучающихся с многообразием мира живой природы, с теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.

Образовательные

· Расширять кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.

· Способствовать популяризации у обучающихся биологических и экологических знаний.

Ознакомление с видовым составом флоры и фауны окрестностей; с редкими и исчезающими растениями и животными местности; с правилами поведения в природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие

Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а так же навыки работы с микроскопом.
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.

 

 

Результат программы

· положительная динамика социальной и творческой активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.

· повышение коммуникативности;

· появление и поддержание мотивации к углубленному изучению биологии и экологии;

умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную оценку информации по биологическим вопросам; работать с научной и учебной литературой;
сформировавшиеся биолого-экологические знания, умения и навыки, одновременно приобретенные навыки организации внеклассной эколого-краеведческой работы: проведения викторин, бесед, классных часов с обучающимися начальной школы;
ведение здорового образа жизни.

Материально-техническая база

Имеются специально оборудованные кабинеты для кружковых занятий.

Оборудование и материалы:

- тематические папки,

- наглядные пособия, изготовленные педагогами и детьми, а также готовые наглядные пособия,

- методические разработки занятий и массовых мероприятий,

- компьютер, коллекции, наборы таблиц и др.