Программа «Игроматика»

Математическое развитие ребёнка – это не только умение детей считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, знаками, символами. Эти способности нужны нам повсюду: в биологии и в языкознании, в магазине и в горах, на уроке и на необитаемом острове, – и именно поэтому математика фундаментальна.

 

Программа "Игроматика" - это синтез игры и математики. Через игру дети учатся понимать и применять  полученные знания, проявляют свои волевые качества, видят взаимосвязи окружающего мира, взаимодействуют и общаются друг с другом. А математика помогает сделать наши игры не просто интересными, но и практичными.

 

Главная задача курса «Игроматика» состоит в том, чтобы детям было интересно. Именно для этого используется большое количество разнообразных конструкторов, счётных материалов, наглядных пособий, таких как "Танграм", "Пентамино", счётные кубики, счётные бусы и др, помогающих детям усвоить изучаемый материал. Это необходимо в силу возрастных особенностей детей, преобладания у них конкретного восприятия мира, в противовес абстрактному мышлению. Вместе с тем, курс содержит и теоретический материал, позволяющий дать, на доступном уровне, обобщение тех конкретных знаний, которые получают учащиеся на занятиях. 

 

Педагоги

Леонтьева Наталья Владимировна,

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 25 лет.

Курсы повышения квалификации:

16.01.2017 года по 15.02.2017 года, ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО, программа "Школа профессионального роста педагога дополнительного образования".

Содержание программы

Программа реализуется в 1 год и состоит из трех разделов:

В мире чисел.

Вводное занятие - 1 ч

Решение и составление ребусов, содержащих числа - 2 ч.

Числовые головоломки - 2 ч.

Заполнение числовых кроссвордов (судоку, числовая змея, и др.) - 2 ч.

Занимательные задания с римскими цифрами - 2 ч.

Геометрическая мозаика.

Пространственные представления - 1 ч.

Маршрут передвижения - 1 ч.

Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание - 1 ч.

Геометрические узоры - 1 ч.

Закономерности в узорах - 1 ч.

Симметрия - 1ч.

Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии - 1 ч.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части - 1ч.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте - 1ч.

Составление (вычерчивание) орнамента (по образцу, по собственному замыслу) - 2ч.

Объёмные тела: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб - 2 ч.

Моделирование из конструктора - 2 ч.

Создание объёмных фигур из развёрток - 2 ч.

Мир занимательных задач.

Задачи, допускающие несколько способов решения - 2ч. 

Задачи, имеющие несколько решений - 2ч.

Нестандартные задачи - 2ч.

Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах - 2ч.

Задачи, решаемые способом перебора - 2ч. 

Цели программы

создание условий для развития логического мышления, внимание, памяти, творческого воображения, наблюдательности, последовательности рассуждений и их доказательности.

Задачи программы

Воспитательные:

· развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

· развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности;

· воспитание чувства справедливости, ответственности;

· развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Развивающие:

· формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

· освоение эвристических приёмов рассуждений;

· формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

· развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

· формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

· формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

· привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Образовательные:

· расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

· развитие краткости речи;

· умелое использование символики;

· правильное применение математической терминологии;

· умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

· умение делать доступные выводы и обобщения;

· обосновывать свои мысли.

Результат программы

В результате реализации программы у детей будут сформированы следующие личностные качества:

· сформирована модель поведения в учебных ситуациях, ребёнок осознаёт процесс обучения, испытывает удовольствие от освоения нового;

· наблюдается критичность к своим возможностям и усилиям, прилагаемым для достижения результата;

· наблюдается проявление адекватной, объективной оценки собственных возможностей, деятельности и ее результатов;

· появляется способность к общению кооперативно-соревновательного типа и содержательной коммуникации, позволяющей понимать и учитывать действия и позиции партнеров-сверстников;

· проявляется самостоятельность в разнообразных ситуациях;

· обнаруживается сопереживание и взаимопонимание в общении с другими детьми.

В результате реализации программы дети будут уметь:

· сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

· анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами;

· включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

· выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

· аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

· сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

· контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать как:

· распознавать простейшие геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, в различных сочетаниях, ракурсах, наложениях;

· синтезировать из геометрических форм разнообразные композиции;

· определять координаты точек на плоскости и находить точки по их координатам;

· применять комбинаторные методы для решения задач;

· находить простые закономерности и использовать их при решении задач.

Особые условия проведения

Особых условий в программе не предусматривается

Материально-техническая база

В наличии имеются следующие дидактические материалы:

· счётные кубики, счётные палочки, счётные бусы;

· кубики (игральные) с точками или цифрами;

· часовой циферблат с подвижными стрелками;

· набор "Геометрические тела";

· геометрический раздаточный материал «Орнамент», "Геометрическая мозаика«;

· конструкторы: «Капла», «Лего», «Платоновы тела», «Кирпичики», "Дженга";

· математические материалы: «Танграм», «Тетрамино», «Пентамино», «Полимино», «Уникуб», «Сложи узор», "Соты";

· игры: «Грузи и вези», «Фруктаж», «Фрукто 10» «Турбосчёт», «Геометрика», «Деллисимо» и др;

· ребусы, кроссворды;

· настольно-печатные игры для развития внимания, памяти, мышления, обобщающей функции речи («Классификация», "Назови одним словом«);

· СD с записью бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, логоритмических игр и упражнений);

· конструкторы (деревянные, пластмассовые, пластизолевые);

· ножницы;

· наборы цветной бумаги и картона;

· клей, кисточки.