Программа «Мир творчества»

Актуальность предлагаемой программы определяется запросом со стороны детей и их родителей (законных представителей) на программы декоративно-прикладного искусства для развития творческих способностей детей младшего возраста. В современном, быстро развивающемся мире не многие родители могут научить своих детей искусству декоративно-прикладного творчества. Это искусство имеет многовековую историю, но в наше время утеряны многие народные традиции в этой области.

Создать новое, причём самостоятельно, возможно имея только определенный опыт, знания, умения и благоприятную среду для творческой деятельности. Известно, что природные задатки превращаются в способности только в деятельности, а творческие способности не только проявляются в деятельности, но и создаются ею, причём наибольший результат приносит любимая деятельность, это и развитие талантов, способностей, интересов личности.

 

Отличительные особенности и новизна

При разработки программы были проанализированы материалы дополнительных общеобразовательных программ «Сувенир» Савельевой О. Л. и «Истоки» Карпова М. В. Анализ данных программ заключаются в том, что педагоги используют сочетание тематических тем для старших обучающихся.

Отличительные особенности: в программе представлены известными видами современного декоративно – прикладного творчества: бисероплетение, вышивание, работа с соломкой, работа с джутовой филигранью, которая впервые реализуется в образовательном учреждении; дает возможность раскрыть обучающимся всё богатство и красоту современного рукоделия, опираясь на истоки народного творчества. Данная программа помогает ребенку в течение короткого промежутка времени сделать осознанный выбор в декоративно-прикладном творчестве, т. е. самореализоваться и самоопределиться. Дети получают информацию о ремеслах и художественных промыслах России и родного края и других культур, подкрепленную практическими навыками. Опираясь не только на опыт предыдущих поколений, но и на современные тенденции, это пробуждает интерес обучающихся к созданию авторских неповторимых изделий декоративно-прикладного творчества народных промыслов.

Новизна заключается в том, что обучающиеся постигают пластический язык бисероплетения, соломки, вышивки и джутого шпагата. В процессе создания плоскостных и объемных декоративных композиций с конкретным материалом. Обучающиеся учатся вести работу поэтапно – от разработки композиционных эскизов до завершающего этапа, осознанно используя знание языка данного вида искусства.

Педагоги

Бычкова Светлана Викторовна, педагог дополнительного образования

Образование – высшее

Квалификационная категория – первая

Педагогический стаж работы 21 год

 

Содержание программы

Тема № I. Вводное занятие (2 часа)

Раздел № II. «Бисероплетение» (36 часов)

Раздел № III. «Соломка» (36 часов)

Раздел № IV. «Джутовая филигрань» (20 часов)

Раздел № V. «Вышивка» (12 часов)

Тема № VI. Итоговое занятие (2 часа)

Цели программы

Цель: развитие личности ребёнка, способного к творческому самовыражению через овладение основами декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Личностные:

  • развивать ловкость и гибкость рук, совершенствовать мелкую моторику;
  • развивать внимание, фантазию, изобретательность, пространственное воображение, усидчивость и аккуратность;
  • обогащать творческий опыт обучающихся через посещение и участие в выставках декоративно – прикладного творчества.

 

Метапредметные:

  • обеспечить формирование умений: планировать, контролировать, регулировать и оценивать свою деятельность;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Предметные:

  • научить работать с бисером, соломкой, нитками, джутовым шпагатом;
  • познакомить учащихся с историей ремесла и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  • расширить знания по материаловедению и цветоведению.

Результат программы

Обучающиеся будут знать:

  • историю происхождения бисероплетения, соломки, вышивки, джутовой филиграни;
  • разновидности инструментов и рабочего материала;
  • виды швов, цветовую сочетаемость.

 

Обучающиеся будут уметь:

  • составлять эскизы;
  • переводить рисунки на основу;
  • закреплять нити;
  • готовить соломку к работе;
  • плести фенечки и плетешки, плоские и объемные фигуры из бисера; самостоятельно читать и выполнять схемы.

 

Личностные:

  • будут развиты ловкость, гибкость рук и мелкая моторик;
  • развито внимание, фантазия, изобретательность, пространственное воображение, усидчивость и аккуратность;
  • будет обогащен творческий опыт обучающихся через посещение и участие в выставках декоративно – прикладного творчества.

 

Метапредметные:

  • сформированы умения: планировать, контролировать, регулировать и оценивать свою деятельность;
  • будут определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • будут осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

 

Предметные:

  • научатся работать с бисером, соломкой, нитками, джутовым шпагатом;
  • познакомятся с историей ремесел и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  • расширят знания по материаловедению и цветоведению.

Особые условия проведения

Набор детей в объединение осуществляется на добровольной основе, без гендерного учёта.

 

Материально-техническая база

Занятия проводятся в учебном помещении.

Перечень оборудования учебного помещения: столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий и учебных материалов, стол с покрытием для утюжки соломки. Перечень технических средств обучения: компьютер.

Учебный комплект на каждого обучающегося:

Инструменты: ножницы, пинцет, клеевой горячий пистолет, рамка деревянная, иголки, маленькие баночки с крышками для хранения фурнитуры, простой карандаш, ластик, картон, пяльцы, альбом, кисточка.

Материал: ткань разного вида, бисер, пайетки, стразы, стеклярус, джутовый шпагат, клей ПВА, нитки мулине, нитки для шитья, гуашь, акварельные и акриловые краски.

 

Информационное обеспечение:

  • буклет о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Мир творчества";
  • информационные листовки с режимом работы и расписанием занятий;
  • стенды для размещения образцов готовых изделий;
  • визитные карточки с указанием контактов и местонахождения;
  • памятки для родителей (законных представителей);
  • памятки детей о правилах внутреннего распорядка, безопасности и пр.

Педагогические технологии: индивидуального обучения, группового обучения, коллективного взаимообучения, игровой деятельности, коллективной творческой деятельности.

 

Дидактический материал:

  • наглядные пособия;
  • образцы готовых изделий, методические папки к темам образовательной программы;
  • информационные пособия и демонстрационные материалы;
  • раздаточный материал;
  • листы тестирования;
  • образцы работ.