Программа «Игралочка»

Математическое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения. Содержание элементарных математических представлений, которые усваивают дети дошкольного возраста вытекают из самой науки, её первоначальных, основополагающих понятий, составляющих математическую действительность.

Многолетний опыт работы показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно- полезную деятельность и т.д.

Принцип приоритета развивающей функции в обучении математике предполагает не столько собственно математическое образование, в узком смысле слова, сколько образование и развитие с помощью математики.

Одним из наиболее значимых отличий дошкольного образования от следующих уровней – начального и основного общего образования – заключается в том, что развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется не в учебной деятельности, а через различные виды детской деятельности. Именно поэтому программа «Игралочка» строится на оптимальных для дошкольников формах организации детских видов деятельности, таких как игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные), беседы, решение проблемных ситуаций, моделирование, экспериментирование и др.

Игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность пронизывают все разделы данной парциальной программы, отсюда и ее название: "Игралочка".

Педагоги

Астанина Татьяна Анатольевна - воспитатель высшей квалификационной категории, педагогический стаж более 20 лет.

Содержание программы

Младший дошкольный возраст

В 4–5 лет дети усваивают последовательность и наименования числительных, точно соотносят числительное с каждым множеством предметов, усваивают значение названного при счете последнего числа как итогового.

На пятом году жизни дети более дифференцированно подходят к выбору предмета по разным параметрам величины, если эти признаки ярко выражены. Наиболее успешно выделяют нужную величину при сравнении двух предметов. Длина и ширина воспринимаются легче, чем высота. Слова «величина» и «размер» еще непонятны детям, так как они их редко слышат.

Младший дошкольный возраст – период начала освоения словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям. Дети ориентируются на основе, так называемой чувственной системы отсчета, т. е. по сторонам собственного тела. На основе знания своего тела (ориентировки «на себе») становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно показывать и называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение предмета относительно себя. Различные направления ребенок, прежде всего, соотносит с определенными частями собственного тела: вверху – там, где голова; внизу – там, где ноги; впереди – там, где лицо; позади – там, где спина, и т.д. Ориентировка на своем теле служит опорой в освоении ребенком пространственных направлений. В младшем возрасте дети легче ориентируются в замкнутом небольшом пространстве или на ограниченной плоскости, им труднее сориентироваться в движении, чем в статичном положении.

Наиболее доступными, первоначальными речевыми выражениями категории времени являются нерасчлененные временные отношения (сначала, потом, раньше, позже, давно, скоро). В повседневной жизни у детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. В процессе организованной образовательной деятельности эти знания углубляются и расширяются. Представления о последовательности частей суток дополняются знакомством со значением слов "вчера, сегодня, завтра".

Старший дошкольный возраст

В старшем дошкольном возрасте при грамотной организации образовательного процесса дети овладевают умением относить единицу не только к отдельному предмету, но и к группе предметов. Это является основой для понимания десятичной системы исчисления.

Представление о числах, их последовательности, отношениях, месте в натуральном ряду формируется у детей дошкольного возраста под влиянием счета и измерения. При овладении измерением дети пользуются подсчетом условных мерок, дают количественную характеристику величине. Это углубляет и расширяет представление о числе, раскрывает отношение "часть и целое".

При специально организованных образовательных ситуациях приходит умение составлять и решать арифметические задачи. Это очень важно для развития логического мышления и начальных представлений о математических методах исследования реального мира. Однако без специальной работы дети воспринимают арифметические задачи как рассказ или загадку, ещё не осознают структуру задачи (условие, вопрос), не понимают взаимосвязи числовых данных, смысла вопроса.

В старшем дошкольном возрасте дети уже учатся определять форму предметов и их частей, составлять из геометрических фигур модели различных предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометрических фигур.

На шестом году дети могут дифференцировать разные параметры величины предметов, понимают трехмерность пространства. Развивается глазомер в процессе сравнения размеров предметов: на глаз, способами приложения и наложения, при помощи мерки, измерения. Практическая и игровая деятельность детей, хозяйственная деятельность взрослых являются основой для ознакомления дошкольников с простейшими способами измерения. Складываются благоприятные условия для обучения измерению: развитие сенсорики, развитие мелкой моторики, координация движений, согласование движений и слов, владение понятием величины и необходимыми терминами, владение счетом, понимание отношения "часть и целое".

В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречий, которые отражают пространственные отношения. Дети учатся ориентироваться не только относительно себя, но и относительно другого человека. При этом в начале работы ребенок проверяет свой ответ на практике, а затем приобретает умение мысленно представлять себя на месте другого человека или куклы.

Дети старшего дошкольного возраста уже активно пользуются временными наречиями. Лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость (быстро, медленно), хуже – длительность и последовательность. Новым для детей становится усвоение последовательности дней недели, месяцев в году.

Цели программы

В соответствии с принятым в программе «Игралочка» методологическим подходом ее основной целью становится не столько формирование у де-тей математических представлений и понятий, сколько создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и общения в процессе освоения математических способов познания действительности, что станет основой для его умственного и личностного развития, формирования целостной картины мира, готовности к саморазвитию и самореализации на всех этапах жизни.

Обучающие задачи:

• формирование мотивации учения, которое ориентировано на удовлетворение познавательных интересов;

• увеличение объёма памяти и внимания;

• ознакомление детей с общими математическими понятиями;

• формирование у детей математических представлений о числах и пространственно- временных отношениях;

• формирование умения ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана;

• формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами;

• формирование умения составлять фигуры из частей и делить фигуры на части;

• формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия).

Развивающие задачи:

• развитие образного и вариативного мышления, воображения, творческих способностей, фантазии;

• развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, делать простейшие выводы и умозаключения;

• формировать умения и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с задуманным, проверять результат своих действий и тд);

• вырабатывать умение целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;

Воспитательные задачи:

• вырабатывать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения с взрослыми и сверстниками, видеть себя глазами окружающих;

• воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательное отношение друг к другу;

Перечисленные задачи усложняются из года в год, при этом они повторяются на каждой возрастной ступени, поскольку развитие перечисленных выше мыслительных операций, навыков, умений и, особенно опыта выполнения универсальных действий – это длительный процесс, требующей от педагога кропотливой работы в течение нескольких лет.

Результат программы

К завершению обучения по программе «Игралочка» основным результатом должно стать развитие высших психических функций (памяти, внимания, восприятия, мышления, речи, воображения), мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), познавательного интереса и инициативы, самостоятельности и независимости суждений и оценок, готовности в нестандартной ситуации к поиску наиболее адекватных путей решения, умений приводить доказательство, устанавливать зависимости, планировать свои действия, находить и исправлять свои ошибки, договариваться, умение выполнять задачу вместе с другими детьми, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Одновременно у детей формируются следующие умения:

- выделять и называть сходства и различия отдельных групп предметов и совокупностей;

- объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым, находить части целого и целое по известным частям;

-сравнивать группы предметов по количеству с помощью составления пар;

- считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

- сравнивать предметы по длине (ширине, высоте), измерять длину предмета с помощью мерки и располагать предметы в порядке увеличения и уменьшения их длины (высоты, ширины);

-узнавать и называть плоские и объёмные геометрические фигуры

( круг, шар, треугольник, квадрат, куб, овал, прямоугольник);

-выражать словами местонахождение предмета относительно себя и другого предмета, ориентироваться на листе бумаги;

- устанавливать пространственно- временные отношения, находить последовательность событий и нарушение последовательности.

Особые условия проведения

Возраст воспитанников от 4 до 7 лет.

Материально-техническая база

Занятия с детьми проводятся в групповом помещении. Для обеспечения максимального образовательного эффекта в наличии имеется программно-методический комплект, рабочие тетради для детей, демонстрационный и раздаточный материал.